В погоне за живописным пейзажем

14:14
1645
views

«УЦ» не раз и не два обращала внимание власти и общественности на нарушение правил при выделении земельных участков под застройку в так называемых зеленых зонах Кропивницкого. И проблема не в том, что практических результатов в виде отмененных незаконных решений маловато. Дело в том, что власть, каждый раз сменяясь, не только не борется с незаконными действиями «папередников», но и дополняет перечень давних нарушений своими решениями. Хотя перед выборами все кандидаты обещают раз и навсегда «навести порядок» в вопросах выделения земельных участков в рекреационных зонах.

Одна из таких зон – берег реки Сугоклеи, вернее водохранилища в микрорайоне Новоалексеевка, куда журналистов на экскурсию пригласил депутат горсовета Михаил Демченко. Он скандально известен тем, что свои претензии к руководству городским советом излагал в форме достаточно неоднозначных флеш-мобов типа вручения мозгов или куриных тушек. Осознав наконец, что никаких последствий, кроме смеха, неприятия или удивления это не дает, Демченко решил работать парламентскими методами.

Нарушения правил пользования водоохранными зонами в его избирательном округе начинаются буквально с первого номера домов по улице Нижней, откуда открывается, можно сказать, один из самых очаровательных пейзажей города – вид на берега реки Сугоклеи.

Тут берега Сугоклеи щедро покрыты выходами на поверхность древних гранитов в виде живописных валунов и каменных плато. Трудно найти лучшее место для прогулок, которое к тому же находится всего в пяти минутах езды от центра города. Здесь нужно вести речь и о сохранении уникальной, возможно, эндемической, флоры, потому что каменистая поверхность точно не способствовала хозяйственной деятельности, и земля тут не пахалась и не раскапывалась под огороды. Правда, на противоположном берегу работает гранитный карьер, во всяком случае, прямо перед нами из него выехал и проехал берегом реки мощный БелАЗ, но в данном случае карьер лишь украшает панораму. Однако любоваться ею с недавних времен становится все более проблематично, поскольку берег начал активно застраиваться.

Местный житель, Николай Журавлев, говорит, что, когда началось строительство (для начала кто-то прямо на берегу, около воды, построил комфортабельную баню или что-то подобное), пройти берегом стало невозможно, хотя раньше вдоль берега люди любили гулять. На вопрос, кто же пользуется баней, человек делает абсолютно логическое предположение в духе управдома из кинокомедии «Бриллиантовая рука», мол, неизвестно, кто там бывает, но простые люди до двух часов ночи сидеть в ней не будут. К тому же активное жилищное строительство, которое началось несколько лет назад, нарушает спокойствие местных жителей, поскольку тяжелые грузовые автомобили не только разрушают дорожное покрытие улицы, но и просто мешают своим ревом.

То, что строительство здесь разворачивается серьезное, видно уже через сто метров от начала улицы. Исторически сложилось так, что дома по улице Нижней всегда были лишь на одной стороне, вдоль проезжей части, тогда как через дорогу начинался заросший кустарниками обрыв, по местному «круча», которая спускалась к берегу. Михаил Демченко говорит, что все эти участки вдоль улицы уже распределены, а на некоторых ведется или заканчивается строительство. Главная опасность такой застройки заключается в том, что здесь начались работы по изменению ландшафта, то есть овраг засыпается большим количеством почвы, на которой возводятся или будут возводиться дома. Демченко считает, что все они сооружаются незаконно, потому что Земельным кодексом запрещено заниматься любой хозяйственной деятельностью ближе чем за сто метров от воды на берегах с соответствующим уклоном, тогда как заборы усадеб расположены явно ближе к воде, чем указанные сто метров.

На некоторых участках, где строится несколько домов подряд, улица уже стала одной большой строительной площадкой. Сторонники строительства утверждают, что таким образом сюда приходит цивилизация, наводится порядок, ликвидируются несанкционированные свалки, которые местные жители традиционно устраивают в таких кручах.

