Игорь и Татьяна Кернос – семейная пара альпинистов. С ними мы познакомились на открытой встрече для путешественников, на которой Игорь прочел лекцию о горном снаряжении. В альпинизме семейная пара уже больше 30-ти лет, из них практически 20 проводит обучающие программы для тех, кто только начинает свой путь к горным вершинам.
В эксклюзивном интервью «УЦ» Игорь и Татьяна рассказали о состоянии альпинизма в Кировоградской области, о том, почему к восхождениям в горы нужно готовиться и как это делать.
– Сложилось так, что в Кропивницком у нас как такового альпинизма нет, – говорит Игорь Кернос. – Мы возглавляем областную федерацию альпинистов и скалолазов Украины, но, чтобы вы понимали, это общественная неприбыльная организация. Следовательно, нет никакой возможности содержать для неё отдельное помещение или арендовать его, нет возможности платить зарплаты инструкторам, тренерам и как-то поддерживать спортсменов. Поэтому получается так, что все спортсмены-альпинисты, которые есть у нас в городе и области, работают на предприятиях, которые обеспечивают им заработную плату, а в спорт они вкладывают свои личные деньги и проводят восхождения исключительно за свой счет и во время отпуска. Поэтому как таковых больших экспедиций в Кировоградской области и собственно в Кропивницком за последние 20 лет мы и не знаем.
Все мы, городские люди, живем будничной жизнью и, конечно же, от этого устаем. Усталость тоже бывает разная: есть обычная, когда мы просто вымотались на работе и, приходя домой, хотим отдохнуть, а есть усталость накопленная – когда человеку надоедает та обстановка, в которой он живет, и поэтому он хочет получить новые впечатления. Сейчас много людей, особенно молодежь, ищет, где можно сменить обстановку, и большинство выбирает именно горы, потому что горы – это новые чувства. Это нечто другое, чем, например, отдых в санатории, где всё понятно: практически та же самая комната, те же обед и ужин, вид из окна и та же цивилизация. А когда мы уезжаем в горы, то в каком-то смысле отрываемся от цивилизации и привычных удобств, попадаем в совершенно другой мир. Ведь что такое горы? Горы – это мороз, ветер, свежий воздух… Когда проводишь выходные дни в горах, то, вернувшись в город, чувствуешь себя уже совершенно по-другому. Хоть и бытует мнение, что после такого отдыха нужно ещё отдыхать, тем не менее, приезжаешь на работу заряженным и вдохновлённым.
– Почему вы решили начать проводить обучающие лекции по альпинизму для молодёжи?
– В основном люди попадают на отдых в горах через турагентства. А чем турагентство может обеспечить их? Ну, заказать автобус, номер в гостинице и, может, ещё предоставить гида, который не является квалифицированным инструктором по альпинизму… И получается, что люди попадают в горы неподготовленными, начинают выживать и действовать там сами по себе. Даже в тех же наших Карпатах за последнее время было несколько несчастных случаев. Поэтому, чтобы такое не происходило, мы хотим людей как-то подготовить, обучаем их базовым навыкам, которыми нужно владеть в горах, например, как пользоваться треккинговыми палками, ледорубом, тем же самым GPS, как выбрать правильную одежду, снаряжение и так далее.
На первой лекции мы рассматривали регионы, куда и в какие горы можно поехать. На первом месте, конечно же, наши Карпаты. Они и летом, и зимой прекрасны, поэтому очень много людей едут туда. Кроме Карпат, есть также ближнее зарубежье. Например, можно провести прекрасный отдых в горах Польши или Словакии. Это те районы, где мы работаем, куда мы непосредственно ездим. В Болгарии также есть замечательные скальные маршруты. Это такая своего рода замена Крыма. Раньше мы каждый год ездили в Крым, но теперь, когда он закрыт, открыта Европа, и мы ездим больше по ней. Для более серьезных и дальних походов есть Турция. Для спортивных – Грузия. В Грузии есть достаточно серьезные горы для восхождения, районы, куда добраться можно только пешком или на лошадях. Поэтому, чтобы подготовить людей, показать им, куда можно поехать, к кому можно обратиться, мы проводили такой цикл лекций.
