На любви современного, слегка уставшего от цивилизации человека к средневековой романтике построены целые культурные пласты, начиная от книг и фильмов и заканчивая игровыми вселенными в Интернете, где сказочные персонажи живут рядом с людьми. Но некоторые заходят дальше – и воскрешают Средневековье в совершенно материальных вещах. Клубы исторической реконструкции действуют по всей Украине, и в Кропивницком в том числе.
Как только установилась относительно теплая погода, фанаты-реконструкторы активизировали свою деятельность. В «Фейсбуке» разместили приглашения на необычный для рядового жителя города вид досуга – тренировку по стрельбе из традиционного лука. Место сбора – небольшая балка у трассы в селе Соколовское. Здесь нас встречают Игорь Прилуцкий, Андрей (он попросил не называть его фамилию, хотя рассказал, что преподает в университете) и Настя. На стойке уложены около десятка луков различной конструкции. Одного взгляда на эту стойку было достаточно, чтобы понять, почему акцент делается на слове «традиционный». Здесь были классический английский длинный лук (или лонгбоу), короткие европейские луки, монгольские луки характерной изогнутой формы, китайские луки из бамбука. Неестественно среди них смотрелся небольшой пластиковый блочный лук. Как объяснил нам Игорь Прилуцкий, это для новичков.
– Традиционный лук требует определенного навыка, – объясняет он. – Натяжение тетивы для выстрела требует усилий, поэтому, чтобы, так сказать, почувствовать вкус, лучше сначала попробовать кое-что попроще. Со спортивным луком работать легче, чтобы натянуть его, нужно меньше сил.
Каждый участник реконструкторского движения практикуется в стрельбе из своего любимого типа луков. Настя – художник по ткани и коже, ее монгольский лук – настоящее произведение искусства, упакованное в кожу и украшенное хитрым узором. Но она скромная и от вопросов корреспондента «УЦ» уходит. Моими основными собеседниками стали Игорь и Андрей.
– Моя цель – сделать в этом месте исторический тренировочный лагерь, – говорит Андрей. Он живет в Соколовском, совсем рядом с местом тренировок расположен его гараж, где, собственно, хранится снаряжение и кое-что еще. Что именно – читайте дальше.
– Я хочу, чтобы это было место общего сбора для реконструкторов, ролевиков и так далее. Пока что здесь находится только тренировочная точка для лучников. Но я хочу создать полигон для тренировок по такому виду спорта, как исторический средневековый бой. Это официальный вид спорта, в Украине есть профильная ассоциация. Сейчас я провожу данный вопрос через Соколовский сельсовет. В идеале здесь должен быть лагерь, в который может прийти любой желающий и попробовать себя, причем не только в стрельбе из лука, но и во владении мечом и алебардой, надеть на себя доспехи. Здесь же мы будем собираться и обсуждать важные для клуба события – участие в фестивалях, например. В нашей стране проходит просто огромное количество фестивалей – средневековых, ролевых и так далее. Участвовать во всех просто физически нет возможности, нужно выбирать, куда мы поедем, а куда нет.
Мужчины признаются – иметь подобное хобби в нашем провинциальном обществе не так просто.
– На нас смотрят, как на сумасшедших, – говорит Андрей. – Считают, что мы впадаем в детство. На фестивалях мы отдыхаем душой. Причем это отношение практически во всех регионах такое. Ситуация всегда примерно одинаковая: в первый день фестиваля все ходят зажатые, на второй расслабляются, на третий в глазах появляется свет, чувствуешь себя свободным. А потом возвращаешься домой – и снова обрастаешь мхом.
Игорь – один из ветеранов реконструкторского движения в нашем городе. Он рассказал довольно запутанную историю о том, как это движение набирало обороты и разрасталось, снова угасало и разгоралось с новой силой.
– Если перечислять названия всех клубов исторической реконструкции, которые действуют в Украине, можно головой тронуться, – отмечает Игорь с улыбкой. – У нас все начиналось с ЗДХ. Это аббревиатура «Запорожье – Днепр – Харьков», это три первых города, вошедшие в Ассоциацию исторического средневекового боя. В середине нулевых к ЗДХ присоединился и Кировоград. Но я, например, остался в «Самарканде» – так называется наш местный клуб. А вообще таких клубов – и официальных, и неофициальных, – в Украине очень много: «Тангар», «Айнабера», «Шарухань», «Спарта» и куча других. Но если смотреть дальше во времени, то все это движение началось еще с фестивалей 60-х годов…
Пока мы беседовали, члены «Самарканда» выпускали стрелы по двум мишеням. Тренироваться нужно регулярно, иначе навык теряется. Но в зимнее время такой возможности нет, поскольку нет приспособленного помещения. Официальные спортивные организации, по словам Игоря, не пылают энтузиазмом впускать в свои помещения лучников и мечников. Хотя стрельба из лука – официальный олимпийский вид спорта, в котором, кстати, Украина регулярно завоевывает медали. Однако спортивный лук отличается от традиционного, как современная снайперская винтовка от пищали. Он имеет множество настроек и дополнительных параметров, которые настраиваются под конкретного спортсмена. Традиционный лук более универсальный.