С одной стороны, за граждан, которые имеют возможность построить жилье в такой местности, можно только порадоваться, но с другой – почему бы здесь не обустроить настоящую зону отдыха с пешеходными дорожками, фонарями и лавочками для всех желающих? Неизвестно и то, как быть с канализацией и водоотведением, которую здесь никто не прокладывает? Люди уже утверждают, что сток продуктов жизнедеятельности обладателей комфортабельного жилья некоторые его владельцы устраивают просто в воду, и такая «инновация» будет только развиваться. Как говорится, дешево и сердито.

Кстати, о деньгах. Михаил Демченко говорит, что ни один участок меньше чем 20 тысяч долларов здесь не стОит, поэтому покупают, перепродают участки или строятся тут вовсе не бедные люди. И все бы ничего, как говорят, «растет благосостояние народа», если бы они считались с интересами и правами других граждан. Например, на пересечении улиц Нижней и Суворова, где когда-то был автомобильный проезд на берег, теперь поставлен забор, и желающие полюбоваться пейзажами должны искать проход к воде аж за несколько кварталов, если еще найдут, потому что дальше вообще начинается неприступная для простых смертных береговая «ресторанная зона».

По всему видать, что новые хозяева строятся капитально, насыпают почву под строительство домов поближе к воде и даже возводят землезащитные стены, предохраняющие от сползания в воду, что на насыпной почве вполне возможно. Опасность подобных сдвигов с возможными последствиями особенно ярко видно у дома № 33 по переулку Алексеевскому, где, по словам Михаила Демченко, раньше была круча, то есть огромный овраг, а теперь его засыпали настоящей горой, состоящей из сотен тонн строительно-земляной смеси. Все бы ничего, но теперь эта гора нависает над… старыми домами, которые стоят внизу, ближе к берегу (на фото внизу). Причем даже сейчас видно, что насыпь уже покрыта трещинами, она готова сползти и накрыть огороды и хозяйственные постройки. А все дело в том, что были напрочь засыпаны водоотводные траншеи, которыми дождевые и паводковые воды стекали в реку со всей округи, теперь потоки дождевой воды сбегают прямо через расположенные ниже домовладения.

Обладательница одного из домов, которые неожиданно попали в опасную зону, обращалась к депутатам на сессии городского совета, но что-то не видно, чтобы кто-то начал ликвидировать последствия изменения ландшафта на отдельно взятом участке берега Сугоклеи. А делать это просто необходимо, потому что все оползни происходят тогда, когда для этого созданы соответствующие условия, такие, как здесь. Поскольку водоотводные траншеи засыпаны, паводковые и дождевые воды будут накапливаться в почве, пока не наступит критический момент, и этот грязевой поток не хлынет вниз. Причем не только на старые дома, но и на новые постройки, ведь в этом месте даже берег, вплоть до уреза воды, отдан в аренду, и полугектарный участок ждет не дождется начала строительства какого-то торгово-развлекательного комплекса. Это к вопросу о запрете какой бы то ни было хозяйственной деятельности в водоохранной зоне.

Михаил Демченко обратился к депутатам городского совета за поддержкой, была создана комиссия для проверки фактов нарушения законодательства, но, похоже, никаких правовых последствий нарушителям опасаться нечего. Депутат говорит, что существует трехлетний срок давности, после которого решения о выделении земельных участков не могут быть обжалованы. Такой хороший закон придумали наши слуги народа. Выходит, что борьба Демченко бесполезная, но в данном случае речь идет не о борьбе одного беспокойного депутата против Голиафа, то есть коррумпированной системы местного самоуправления. Дела намного хуже, потому что в качестве Давида выступает… городская громада, причем не факт, что даже она сможет выйти победителем в неравном сражении за живописные пейзажи последних клочков «зеленых зон».