Им бы категории взять и отменить!

14:18
1473
views

Кому сейчас не позавидуешь, так это местному самоуправлению, которое приняло на себя удар по вопросам как администрирования карантинных мер, так и недовольства со стороны «пересічних» граждан. Без преувеличения, самый непростой выбор стал перед руководством городов Кировоградщины в плане ограничения транспортного сообщения.

Согласно распоряжению Кабинета Министров, в Украине практически полностью прекращено междугородное автобусное и железнодорожное сообщение. 19-го марта  автору удалось побывать за пределами областного центра, и надо отметить, что скопления народа на автостанциях не наблюдается, хотя какие-то срочные или неотложные дела есть у многих.

С 18-го марта вступили в силу новые транспортные правила и в областном центре. Отмены движения всех пассажирских ресурсов не последовало, но, как и в других городах, ввели ограничения – не более 10 пассажиров одновременно что в маршрутке, что в транспортных средствах большой вместимости. Собственно, для маршрутчиков почти ничего не изменилось, так как количество сидячих мест лишь немного превышает карантинную норму, но вот для автобусов и троллейбусов перевозка всего 10 пассажиров автоматически влечет за собой финансовые потери. Но, как говорится, и к бабке не надо  ходить, чтобы убедиться, что выполнение карантинной нормы натолкнется на отчаянное сопротивление пассажиров и саботаж со стороны водителей – слишком уж непривычны такие строгости для нашего менталитета.

В Европе люди ответственно отнеслись к таким ограничениям и лишний раз из дому не выходят, к тому же действует чрезвычайно жесткая система штрафов. У нас же дело с сознательностью обстоит по-другому, потому что кровь из носу, всем надо обязательно ехать! Вот и вышло, что в первый день транспортного карантина  все пережили настоящий шок, особенно водители и администрация транспортных предприятий.

Заместитель директора КП «Электротранс» Валерий Музычук рассказал, что пришлось четыре часа провести на остановках площади Богдана Хмельницкого, чтобы помочь водителям справиться с поставленной задачей. Говорит, что водители наслушались в свой адрес и оскорблений, и угроз. Отдельные пассажиры пытались блокировать движение автобусов, под колеса бросались, если не попадали в число десяти. Такая «децимация» больше всего раздражала пенсионеров и льготников, которым, как говорится, больше всех надо.

А уж о масочном режиме в первый день карантина на транспорте говорить вообще не приходится. Рассказывают, что водителя маршрутки даже пытались избить за то, что он требовал выполнения правил.

Но к водителям были недоброжелательно настроены не только пассажиры. Во Львове нескольких водителей наказали за несоблюдение карантинных ограничений, и размеры штрафов могут не только свалить с ног человека, но и обанкротить предприятие – 17 тысяч гривен на одного водителя! Штрафуют их и в Одессе, кропивницкие водители тоже опасаются таких строгостей, при этом все они в один голос говорят, что причиной такого положения дел является недисциплинированность именно пенсионеров и льготных категорий пассажиров.

Водители автобусов,  прибывших 20-го марта на площадь Б. Хмельницкого из поселка Нового, говорят, что строго придерживаются «правила десяти», причем за очередью уже начали следить сами пассажиры. Случаются и те, которые требуют «езды» во что бы то ни стало, так что приходилось ждать, когда другие пассажиры «уговорят» нарушителя покинуть салон. Тут бы и полиции подежурить, но пока обошлись без нее.

Получается, что и наших людей таки можно приучить к порядку, хотя даже «правило десяти» не облегчает доставку людей на работу и с работы. К примеру,  утром некоторые рейсы из поселка Нового состоят сплошь из льготников, т.е. 10 из 10 или 9 из 10 пассажиров. При этом можно с уверенностью говорить, что особенно острой нужды ехать у большинства из них нет, потому что самое необходимое можно купить и возле дома, а справку получить по телефону или вообще подождать. Понятное дело, что при таком раскладе на работу вовремя не могут попасть ни медики, ни пекари, ни те же продавцы. Поэтому поступают предложения как-то упорядочить этот вопрос.

Самое простое – отменить хотя бы на время карантина льготный проезд, как это с 23-го марта хотели сделать во Львове. Поднимали этот вопрос и в Кропивницком, но мэр города Андрей Райкович выступает категорически против, мол, в такое сложное время мы не можем пойти ни на ограничения, ни на изменение стоимости проезда для наиболее незащищенных слоев населения. Может, и так, но без популизма тут не обходится, потому что на самом деле не все льготники попадают в категорию «незахищених».

Возможно, следует все же изменить графики движения или маршруты, как это сделали в Александрии, сместив движение городского пассажирского транспорта в сторону утренних и вечерних нагрузок. Кстати, именно на дневное время там приходятся и льготные маршруты…

Эти вопросы прорабатывали и в Кропивницком, но, как говорит  начальник управления развития транспорта и связи Кропивницкого Виктор Житник: «Щодо підвищення вартості чи обмеження пільг, міський голова висловився однозначно. Навіть деякі керівники транспортних підприємств проявили відповідальність і виступили проти зміни правил, хоча звучали й інші пропозиції. Ми їх розуміємо. Окрім того, у нас немає резервів для зміни графіків руху, тому ми вкотре просимо  пенсіонерів без нагальної потреби не завдавати незручностей тим пасажирам, які повинні потрапити на роботу, щоб працювати над питаннями життєзабезпечення міста й тих же пенсіонерів».

Надо отметить и возросшую активность борцов за «светлое будущее» пенсионеров, которые в соцсетях грудью встают на защиту бабушек и дедушек, которым «очень надо». Но они забывают, что пенсионеров просят сидеть дома не потому, что они затрудняют трафик для работающих, а потому что дома они не подвергаются опасности подхватить крайне опасную для них инфекцию, и это ключевой момент для понимания сущности карантина.

Нельзя за скобки выносить и вопросы безопасности пассажиров и водителей. Если большинство водителей и кондукторов уже работают в масках, то только небольшая часть пассажиров пользуются ими. Наверное, это будет вторым этапом борьбы за здоровье  жителей города, и начинать его надо немедленно. Отговорки, что маски в аптеках не продаются, в расчет приниматься не должны, поскольку  не составляет труда изготовить маску в домашних условиях. Тем более для золотых рук наших мам и бабушек.  Нет маски – нет места в автобусе.