Попытка № 6

14:03
1274
views

Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!

А.С.Пушкин

Жили-были мы и наши предки как люди, ну почти как люди, сначала триста лет, потом семьдесят, потом еще тридцать, и никого наше мнение не интересовало, а тут нА тебе – народовластие! Они там, наверху, всегда сами знали, что и как делать. Да, ошибались регулярно, но исправляли все сами, без нас. Нам только говорили: мол, нашли виноватых, исправимся в следующей каденции. Теперь все будет по-другому. Может быть.

Команда нового Президента предлагает стране прямую демократию. Это когда каждый гражданин своим голосом принимает участие в решении важных для страны или региона вопросов. Как вариант: свое мнение он может выразить на референдуме. До сих пор власть, хорошо зная, чего можно ожидать от своего народа, голосовать на референдуме доверила нам всего лишь раз – за независимость Украины. Тут мы с ними совпали. А дальше жили и живем в условиях не прямой, а кривой демократии, то есть представительной.

Яркий пример представительной демократии – наша Верховная Рада. Настолько яркий, что режет глаза и свербит в носу. Ее впору переименовать уже в Верховную ряженку, поскольку уровень народного доверия к нынешнему созыву парламента составляет 4% – в аккурат жирность любимого народом продукта. И, что крайне важно, – мы сами выбрали туда Парубия, Пашинского, Парасюка, Розенблата, Барну, Черновол, Савченко, Ирину Луценко, Каплина… Сами выбрали, а теперь избавиться от них не можем. Даже указ Президента Зе о роспуске Рады мало что изменит: сначала эти ребята два месяца попьют крови с новой власти, а затем «перемучаются» до очередных выборов со своими офисами, бизнесами, миллионами в наличке и офшорах. Только изменив наконец «правила игры» и заставив их соблюдать все, можно изменить страну.

Итак, что предлагает украинцам новая власть? Система прямой демократии будет включать «справедливые и качественные» референдумы и обязательное реагирование на народные инициативы. Еще одним важным моментом станет «система отзывов» высших представителей власти, а также «народное вето». Все эти задумки были озвучены еще во время предвыборной кампании, а как они теперь будут воплощаться в жизнь – не знаю и гадать не хочу.

Да, элементы прямой демократии много лет используются в Швейцарии, США, Канаде и других странах. Но давайте подумаем вместе, как эту самую прямую демократию можно использовать в наших краях.

Первое, что приходит на ум, – референдум по новому названию Кировоградской области. Очень не хочется, чтобы за нас, жителей Кировоградщины, этот вопрос решали парубии и горбуновы. Они уже нарешали, хватит.

Думаю, есть смысл самим выбирать губернатора с дальнейшим утверждением его кандидатуры Президентом. Как-то совсем не хочется варягов – ни криворожских, ни киевских.

Есть и менее глобальные вопросы для местных референдумов. Например, запретить варварскую обрезку деревьев «на столб». Или принять решение о продаже с аукциона заброшенных участков в центре Кропивницкого. Или освободить исторические здания от арендаторов и обустроить в них музеи, галереи, дома творчества.

Проведение местных и всеукраинских референдумов – дело недешевое. Видимо, поэтому референдумы так хорошо прижились в Швейцарии. А еще референдумы требуют высокой сознательности и ответственности граждан. И наконец, самое важное, с моей точки зрения: у общества появляется шанс стать думающим. Вот ради этого стоит попробовать.

Еще в планах (чуть не написал – мечтах) команды Зе в первые 100 дней провести «аудит государства», в том числе перепись населения, чтобы понять, в каком состоянии находится Украина. От результатов переписи населения будут зависеть, в частности, количество депутатов в Верховной Раде и социальные программы, которых у нас сегодня сотни, если не тысячи.

Думаю, не только мне Владимир Зеленский со товарищи сегодня напоминают то ли законченных романтиков, то ли повзрослевших фантазеров, то ли неисправимых мечтателей. Плохо ли это? Всю жизнь люблю хорошую научную фантастику. Особенно ту, которая имеет свойство сбываться.