Мы нас теряем – ЕС зовет

14:54
4522
views

Это был частный визит в Польшу. И раньше были поездки в Европу, но эта была впервые по безвизу. В планы не вошли туристические «мекки» и фотографирование на фоне достопримечательностей, а поэтому не планировался и материал в газету. Но увиденное настолько потрясло и ошарашило, что впечатлениями все-таки захотелось поделиться. 

Первое – это дорога туда. Добраться теперь можно без пересадок: автобус Мелитополь – Щецин довез меня до города Зелена Гура всего за 27 часов. Хочется сказать добрые слова о водителях, которые напоминали руководителей туристических групп, опекая каждого пассажира. Регулярно делали остановки, раздавали советы, помогали перенести сумки, подсказывали, что делать на границе.

В салоне было комфортно и чисто, WI-FI, телевизор. По дороге туда польские таможенники тщательно проверяли автобус на предмет перевозки контрабанды – просвечивали, простукивали и заставляли раскручивать панели, которые, наверное, никогда не открывались со дня выпуска с завода. Но все было чисто и законно, и мы ехали дальше. От Зеленой Гуры встречавшие за полчаса довезли меня до места назначения.

Город Любско небольшой и уютный. Он имеет статус городско-сельской гмины. Занимает площадь 12,5 квадратных километра. Население – около 15 тысяч человек. Напоминает поселок городского типа или районный центр в нашем представлении. В 25-ти километрах от Любско расположен город Губин, который после Второй мировой войны был разделен, в результате чего правобережная часть оказалась частью Польши, а левобережная осталась в составе Германии. Да и сам Любско только в 1945-м стал частью Польши. Немецким прошлым объясняется то, что в городке нет краеведческого музея. Хотя история богатейшая – в этом году отмечали 735-летие предоставления населенному пункту статуса города.

Поскольку мой визит к полякам совпал с началом отопительного сезона в Украине, нельзя было не заметить, что в квартире тепло, но батареи остаются холодными. Правда, на улице был внушительный плюс, но слова жильцов о том, что они еще ни разу не включали отопление, и это при отсутствии автономки, вызвали ряд вопросов. Из ответов вырисовалась следующая картина.

Двухкомнатная квартира – обыкновенная советская хрущевка, с раздельными комнатами, совмещенным санузлом, маленькой кухней, газовой колонкой. Район, застроенный такими домами, местные называют «блоки» – ну потому что блочные строения. Они все пятиэтажные, выше нет. Хотя первый этаж здесь считается нулевым.

Несколько лет назад начался процесс утепления блочных домов. Семьдесят процентов финансирования взяло на себя государство, тридцать – местная власть, гмина. За эти средства были утеплены фасады и заменены все окна на металлопластиковые. Каждый дом имеет свой цвет, дизайн. Они получились очень красивыми, стильными, и каждый стал неповторимым. Есть условия: не стеклить балконы, не выводить на стены кондиционеры (на крышу или на балкон, чтоб не было видно сплит-систем, которые уродуют фасады). Допустимы только спутниковые антенны. С ранней весны до поздней осени балконы украшают вазоны с вьющимися цветами. Очень красиво. И да, белье на веревках не вывешивают по умолчанию.

Что касается отопления, то оно, как говорилось выше, централизованное. (Речь идет только о многоквартирных домах. В частном секторе жильцы  топят самостоятельно.) На каждой батарее (обыкновенной чугунной) установлен кран, позволяющий включать и выключать подачу горячей воды. Между ребрами радиатора установлен счетчик. Регулярно в квартиру приходит контролер, нажимает на счетчике кнопочку и видит, сколько калорий было использовано. Так просто.

Все подъезды с домофонами. На окнах – тюлевые занавески, между этажами – живые цветы, даже картины на стенах. И целые почтовые ящики, тоже в подъездах. Регулярно проводится уборка лестничных клеток – с выносом и стиркой каждого придверного коврика. И еще о коммуналке. Минимальная зарплата поляка – 1600 злотых. На коммунальные платежи уходит около 30-ти процентов. На каждую квартиру рассчитано минимальное и оптимальное количество воды, газа, электроэнергии и, соответственно, тепла. Если жильцы недобирают – деньги возмещаются. Если перебирают – тариф меняется в сторону увеличения.

