На одном из аппаратных совещаний мэр Кропивницкого возмутился, что ни один проект, разработанный специалистами городского совета для участия в конкурсе на финансирование за счет государственного фонда регионального развития, не стал победителем. Андрей Райкович попросил чиновников разобраться и доложить, почему такое стало возможным.
Хоть мэр обращался к чиновникам, но эта тема заинтересовала и нас, тем более «УЦ» в прошлом году не раз писала о странностях при распределении бюджетных денег в Кировоградском областном совете для реализации проектов на местах. Тогда при настойчивом «содействии» со стороны бывшего первого заместителя председателя Кировоградской ОГА больше 10 миллионов гривен, выделенных на строительство системы водообеспечения города Долинской, были переброшены на строительство детского сада в селе Черняховка. При этом были нарушены все правила финансирования, потому что строительство водопровода и насосных уже велось и было заморожено, тогда как строительство детсада еще и не начиналось. При этом закон разрешал финансирование только тех объектов, строительство которых должно было закончиться до конца текущего года. Но детский сад вошел в перечень объектов «Большого строительства», и это многое объясняет.
В этом примере главное то, что распределение средств на проекты может осуществляться в так называемом ручном режиме, чего в принципе не должно быть.
Как нам стало известно, специалисты горсовета подготовили и подали на конкурс 12 проектов общей стоимостью больше 180 миллионов гривен. Мэр постоянно подчеркивает, что город должен развиваться и реализовывать новые проекты, но экономическая ситуация в стране значительно сократила возможности городского бюджета, поэтому вся надежда на поиск различных путей финансирования.
Таким образом, были разработаны и поданы на конкурс проекты капитального ремонта – тепловой санации детской поликлиники и городского родильного дома, реставрации терапевтического отделения Центральной городской больницы, реконструкция операционного блока хирургического отделения больницы скорой помощи, приобретение диагностической аппаратуры для Центральной городской больницы, приобретение и монтаж кислородного генератора для этой же больницы, приобретение современного цифрового рентгеноскопического оборудования для детской поликлиники, капитальный ремонт мастерской школы № 16, ремонт пищеблока в Казацкой гимназии и другие.
Почти все проекты ориентированы на улучшение системы здравоохранения, которая работает и на жителей области, то есть в реализации этих проектов должны быть кровно заинтерсованы и руководство области, и депутаты областного совета.
Но вот вам сенсация: ни один из этих проектов даже не был допущен к участию в конкурсе, поскольку не набрал достаточное количество баллов! Попробуем разобраться, почему такое стало возможным.
Государственный фонд регионального развития формируется при утверждении бюджета и колеблется от 3,5 млрд до 7,5 млрд грн, которые направляются на ускорение реализации социально-экономических проектов территорий. 80% распределяются по всем областям, в зависимости от численности населения, а 20% – дополнительно между территориями, где валовой региональный продукт в расчете на человека меньше 75% среднего показателя по стране. Таким образом, несколько условно «бедных» областей получают значительную прибавку, но Кировоградщина в их число не входит, хотя по экономическим показателям – должна.
Тем не менее, необходимо побороться и за тот кусок инвестиционного пирога, который попадает в область, а это около 80-120 миллионов гривен. Для оценки проектов создается областная комиссия, состоящая из чиновников, депутатов областного совета и представителей общественности – всего 14 человек. Проекты должны соответствовать строгим критериям технического характера, а также стратегии развития региона, гарантировать софинансирование из местного бюдежета, иметь стоимость строительства не меньше 5 миллионов гривен и др. Каждый член комиссии оценивает, насколько проекты отвечают условиям конкурса, в баллах, причем это происходит в электронном режиме, то есть как бы конфиденциально, и никто на решение «комиссаров» не влияет.
Интересно, что практически ВСЕ проекты Кропивницкого набрали от 26 до 34 баллов, тогда как проект реконструкции детского сада в Знаменке оценили в 76 баллов, капитальный ремонт стадиона в Голованевске – в 42 балла, а реконструкция помещения под спортивно-оздоровительный комплекс в Онуфриевке набрала 74 балла. Поскольку голосование как бы независимое, подозревать комиссию в предвзятости нет оснований, но удивляет «одностайність» оценок. Если это проект из Кропивницкого, то количество баллов крутится в районе «тридцатки», а если из района – то в большинстве случаев это от 40 и больше 70 баллов.
Мы ни в коем случае не подвергаем сомнению важность районных проектов, но, согласитесь, со стратегической точки зрения, сегодня приобретение и монтаж кислородного генератора не идет ни в какое сравнение с ремонтом стадиона в Голованевске…
Трудно предположить, какими соображениями руководствовались члены областной комиссии. Возможно, здесь не обошлось без депутатского влияния и защиты интересов районов. Возможно, кто-то посчитал, что Кропивницкий – «хлебный» город, да и настроил за последние пять лет много, пускай и другие объекты строит. А возможно, кто-то посчитал, что у областного центра слишком много амбиций? Быть может, в дело вмешалась политика и таким образом кто-то пытается влиять на чьи-то рейтинги?
Как бы то ни было, но сейчас реализация проектов областного центра под большим вопросом, если не сказать больше. Правда, одновременно с подачей проектов на областную комиссию они «вывешиваются» и на сайте фонда, но говорят, что последнее слово все же остается за областной комиссией.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...