Надежда Падурская. Наперекор всему

15:12
2850
views

Если вам тошно, если вы впали в депрессию, если кажется, что жизнь утратила смысл, - поезжайте во Власовку, что возле Светловодска, в дом-интернат для ветеранов и инвалидов, к Надежде Падурской. Посмотрите на нее, послушайте ее, прислушайтесь к ней, и вашу хандру как рукой снимет – талантливой рукой художницы и потрясающей энергии женщины.

Ее, ее талант, открыли в начале восьмидесятых, о чем нам рассказала Элла Янчукова, сотрудник отдела искусств областной библиотеки имени Чижевского. Тогда наш, кировоградский, отдел искусств дерзнул выставлять в своем зале картины местных художников. (В то время в стране библиотеки этим не занимались.) Как-то преподаватель художественной школы Владимир Плитин привез в библиотеку картину Падурской. Рассказал, что в Помошной Новоукраинского района живет самодеятельная художница, которая очень интересно работает. Предложил сделать выставку ее работ.

– Чтобы решить, выставлять ли картины, мы просили художников принести нам пару работ, чтоб определиться, - рассказала Элла Михайловна. – Мы с Володей поехали к Падурской. Она, инвалид, жила в однокомнатной квартире с сыном-инвалидом, колясочником. Вся квартира была завешена и заставлена работами. Посмотрев их и пообщавшись с Надеждой Ивановной, мы решили сделать ее выставку. Отобранные работы везли на электричке.

Мы стали ездить к ней. Раз-два в месяц обязательно. Возили ей кисти, краски, холсты, растворители, подрамники, рамы – все, что нужно для работы. Все эти материалы нам давал худфонд. Мы ездили сами, возили к ней художников, журналистов. Падурская очень любила рисовать портреты с натуры карандашом или ручкой. Приехал к ней человек, они общаются, и Надежда Ивановна рисует своего визави. Рисунки она сразу отдавала. И картины, которые к нашему визиту были написаны, тоже отдавала. Все, что у нас было, а это более девяноста работ, мы передали в художественный музей.

Чтобы помочь Надежде Ивановне средствами, библиотека купила у нее пять работ. Сейчас в Чижевского хранятся они и те, что художница подарила именно библиотеке. Представители худмузея время от времени приезжают к Падурской уже в Светловодск, и она отдает им то, что нарисовала. Взамен ей дают краски, карандаши, бумагу и акт приема-передачи…

В областном центре было несколько выставок работ Надежды Падурской. Иногда к ней приезжают из других городов и что-то приобретают, но крайне редко. Издательством «Имэкс» выпущен каталог работ художницы. Сама Падурская была в Кировограде/Кропивницком на своей выставке всего один раз…

В начале девяностых в Киеве состоялась персональная выставка художницы, прошедшая с огромным успехом. «Я не ожидала, что будет такой фурор, - вспоминает Надежда Ивановна. – Столько картин было раскуплено! Мне прислали очень много денег, я столько в жизни не видела. Я в одном окошке их получила, а в другое сдала – на книжку положила. А через месяц инфляция. И ничего не осталось. Обидно, что весь мой труд был напрасным».

В память о выставке у Надежды Ивановны осталась только афиша. Она долго висела у нее в комнате еще в Помошной. Как-то в гости приехал галерист Николай Цуканов и попросил себе эту афишу. Художница отказалась дарить, а во время переезда во Власовку афиша пропала. «Как жаль, что я ее не подарила, - сетует Падурская. - Я бы очень хотела, чтоб она у Цуканова была. А еще хочу, чтоб у него была хоть одна моя работа»…

В раннем детстве Надежда получила травму позвоночника, вследствие чего перестала расти. Она говорит, что ее позвоночник «похож на доллар» – имеет форму буквы S. Передвигается с помощью костылей или на коляске. Хотя, будучи сильной духом и постоянно борющейся, научилась ходить, взявшись сзади за коляску и опираясь на нее. Так ей хватает сил добраться до рынка во Власовке и купить овощей или фруктов.

Живя еще в Помошной, она работала в кинотеатре – оформляла афиши. К ней приходили школьники, которых она учила рисовать. По городку она передвигалась… на велосипеде. Срезала раму с «Орленка» и ездила, пока ее не увидел участковый врач и не отругал. Сказал, что, если она упадет, не сможет ее собрать. Только коляска!

