Родину не выбирают. За «затертостью» этой фразы – чувства, чаяния и довольно часто – отчаяние. Родина там, где мы родились, выросли. Это места, которые ассоциируются с родителями. И это – продолжение рода, смена поколений. Может ли быть безразлично, что в будущем будет с родиной? Не должно.
Есть в пригороде Кропивницкого село Созоновка. «УЦ» как-то писала о нем: современное, живописное, уютное. Но есть вторая сторона Созоновки, и она мрачная, в некоторых моментах опасная, но, к счастью, не безнадежная. Надежду вселяют люди, которые беспокоятся о своей родине и пытаются заботиться. О попытках – этот материал.
Ирина Кинша здесь родилась, выросла, вышла замуж, родила троих детей, уже воспитывает внучку. И вот ей не все равно, в какой атмосфере, в каких экологических условиях будут жить ее потомки и их сверстники. У нее есть единомышленники среди сельчан, и их немало. Правда, немало и тех, для кого родина ограничивается забором собственного двора. Бытовые отходы выбрасывают практически за порог. Прибрежная зона водоема, который находится дальше от центра (в центре есть еще один) густо усеяна мусором. С одной стороны, людей можно оправдать, ведь больше некуда девать отходы. Но с другой – вы же здесь живете, ходите по этой земле, дышите этим воздухом…
Кстати, о воздухе. Глубоко дышать возле этого ставка не рекомендуется. Но у вас и не получится, потому что дышать смрадом тяжело. Оказывается, несколько лет назад вышли из строя очистные сооружения. При этом канализацией в селе пользуются, а нечистоты «бурной горной рекой» стекают… в ставок. Вот такая экология.
И это еще не все. В самом центре Созоновки, за Домом культуры, есть парк. Его называют «нижним». Это склон, когда-то засаженный деревьями, ведущий к центральному ставку. Красота необыкновенная, если закрыть глаза на запущенность и бесхозность этого места. Старожилы вспоминали, как этот парк зарождался. Люди добровольно и с удовольствием выходили на субботники, сажали клены, фруктовые деревья, кустарники. Здесь были дорожки, скамейки, волейбольная площадка, на берегу – пляж. Теперь – сплошные заросли.
Весной прошлого года Ирина Кинша обратилась в сельский совет с предложением возродить парк, навести там порядок. Ей ответили, что средств нет. Она предложила организовать субботник, и ей сказали: «Организовывай!» На призыв отозвались молодежь и дети. Да, и несколько человек, состоящих в рыболовецком обществе и «пользующихся» водоемом. Убрали прибрежную зону, собрали мусор даже со дна у берега. А молодежь с пилами и топорами расчистила парк от поросли. Ветки сложили в кучи, битые стекла – в мешки. Даже обустроили рекреационную зону – место, где можно пожарить шашлык, посидеть за столиком, который тоже сделали сами. Где-то еще поставили незамысловатую скамеечку. Но прошли лето, осень, зима подходит к концу, а мусор никто не вывез, ветки так и лежат, парк постепенно снова зарастает.
Очередное обращение Ирины в сельсовет с просьбой довести начатое до логического завершения имело неожиданную реакцию местной власти. «На место», то есть в парк, вышла комиссия, изучила обстановку, и свет увидело решение исполкома сельсовета. Приводим несколько цитат: «…рассмотрев заявление гражданки Кинши, исполнительный комитет решил дать разрешение на санитарную обрезку поросли диаметром столба не больше 5 сантиметров». «Установить срок проведения санитарной расчистки парка с 1.02 по 1.04. 2020 года». «Обязать гражданку Киншу оповещать Созоновский сельсовет о дате и времени проведения работ». «Обязать гражданку Киншу организовать складирование обрезанной поросли, веток в установленных сельским советом местах». При этом контроль за выполнением решения положен на постоянную комиссию по обследованию зеленых насаждений и по вопросам пожарной и техногенной безопасности…
Что вам сказать, кроме того, что инициатива наказуема? Ирина, конечно, снова соберет людей, которые почистят парк. Правда, теперь, кроме пил и топоров, придется вооружиться штангенциркулем – толще пяти сантиметров ведь нельзя. Ну, и места складирования веток, вероятно, обозначат флажками.
Когда мы приехали в Созоновку, сошлись местные жители. Вспоминали и красивый парк, и пляж, куда отдыхать приезжали люди из областного центра, и дискотеки в Доме культуры, который сегодня закрыт. У него нет заведующего, и Ирину Киншу односельчане поддерживают в намерении возглавить ДК и возродить его работу. Но она получила отказ местной власти. А кому нужны такие активные и неравнодушные, для которых родина – не звуки и буквы, а то родное, которое они искренне любят?
“Залізний RUN”