Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
В.С.Высоцкий.
Ситуация вокруг неожиданного решения Конституционного суда (если не относиться к ней слишком серьезно) сильно напоминает один древний анекдот.
К раввину пришли два соседа с просьбой решить их спор. Раввин выслушал первого и сказал:
– Ты прав. Затем второй изложил свои доводы. Раввин выслушал его и сказал:
– Ты тоже прав.
– Слушай, как они оба могут быть правы? – кричит ему с кухни жена.
– И ты тоже права, – отвечает раввин.
Интуиция и здравое размышление в один голос подсказывают, что весь этот громкий сыр-бор в итоге не будет иметь ровно никакого влияния ни на жизнь граждан Украины, ни на отношения с западными партнерами, ни на функционирование государственного организма страны. Просто считайте, что этот самый организм настигла внезапная диарея. Неприятно, но недолго и лечится.
А началось все с того, что КС с подачи депутатов из ОПЗЖ признал неконституционной уголовную ответственность за недостоверное декларирование доходов. Глупо считать при этом, что всему виной одно-единственное слово в существующем законе – «завідомо». Что именно оно якобы вносит юридическую неопределенность и разрушает любую доказательную базу. И потому закон надо по сути упразднить.
Словечко появилось в законе «Об электронном декларировании доходов» явно не случайно, кто-то очень неглупый заложил в текст эту мину. Пойди докажи, что депутат Х. не указал в электронной декларации недвижимости на пару-тройку миллионов с заведомо преступными целями. Забыл человек, и все тут! Зато решение КС было принято именно «заведомо» и в самый подходящий для этого момент – местные выборы прошли, все расклады уже известны, а впереди бюджетный процесс, который без денег МВФ (а он без этого закона Украину в упор не видит) превращается в суицид.
Что делает президент? Он объявляет, что идет ва-банк и намерен с помощью Верховной Рады распустить «вредительский» Конституционный суд, который формально остановил всю борьбу с коррупцией. Борьбу, которой не было. Притом, что оставшихся действующих антикоррупционных законов у нас пруд-пруди, а борцов с их нарушениями на порядок больше, чем самих коррупционеров. Тем не менее, президент инициирует молниеносный роспуск КС, хотя это прямое нарушение Конституции.
Казалось бы, ситуация патовая, но политика – это не шахматы. В ней фигуры ходят не только буквой «Г», но и «П», и «О», и «А, и даже «Ж». Стоило защемить главе КС Тупицкому какую-то часть тела дверью, напомнив, что в 2018 году он прикупил земельку в Крыму, как поиски компромисса сильно активизировались. Оказывается, можно, к примеру, вывести судей из зоны действия закона о декларировании, и все сразу встанет на свои места. С судьями нельзя, как с обычными смертными, – если надо, они и закон отменить могут. Можно предположить: именно так все и произошло после того, как стало известно, что двое судей КС оказались под пристальным вниманием антикоррупционных органов за существенные нарушения в декларировании доходов.
В общем, все это – подковерные игры политиков и коверных клоунов, и так или иначе, но скандал утихнет. И по-прежнему темой №1 останется необходимость реформирования судебной системы, состоящей из вовков и тупицких самого разного калибра. В стране давно уже существует каста неприкасаемых и весьма зажиточных людей, все движимое и недвижимое имущество которых записано на их близких. При этом огромная (по меркам простых людей) судейская зарплата – мелочь по сравнению с их реальными доходами.
Эти люди не зря считают себя настоящими хозяевами Украины, даже одного решения КС хватило, чтобы вся Банковая встала на уши, а перед страной возникла угроза очередного разрушительного политического кризиса. И при этом изменить практически ничего нельзя, потому что менять судебную систему будет… сама система. И никак иначе.
У этой системы есть всего два слабых места – это добропорядочность небольшой группы судей и беспредельная жадность другого, несколько большего коллектива. Который итальянцы обычно называют мафией. А мафия, как известно…
В Україні впроваджується автоматичне надання статусу учасника бойових дій, — Наталія...