Ещё одной отдельной темой является снаряжение. Часто люди приезжают в горы по путевке или просто с друзьями, и возникает проблема, потому что одеты они совершенно не соответственно горам. Мы часто водим группы, в которых может быть 8,10,12 человек. И большинство из этих ребят не совсем представляют, что такое восхождение и как к нему нужно быть готовым. Например, был случай с одним мальчиком. Ему сказали, что нужна хорошая крепкая обувь. И он выбрал себе неплохие ботинки известной фирмы, но оказалось, что эта фирма выпускала не горную обувь, а рабочую. В результате эти ботинки намокли в первый же день похода, и из-за того, что они были достаточно тяжелые и массивные, всё остальное время он их сушил. Часто женщины и подростки любят приходить в дутиках. Казалось бы, лёгкая, практичная, теплая непромокаемая обувь, а когда начинают идти и попадают на несложный склон, они уже не могут двигаться дальше: подворачиваются ноги, и появляются травмы из-за того, что обувь недостаточно жесткая. Иногда в наших группах встречаются ребята, которые покупают дорогое и хорошее снаряжение, но совершенно не знают, для чего оно нужно и как им вообще пользоваться. Спрашивают нас: а что это? Для чего оно? Поэтому такая неприспособленность к горным восхождениям часто доставляет людям во время походов неудобства и разительно меняет впечатление от отдыха.
Что касается снаряжения, то оно достаточно дорогое. Даже есть такая шутка: собирали девочку в горы, а получилось – как замуж. Но хорошо, что есть люди, которые готовы посодействовать и в этом. Например, Николай Ковалёв, который тоже выступал на лекции. У него можно взять снаряжение в аренду для проверки и тестирования. Это привлекает как спортсменов высокого уровня, которым необходимо специфическое снаряжение для высоких гор, так и новичков. Именно такие встречи и общение оказывают помощь в таком прекрасном виде спорта и отдыха, как альпинизм. Очень не хочется, чтобы у людей складывалось плохое впечатление о горах из-за того, что они пошли туда неподготовленными, – акцентирует Игорь Кернос.
– В 2002-м году Кировоградская областная федерация альпинизма и скалолазания стала частью всеукраинской федерации. С этого момента мы регулярно проводили учебно-тренировочные альпинистские сборы на скальном рельефе в Крыму, а теперь – в горных районах Болгарии, Польши и Словакии (Высокие Татры). Зимние учебно-тренировочные сборы проводим в Карпатах с восхождениями на карпатские вершины, что является подготовкой к сборам в летний период в больших горах на Кавказе. Летние учебно-тренировочные альпинистские сборы проводим в горах Грузии, где есть возможность восхождений на такие известные вершины, как Казбек и Тетнульд. За весь период инструкторской деятельности у нас прошли обучение участники из разных городов Украины, а также других стран. Есть ученики, которые достигли высоких результатов в альпинизме, стали руководителями спортивных групп и организаций, – добавляет Татьяна.
– С чего началось ваше увлечение альпинизмом? Какая вершина была первой?
– Первые «горы», которые я покорял в детстве, находятся здесь, в Кировограде, и называются Валы. А дальше пошли уже познания мира вокруг. Мы много гуляли на речке, а возле речки были скалы. Затем с друзьями случайно попал в городской карьер, там есть отдельно стоящая скала, которая находится на краю карьера, и именно там проводились практические занятия для альпинистов и туристов. Потом эту территорию приватизировали и запретили там ходить. Вот в таком положении находится у нас в городе альпинизм, даже нет возможности проводить занятия на естественном рельефе, хотя, по законодательству, это – рекреационная зона. Дальше пошли уже более серьезные скалы Южного Буга. Если мы в городе, то часто делаем туда походы выходного дня с ночевками. Потом были Карпаты, Крым и большие горы. Во времена Советского Союза побывали на Памире, Тяньшане и в других горных районах.
Сейчас это стоит баснословных денег, поэтому не для всех такие походы пока доступны. Это могут позволить себе только избранные. Например, как есть спорт королей – яхты, так примерно сейчас и альпинизм. Даже не считая того, сколько стоит проезд, разные страны берут ещё отдельную плату за восхождение на каждую из культовых гор. Плюс есть ещё ряд других требований, которые влекут за собой дополнительные немалые расходы. Например, в большинстве стран нужно обязательно брать с собой местного гида, а если восходите, например, на Килиманджаро, то там, помимо гида, вы должны взять ещё и носильщика. Даже если вы сами будете нести свои вещи, носильщика вы обязаны взять всё равно. А в таких странах, как Новая Зеландия, вам придётся взять с собой в горы ещё и личный туалет, потому что там очень пекутся о чистоте. При выходе в горы вам выдают туалет, а когда вы возвращаетесь, вы его сдаете. Если он плохо наполнен, вас спросят: а почему вы принесли плохо наполненный туалет?