Что-то в ее жизни произошло, о чем мы не спрашивали, и она была вынуждена из помошнянской квартиры переехать в дом-интернат. В комнате живет одна, что для интерната редкость. Комната, она же мастерская, была отремонтирована за деньги Надежды Ивановны. Там светло, чисто и уютно. Художница очень гостеприимная. Она радуется каждому, кто пришел или приехал ее навестить. И она помнит всех по имени и фамилии.

Когда мы зашли в ее комнату-палату, застали ее за работой. В ожидании нашего визита она рисовала портрет мальчика, обрамленный ее неповторимой узорной вязью. Маленькая улыбчивая женщина сидела на диване за большим столом с наклоненной поверхностью и искренне обрадовалась и тем, кого давно знает, и незнакомым гостям. Пока незнакомым, потому что расставались мы уже друзьями.

– Какого вы года рождения?

– Разве можно такое при мужчине спрашивать?

– Ну я ж не спрашиваю, сколько вам лет.

– И не спрашивайте. Мне семьдесят с хвостиком.

– Я о вас хочу в газете написать.

– Еще чего не хватало! Я давно уже не объект для любования…

Вот так – с улыбкой, иронией, непринужденно, немного кокетливо – говорила Надежда Ивановна. «В ваших картинах много лета», - заметили мы. «Да, а еще в них село, которого я никогда не видела. Я все время жила на станции. Одни эшелоны», - сказала художница.

Ее сын живет в Знаменке. «Мой сын – моя ветка. Думала, что сухая ветка, но она оказалась живой, - говорит Надежда Ивановна. – Никогда не думала, что моего сына полюбит девушка, он же в коляске. Но у меня уже шестеро внуков. Они маленькие, и я их никогда не видела. Но дети мне звонят и присылают фотографии внуков».

Работы Падурской необычные. Они очень позитивные, жизнеутверждающие, глубокие при кажущейся на первый взгляд наивности. В центре – женщина с ребенком, а вокруг «завитый», «сплетенный» фон – яркий мир. Даже обрамленный в «вязь Падурской» петушок или собачка – это добро и содержание. Надежда Ивановна все работы подписывает: как правило, с обратной стороны – четверостишие, в основном из Шевченко.

Она призналась, что не делает эскизов, этюдов, садится и сразу рисует. Считает своим недостатком, что спешит, хочет в один день закончить начатое, чтоб увидеть результат. И тут же процитировала Евтушенко:

Проклятье века – это спешка,
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравленно в цейтнот.

Ее работы «разбрелись» по всей стране, есть даже за рубежом. А Надежда Ивановна до сих пор сомневается, что она художник. Поэтому давно просила Эллу Михайловну, чтобы та показала ее картины кому-то из искусствоведов. Искусствовед, преподаватель детской художественной школы Елена Андреевна Гуренко была доставлена прямо «на дом».

– Магия искусства в том, что общаются душа с душой. Художник вкладывает в работу что-то свое, а зритель, будь он профессионал или далекий от искусства человек, своим восприятием или обогащает изображенное на полотне, или делает его беднее. Картины Падурской объединяет свет. Причем это свет не солнечный и не лунный, это некий средний свет. Ведь в природе нет ночей: то ли заходит месяц, то ли восходит солнце. Этот свет объединяет все. И это не физический свет, а духовный, особый.

Это цельные картины. В них – образы. Будь то собачка, кошечка, курочка – это все живое, то, что радуется, печалится, любит. Есть в картинах горечь, есть скорбь человеческая, но их объединяет свет, сияние, которое исходит из глубины души художника…

Знаете, чего больше всего хочет Надежда Ивановна? Сделать операцию на глазах. У нее катаракта. «Я сейчас заново иду по этому пути. Я только сейчас поняла, как это делается, - сказала художница. – Я нашла свою вязь, роспись. Я сроду не видела петриковской росписи, но думаю, что и я б так смогла. Теряю зрение и паникую: как рисовать?»

Она копит деньги, чтобы снова хорошо видеть, чтобы создавать новые и новые картины. Копить, собственно, не из чего: ей на руки дают всего 25 процентов пенсии, а это 300 гривен. Очень хочется, чтобы мир, который она украшает своими картинами и своим в нем присутствием, не остался равнодушным. Давайте поможем все вместе, как мы это умеем делать и не раз демонстрировали. У кого есть желание и возможности – свяжитесь с редакцией или с Эллой Михайловной Янчуковой.

Надежда Падурская, кроме картин, пишет стихи. В них – сила ее духа, любовь, тепло, свет, оптимизм и Бог.

Ні, я не скаржусь, я і не жаліюсь,
Я просто прикрі ті обставини долаю
Наперекір всьому.
І вам того бажаю…

Фото Олега Шрамко, «УЦ»