Все, что плохо лежит

16:08
1352
views

На минувшей неделе начальник специнспекции Горсовета Кропивницкого Андрей Максюта обнародовал очередной факт крупноформатного воровства. В лесном массиве между микрорайонами Завадовка и Кущевка им было запротоколировано хищение нескольких сотен метров чугунных труб диаметром до 400 миллиметров. Причем трубы лежали не на поверхности, а были скрыты глубоко под землей.

Место преступления находится почти на берегу Ингула, в небольшом лесном массиве «Салганные пески», всего в сотне метров от оживленной дороги, ведущей с Завадовки на Кущевку, напротив гаражного кооператива. Это обстоятельство важно для рассказа о происшествии потому, что сквозь заснеженный и хорошо просматриваемый зимний сосняк ночные работы нескольких единиц тяжелой техники с прожекторами были видны далеко вокруг. Собственно, люди и сообщили в специнспекцию о подозрительном «движке», но только на третий или четвертый день работ.

Выехав на место, начальник специнспекции обнаружил свеже­вскрытую траншею, но еще больший участок уже был отработан, то есть из него трубы изъяли, а траншею засыпали землей. Наверное, злоумышленники рассчитывали таким образом практически навсегда скрыть следы хищения. Кроме площади раскопа с большим количеством следов колесной техники, на месте нашли и вещественное доказательство в виде одного отрезка чугунной трубы весом около 600 килограммов.

Андрей Максюта вызвал на место представителей Кропивницкого водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и Компанеевского лесхоза, контора которого находится неподалеку и на территории которого все и происходило.

– Лесники особо не удивились, заметив, что попытка хищения трубопровода была ими предотвращена на этом же месте несколько лет назад. Не очень удивились краже и представители ВКХ, признавшие этот участок трубопровода своим. Причем мне пришлось настоять, чтобы именно они вызвали полицию для оформления факта хищения. Удивляет точность, с которой работают металлисты, не иначе, они владеют точной картой расположения подземных сетей, - отметил он.

Нам удалось пообщаться по телефону с главным инженером Кропивницкого ВКХ Александром Атрощенко, и он подтвердил, что это напорный канализационный коллектор, по которому городские стоки шли напрямую на первозвановские отстойники, но он не используется с 1973 года. Поэтому для определения причиненного ущерба необходимо установить точные координаты демонтированных участков. При этом Александр Николаевич сомневается, что к делу могут быть причастны простые металлисты или бывшие работники водоканала:

– У них нет таких средств, ведь эту работу вручную не сделаешь, лопатой не выкопаешь и на легковушке не перевезешь. Для такого масштабного разрушения трубопровода использовалась мощная техника. О конкретном ущербе можно говорить только тогда, когда будут установлены точные масштабы хищения. Дело находится в полиции, но об этом больше знает наша служба безопасности.

Организация столь серьезных хищений невозможна без точной информации о расположении трубопроводов, но она к злоумышленникам могла попасть из самых разных источников. А их наглость и уверенность в безнаказанности позволяют демонтировать даже действующие участки водопроводов, как это было в начале прошлого года, когда вырезали два километра (!!!) водопровода, хотя и резервного, идущего на Кущевку и к жилым массивам по улицам Хабаровской и Родимцева. Кстати, те два километра труб диаметром 300 мм тоже вырезали не за одну ночь, что свидетельствует о неэффективности или даже отсутствии системы охраны трубопроводного хозяйства.

Вполне возможно, что сейчас в неких подпольных штабах разрабатываются новые операции по хищению скрытой в земле коммунальной собственности. Андрей Максюта говорит, что аппетиты злоумышленников растут пропорционально уровню безнаказанности, поскольку только его службой было запротоколировано несколько крупных случаев воровства:

– Честно говоря, иногда опускаются руки, когда видишь, что даже при очевидных фактах краж винов­ные так и не наказаны. Сейчас воруют все металлическое – хоть оборудование промышленных предприятий, хоть имущество частных домовладений. А чего не красть, если есть куда сбывать краденый металлолом, ведь количество приемных пунктов только увеличивается? В декабре прошлого года имеем прирост плюс два пункта приема, и их число в Кропивницком перевалило за 60. И это только легальных!

Наверняка полиция проверила ближайшие пункты приема металлолома, возможно, осмотрели парк тяжелой техники на предприятиях города, обязательно внимательно исследовали место происшествия на предмет поиска следов, оставленных преступниками, и опросили свидетелей, но что-то подсказывает, что и в этом случае виновных не найдут и они и дальше будут удивлять нас своими «подвигами».

Говорят, что у нас появилась особая категория воров, которые «работают» по отдельным направлениям, в данном случае – тащат все, что плохо лежит в земле, то есть трубопроводы. За последние четверть века в Украине были практически уничтожены десятки тысяч гектаров систем поливного земледелия, а это те же чугунные трубы большого диаметра. Только в Кировоградской области длина поливных систем закрытого типа, то есть подземных трубопроводов, составляла почти полторы тысячи километров, но вот статистики о том, сколько их осталось в наличии, нет. Возможно, что уже нечего подсчитывать.

Известно, что несколько лет назад удалось пресечь хищения на водопроводе, идущем от Синюхи до села Панчево. Ну как пресечь? Просто остановили вывоз уже демонтированного металла, но информации о наказании злоумышленников тоже нет. Хорошо, что эти трубы хранятся на одном из предприятий, но гарантии, что в земле сохранились остатки трубопровода, тоже никто не даст.

Что и говорить, земля наша «обильна, порядку только нет» трубами разного диаметра, и похоже, что о них забыли все, кто по долгу службы должен контролировать их сохранность, даже если речь идет о практически действующих водопроводных сетях. Если так пойдет, то под угрозой могут оказаться и нитки трубопровода, а также оборудование водовода «Днепр – Кировоград», снабжающего водой большую часть населения области. А почему нет, если такой Клондайк возможен практически на каждом участке городских сетей? Тем более что один килограмм чугуна стоит 6 гривен. Кстати, предполагаемый «навар» расхитителей по последнему эпизоду составил приблизительно четверть миллиона гривен. Неплохо, да?

Фото Павла Волошина, «УЦ».