В областном художественном музее Кропивницкого открылась фотовыставка, которая очень тяжело далась ее инициатору. Олег Шрамко, председатель областного союза фотохудожников, на открытии не стал вдаваться в подробности перипетий, заметив лишь, что «некоторые люди перестали отвечать на звонки и здороваться». И добавил: «Спасибо музею за этот смелый шаг».
Шаг, действительно, смелый. На выставке представлены пятьдесят фоторабот в стиле «ню». Авторы – из разных городов Украины. Оценивать фотографии – дело неблагодарное, поскольку отношение к каждому снимку – сугубо личное. Но полюбоваться есть чем.
Среди авторов фотографий – известный в Украине Александр Ктиторчук. Он своим присутствием добавил колорита выставке. А его спонтанная лекция-интервью стала настоящим подарком для присутствующих. С удовольствием приводим цитаты мастера, которые в какой-то мере раскрывают и суть выставки, и личность фотографа.
«У всех, кто впервые взял в руки фотоаппарат и сделал снимки, получается порно. Три процента из этих людей остаются удовлетворенными своей работой, и они остаются в этой зоне. Следующий шаг – они начинают фотографировать эротику. И половина фотографов остаются в эротике. Когда человек понимает, что и эротика надоела, он начинает думать, куда еще пойти. Начинается ломка, появляются линии, свет, тень, графика, появляется формообразование.
Я предупреждаю, что таких женщин, как на фотографиях, не существует в природе. Это все сильно приукрашено. Чтоб вы не заморачивались, потому что беда начинается в головах людей: он ходит вокруг своей жены и думает, где б ему найти такую, как на фотографии. Повторяю: это приукрашено, фотошоп и прочее. Малая часть населения, которых задалбывает и рисование линий, начинает рассказывать истории. И я давно уже каждый раз, когда беру в руки фотоаппарат, пытаюсь рассказать историю. Когда ты просто смотришь в глаза человека, думаешь, как сделать так, чтобы в этих глазах появилась история. Мои фотографии – истории, которые вы сами себе дорисуете».
«Вот история одной из фотографий. Мы снимали этот кадр три с половиной часа. Там есть парень и девушка, и надо сыграть две роли: бешеного парикмахера и ужасной красотки. Олег – профессиональный актер, он свою роль сыграл мгновенно, с первого кадра. А девочка – очень красивая, безумно красивая модель. И, чтобы скорчить рожу, быть некрасивой, ей понадобилось три с половиной часа. Мы долго и нудно учили ее быть некрасивой.
Девочки, очень важное замечание: учитесь быть разными. Это очень опасная история – быть красивой. Надо быть сексуальной. Услышьте! Сексуальность не меряется, а красота – это зона, в которой вы с кем-то меряетесь. Вот приходит красивая куда-то, а тут раз – и зашла более красивая. И беда, катастрофа! Она рассчитывала, что она самая красивая, но проиграла. Поэтому не играйте в красоту. Играйте в более тонкую вещь – в сексуальность. Она у каждого своя. А красота – общий параметр ни о чем».
«На сегодняшней выставке все хорошо. Ну, пацаны давно в теме, они знают, что делают, что показывают. У них этих картинок тысячи. Представляю, сколько было выброшено, чтобы вам показать пять-десять кадров. Кстати, учитесь выбрасывать фотографии. Очень важно выбрасывать мусор. Оставляйте с десяти съемок один кадр. Если не умеете – хотя бы с одной съемки один кадр. Когда вы научитесь отсеивать, выбрасывать картинки, оставлять лучшее – у вас появится рука, ощущение стиля, ощущение себя, по крайней мере. Потому что, если у вас в фейсбуке с одной съемки десять-двадцать-пятьдесят фотографий, потому что девочка красивая, это никому не интересно».
«Правил не существует вообще. Можно снимать полный бред. И если это один кадр – это просто полный бред. А если вы сняли сто пятьдесят гениальных полных бредов – это будет выставка бреда. И поверьте мне, это кому-то будет интересно. Ищите себя внутри себя. Вот инстаграм – генератор депрессии. Посмотрите: что ни красотка – все на одно лицо».
«Что я ищу в людях? Мимическое разнообразие. Я задолбался смотреть на эти интернет-рожи. Выбирайтесь из Интернета и идите к людям, мальчики! И не палимся! Главная задача мужчины, который видит красивую женщину, – “по барабану”. Потому что, если мы палимся, мы уже ничего не сфотографируем, тем более не добьемся.
Ваша задача какая? Получить доступ к телу. Вы никогда не получите доступ, если спалились на третьей минуте. Лучше развернуться и уйти, и пусть она мучается, почему он ушел, ведь она такая красивая».
«Совет девочкам: перестаньте ненавидеть. Девяносто процентов фотографий, которые я видел, когда девочка фотографирует другую девочку, основаны на зависти и ненависти к модели. Если вы так начнете думать, вы увидите этот конфликт. Это катастрофическая история».