– Мы с удовольствием предоставляем инструмент и площадку для людей, которые изъявили желание пострелять из лука, – говорит Андрей. – Это платное удовольствие, но то, что мы делаем, трудно назвать коммерцией – прибыли никакой. Все заработанные деньги тратятся на обновление инструментария. Например, каждая из двух мишеней обошлась нам в полторы тысячи гривен.
Мишень для стрельбы из лука – это набор специальных пенопластовых блоков. Сверху на них крепится уже бумажная мишень с разметкой. Но и она должна быть специальной – обычная бумага попросту не выдержит нагрузки и превратится в клочья после первого же попадания стрелы. Такая мишень стоит от 25 до 40 гривен – в зависимости от размера.
– Если уж полностью быть исторически достоверным, то в качестве мишеней должны служить тюки соломы, – отмечает Андрей. – Но солома здесь долго не продержится, в лучшем случае ее украдут, в худшем – подожгут.
Балку, где проходят тренировки, этой весной уже поджигали – на ее дне видны свежие следы огня, прошедшегося по прошлогоднему камышу. Такова она, несказочная реальность.
В отношении стрел историческую достоверность также не соблюдают, и причина тому иная: самостоятельное изготовление стрел – тонкое искусство. Оно требует огромного количества времени и отточенных навыков, которых, естественно, ни у кого нет. Поэтому реконструкторы покупают наборы для сборки стрел – от наконечников до оперения. При этом стрелы – расходный материал, при нас были сломаны минимум две. Иногда их склеивают и используют снова, но бывает, что стрела ломается безвозвратно. Если обрубок выходит достаточной длины, из него делают болт для арбалета (да, это чудо средневековой техники в арсенале реконструкторов тоже имеется).
Кроме самого лука и стрел, необходимы средства защиты – специальные перчатки и наручи, защищающие руки от ударов тетивой. В идеале все они изготавливаются из кожи. По словам Игоря, все эти аксессуары, наряду с луками и стрелами, можно купить у украинских производителей, причем относительно недорого. Одной из таких компаний есть «Gera in company» на сайте которой можно все это найти.
Отдельный серьезный вопрос – законодательное регулирование. Согласно букве украинского закона, лук является холодным метательным оружием, и иметь такое оружие простому смертному нельзя. Технические нормы, предусмотренные для этого вида оружия, делают практически любой лук (кроме, наверное, игрушечных) незаконным. Но…
– Для того, чтобы привлечь вас к ответственности, нужно провести экспертизу оружия, – говорит Игорь Прилуцкий. – Если от вас требуют проведения такой экспертизы, соглашайтесь. Как правило, после нее все вопросы отпадают. Дело, с одной стороны, в несовершенной законодательной базе, а с другой – в некомпетентности тех, кто проводит экспертизу. Чаще всего специалисты даже не могут правильно натянуть тетиву. Согласно закону, сила натяжения тетивы не должна превышать 20 килограммов. Но у нас бывали случаи, когда на экспертизе лука с силой натяжения 40 килограммов делали вывод, что данная сила составляет 8 кг, и отпускали человека с миром. При этом все показатели указывались на маркировке самого лука.
Несомненно, лук – грозное оружие, и регулировать законодательно его использование необходимо. Но много вы припомните случаев в криминальных сводках, когда человека убили или ранили из лука? Мы – ни одного. Чаще всего орудием убийства становится обычный кухонный нож.
Да, мы ведь обещали рассказать еще кое о чем. Оказалось, что преподаватель университета Андрей – не только умелый лучник, но и уникальный мастер. Он изготавливает доспехи, в том числе на заказ.
Андрей любезно пригласил корреспондента «УЦ» в свой гараж, сам он называет его музеем доспехов.
– Мне делают заказ на определенный доспех, но я делаю не один, а два или три, из них один – на себя любимого, – сознается он. – Одна из последних работ – вот этот доспех польской «крылатой» кавалерии. Иногда поступают заказы для фильмов – например, я работал над доспехами к «Сторожевой заставе». Но чаще заказывают для фестивалей или реконструкций. В этом году я получил заказ на 10 арбалетов для фестиваля, посвященного видеоигре «Ведьмак».
Пожалуй, Андрей в чем-то прав – реконструкторов можно назвать сумасшедшими. Но не в общепринятом отрицательном смысле, а в положительном.
– Я хочу, чтобы сюда приходили дети и тренировались, по-настоящему испробовали то, во что они играют за компьютером, – говорит он. – У меня самого двое детей, старшая дочь – подросток. Это в том числе – для нее.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...