Что касается массовых восхождений, то на самом деле самые интересные, простые, красивые и безопасные маршруты уже давно пройдены. Многие из них сейчас оборудованы средствами страховки, провешены там, где нужно, цепи, тросы, в скалы вбиты скобы. Такие маршруты сейчас получили название «Виа феррата». Чтобы пройти по этому маршруту, практически во всех странах берут плату, объясняя это тем, что «мы трудились, прочистили маршрут от камней, сделали его безопасным, провесили тросы, поэтому за это нужно заплатить». Слава Богу, что в Карпатах нам ещё не нужно носить с собой биотуалет. Мы платим только небольшой рекреационный сбор, потому что туристы оставляют после себя действительно очень много мусора. Съели консервы, выбросили банку. Сперва одна, потом две, а потом их уже тысяча, и горы превращаются в мусорку, – рассказывает Игорь.
– Сколько примерно восхождений вы совершаете за год?
– Зависит от гор. Если планируем поход на какую-то высокую сложную вершину, то это может быть одно восхождение в сезон, потому что оно требует очень серьезной подготовки. Если же, например, это скалы Крыма, то там можно хоть и каждый день ходить. У нас есть книжка альпиниста, в которую мы в течение жизни записываем, на какие вершины совершили восхождение. Так вот там за всё это время уже насчитывается больше 150-ти вершин. Бывает так, что на некоторые из них мы ходили по нескольку раз, но эти повторы мы не учитываем. Если всё-таки считать с ними, то получается, что совершили уже более 200 восхождений за жизнь, – говорит Татьяна.
– У нас, альпинистов, не принято говорить «покорять» горы. Мы просим гору, чтобы она позволила нам на неё взойти и вернуться с неё в целости и сохранности, потому что при восхождении может случиться всякое. Даже если идёшь по проторенному и хорошо известному маршруту, каждый поход в гору не похож на другой. Бывает так, что даже очень хорошо подготовленные экспедиции возвращаются. Есть также большая разница между тем, идем ли мы на культовую гору, где уже проложена дорога, либо на гору, где путь нужно прокладывать самому. Это зависит от очень многих факторов. Вот мы уже сколько раз ходим на Говерлу, но сказать, что у нас было хотя бы два абсолютно одинаковых восхождения, нельзя. Например, один раз у нас была прекрасная, великолепная погода, что вообще бывает очень редко, а в другой – сильный ветер со всех сторон, то, бывало, в группе кто-то плаксивый попался, то ногу кто-то подвернул… Поэтому даже простое восхождение может оказаться очень сложным. И именно этим альпинизм и отличается от других видов спорта: в нём нет одинаковых условий для всех спортсменов. Ты можешь идти по одному и тому же маршруту, но сегодня у тебя солнышко, завтра – дождь, а послезавтра – вообще снег и лёд. Естественно, что сложность прохождения этих маршрутов будет совершенно разной.
Другая особенность альпинизма состоит в том, что в нем нет зрителей, а только прямые участники. Если ты хочешь посмотреть, то должен идти вместе со всеми. Никто не будет тебе аплодировать и как-то по-особому тебя поддерживать. Что взял, как подготовился – с тем и идешь. Третья особенность альпинизма в том, что здесь не так, как в обычном виде спорта: стоит где-то поблизости карета «скорой помощи», и, если вдруг ты получил какую-то травму, тебе сразу оказали помощь или увезли в больницу. В альпинизме если ты получаешь травму, то рассчитывать можешь только на себя и своих товарищей. А травмы обычно получают при плохой погоде или прохождении сложных маршрутов. Важно понимать, что в плохую погоду вертолет не подлетит, а при сложном маршруте, если человек где-то сорвался, как правило, он попадает на ещё более сложный участок, поэтому вряд ли кто-то сможет подойти к нему. Даже уровень спасателя может не соответствовать той категории, по которой вы шли, – добавляет Игорь.
– Какие восхождения планируете в ближайшее время?
– В рамках учебной программы буквально через неделю мы едем в Карпаты, там у нас будут и практические занятия, и восхождения, – делится планами Татьяна Кернос. – Также планируем зимой поехать на альпсборы в Татры, где у нас будет проходить ледовый блок. Весной едем на скалы Южного Буга, также планируем в Болгарию и Румынию, в начале лета – в Грузию. В завершение этой программы по желанию формируем группу и поднимаемся на Казбек. Казбек – это не спортивное, а культовое восхождение. Для многих участников – это как бонус, потому что большинство из них едут в горы не для того, чтобы получать какие-то спортивные разряды, а просто, чтобы подняться на какие-то популярные вершины.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...