«Почему на фото нет обнаженных мужчин? Поверьте мне: женщины больше хотят смотреть на женщин, чем мужчины. Изображение голого мужского тела – это не для женщин, это для особенных мужчин. Проверено.
Когда-то меня привели в стриптиз-клуб, где я фотографировал двенадцать мальчиков. Они показывали какие-то позы, а я фотографировал. А две девочки сидели в углу и наблюдали за процессом съемки. Когда этот ужас закончился, девочки подошли ко мне и сказали: “Саша, это зрелище не для женщин, а для особенных мужчин”.
Я столько прочитал лекций на тему “ню”, столько проездил по всему миру, где снимал обнаженных женщин, на лекциях девочек всегда больше, чем мальчиков. Потому что девочки хотят себе придумать, что они тоже такие».
«Женская сексуальность в глазах. Это все не про тело, а про ощущения, про состояние души. Это тайна. Счастливые женщины всегда сексуальные. Не в смысле голой попы, а в смысле системы поведения. А несчастливы всегда только красивые. Обратите внимание: чистая красота часто абсолютно не сексуальна.
Красивая женщина – это история не про отношения, а про удовлетворение своего эго: я тоже добежал, я тоже там отметился. А сексуальность – это история про “всю жизнь проговорить”, история с продолжением. У каждого своя история, сексуальность невозможно сравнивать, а красота абсолютно сравнима. Поставьте две курицы рядом, и вы всегда сможете определить, которая красивее. И в большинстве случаев все сходятся на одном и том же мнении. А сексуальность вы никогда не сможете сравнить. Это невозможно, потому что это внутренне, ее не видно, это тайна, ее ощущаешь».
«Нефотогеничных людей не существует. Существует тяжелое детство, деревянные игрушки и непримирение с собой. Если вы не живете в мире с собой, это то, что называют нефотогеничностью. Сначала разбираемся с головой. Если у вас в голове все в порядке – вообще нет проблем с фотогеничностью. Харизма – это приятие себя. Если вы не можете справиться с собой, вам поможет пинок под зад. Дал – и вы сразу фотогеничны. Это не решается с помощью приятных слов, это решается с помощью прямого текста и давления».
«Стать классным ремесленником можно научить. А стать фотохудожником… Кому оно надо? Я смотрю на всех вас и мгновенно вычитываю, что у каждого в голове. Моя голова постоянно анализирует. Можно с ума сойти. Не факт, что это дар. Это болезнь. Из-за того, что я сильно болен, меня типа все знают».
«Зарабатывание денег – вечный вопрос. Сложно, потому что орава с телефонами, все фотографируют. Но если ты имеешь позицию, ты своего клиента найдешь. Много снимайте бесплатно. И когда вы сделаете что-то такое, что имеет цену, к вам придут. А если вы, снимая бесплатно, делаете “пургу”, но думаете, что это хорошо, к вам никто не придет.
Самая моя дорогая съемка – 38 тысяч долларов. Но я снимал бесплатно. Пришел клиент, и я сказал, что буду снимать “на шару”. Я сделал работу, и, когда он ее увидел, он сказал: “Я хочу заплатить”. Вот такая история. Бабло – это менеджмент, это не про художников. Но будете ли вы, имея бабло, довольными и счастливыми?»
«В телепроекты меня приглашают, потому что я птица-говорун. Меня телевизор любит, потому что у меня язык подвешен. Смотрят зрители, появляется рейтинг. Деньги телевидение не приносит. Ноль. Чем более ты становишься знаменитым, тем меньше клиентов у тебя появляется. К тебе боятся обратиться, потому что думают, что твоя работа дорого стоит. У меня сегодня очень мало живых съемок».
«Я психолог. Когда мне было десять лет, моим любимым занятием было, едучи в электричке из Бердичева в Киев, разглядывать людей. Вот бабушка, она такая-то, к сыну едет… Я всю жизнь читал характеры. А по психологии никогда ничего не читал. Книжки по психологии не могут научить психологии, потому что они написаны психологами с применением странных слов и выражений, чтоб обычному барану в институте что-то объяснить, придумав понятия. Психология – не понятийная штука. Это ощущения. В глаза надо смотреть».
«Я много раз бывал у вас, но никогда не присматривался к настроению города. В нем есть своя харизма. И дай Бог, чтоб не убили. Потому что у нас очень любят убивать харизмы городов. Сохранить бы эту красивую провинциальность, которая пока есть в вашем городе. А эта провинциальность есть и в людях. Люди добрые, как всегда в маленьких городах. И это очень приятно.
Что касается вашей архитектуры, когда попался под руку шедевр, я его снимаю. Архитектура ради архитектуры неинтересна. Я снимаю состояние. А на него влияет масса факторов: погода, природа… Я снимаю разговоры чего-то с чем-то…»
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...