…В начале и в конце времен

14:06
2311
views
Фото Олега Шрамко, «УЦ»

Ни для кого из любителей театрального искусства не секрет, что одним из популярнейших драматургов в Украине (и не только) является Павел Арье. Его пьеса есть в репертуаре почти каждого театра, а то и не одна. Поэтому не случайно в рамках фестиваля «Кропивницкий» наши зрители смогли познакомиться сразу с двумя спектаклями по пьесам Арье: «Слава героям» – совместным проектом киевского экспериментального театра «Золотые ворота» и ивано-франковского театра в постановке Стаса Жиркова и поставленным самим автором пьесы спектаклем херсонского театра им. Кулиша «Баба Фрося, или В начале и конце времен». «Бабу Фросю» уже включили в свой репертуар театры Киева и Львова, Днепра и Полтавы, Харькова и Херсона, и даже театр Романа Виктюка в Москве.

Очень жаль, что не было программок «Бабы Фроси…», и я могу ошибиться, кто какую роль играл, но все были великолепны. А теперь – собственно о спектакле.

30-километровая зона отчуждения Чернобыльской АЭС. На заброшенном среди лесов и болот хуторе много лет живет семья из трех человек. Баба Фрося (народная артистка Украины Елена Галл-Савальская) – чудаковатая старуха, разговаривающая на потрясающем суржике, иногда приправленном острым словцом (хрипловатый голос ее завораживает и еще долго звучит в ушах после спектакля), не покидавшая свой дом даже после аварии, немного знахарка, немного ведунья, водящая дружбу с Мавками, Русалками и говорящими сомами, не брезгующая иногда галлюциногенными грибочками «от Мавки», кавалер ордена Красной Звезды за собственноручно уничтоженный во время войны отряд немцев из двенадцати человек. Это смесь женской мудрости и жизненного опыта. Ее дочка Слава (актриса Светлана Журавлева) – забитая жизненными обстоятельствами нездоровая женщина – сбежала сюда от алкоголика-мужа через несколько лет после отселения из Чернобыльской зоны с больным сыном Вов­чиком (заслуженный артист Украины Руслан Вишнивецкий, игру которого следует отметить особо: мимика, жесты, манера говорить потрясающе передают особенность этого больного парня, по сути так и остающегося ребенком), которого она старается защитить от мира жестоких людей. Но все ее старания напрасны – его подстрелили браконьеры, приезжающие в зону поохотиться, и он умирает. Они втроем борются не с радиацией, к которой уже давно привыкли, а за выживание – с участковым, регулярно приезжающим якобы с требованием покинуть зону, с браконьерами и сами с собой. Связь с внешним миром – только радио, своими передачами все более добавляющее негатива «цивилизации» и еще больше укрепляющее желание быть от нее подальше. Помощи нет ниоткуда, за хлебом приходится ходить в село за пределами зоны, а они втроем оказались вне закона – людей здесь не должно быть, следовательно, их тоже просто нет… Безысходность и безнадёга приводят к трагическому финалу.

Не могу не отметить еще один момент. Спектакль был показан на малой сцене театра Кропивницкого (в Херсоне он также идет на сцене «під дахом»), и это еще больше усилило эффект присутствия, живого общения актеров со зрителем, сопереживания им. На большой сцене он, на мой взгляд, потерялся бы. Хотя очень жалко, что так мало зрителей смогли приобщиться к такой чудесной работе наших херсонских гостей. Хочется надеяться на их гастроли в нашем городе и еще раз посмотреть «Бабу Фросю» (а украинское название «Баба Пріся» все-таки колоритнее!). Это того стоит!