В течение одного дня в городе не было воды – коммунальщики меняли трубу как раз возле дома, в котором мы жили. Объявления-предупреждения были на специальных оповестительных тумбах, посредством громкоговорителей и в соцсетях. Мы в этот день решили съездить в соседнюю Зелену Гуру, чтоб не расходовать сделанные запасы воды. Когда к вечеру вернулись, разрытая с утра яма была засыпана, на этом месте красовался новенький гидрант, а в квартире из крана текла вода. Здесь все по графику, и он никогда не нарушается.

На остановках есть расписание движения автобусов в соседние населенные пункты. Если написано «11.02», то именно в это время автобус подойдет. Общественный транспорт большой вместимости, подобных нашим маршруток нигде нет. Пассажиры на остановках входят в переднюю дверь, рассчитываются с водителем, и только потом автобус трогается. Говорить об опрятности водителей и запрете курения в салоне – лишне.

Качество дорог просто не обсуждается. То же самое касается тротуаров и велосипедных дорожек. На другую сторону улицы можно перейти только по пешеходному переходу. При этом если пешеход пошел до того, как транспортное средство остановилось, может быть оштрафован. Но все здесь взаимно вежливы. Каждый человек, входящий в магазин, здоровается со всеми там находящимися. Это так мило.

Город пересекают несколько каналов, в которых живут утки. Когда летом один из каналов пересох, работники коммунальных служб вымыли его стены и дно. Вы можете себе такое представить у нас? За городом – лес и бывшие карьеры, ставшие красивыми водоемами. Живописные места, напоминающие нашу природу.

В небольшом Любско есть несколько крупных промышленных предприятий, школы, детские сады, колледжи, семь супермаркетов, спортивные комплексы, игровые площадки, теннисные корты, Дом культуры, полиция, пожарная часть и очень симпатичная мэрия, возле которой нет десятков припаркованных машин. И сколько мы ни ходили мимо нее, ни разу не видели снующих туда озабоченных людей. Между прочим, для того, чтобы поставить автомобиль на учет (многие украинцы покупают там так называемые евробляхи), достаточно 15-ти минут. Подал документы в окошко, вышел кофе попить, вернулся  и забрал готовые бумаги.

Здесь нет билбордов вдоль улиц и даже трасс, нет рекламных растяжек. Только дорожные знаки, которых очень много. Они яркие, мигают и сверкают, привлекая внимание водителей и пешеходов. На оповестительных тумбах, которые уже упоминались, размещаются частные объявления, афиши и даже политическая реклама. Около них собираются люди, читают, что-то обсуждают. И ни на одном столбе нет ни единой бумажки. Рай для специнспекции.

Естественно, нигде нет мусора. Здесь очень много урн, в том числе с пепельницами. А мусорные баки с закрывающимися крышками такие чистые, что кажется, будто их каждую ночь моют. (А может, и моют.) В каждом квартале установлены специальные контейнеры Красного Креста для сбора одежды нуждающимся. Отдельно – о бомжах и бродячих собаках. Приходилось видеть роющихся в мусоре людей, но они все с велосипедами и здороваются. И встретилась собака без хозяина, но на ней был ошейник, а это значит, что она не бездомная.

Здесь живет и работает много украинцев. Кто-то приехал ненадолго, чтоб финансово помочь своей семье, кто-то не намерен возвращаться обратно. И знаете, их можно понять. Да, они тяжело работают, зарабатывают вроде бы и не очень большие деньги. Но, чтобы оценить уровень жизни в Польше, достаточно зайти в супермаркет и посмотреть, какие покупки и сколько делает народ. Мне настоятельно рекомендовали не переводить злотые в гривни (не умножать на семь), а сравнивать соотношение польских зарплат и цен с украинскими. Что я и делала.

Берем среднюю месячную зарплату 2 тысячи злотых и 2 тысячи гривен и посчитаем соотношение этих сумм с ценами. Килограмм отборного мяса (свинина) в Польше стоит в среднем 12 злотых. За мясом почти всегда очередь, и это единственная очередь, которую пришлось там увидеть. Литр бензина – чуть больше пяти злотых. Пара детских носочков – 1 злотый. И это для нас нереально дешево, даже если перевести в гривни. Поляки, делая покупки в супермаркетах, загружают товарами огромные тележки. Посмотрев на одну из них на кассе, невольно пришлось прикинуть, сколько это все стоило бы у нас. Ну, примерно 1000-1200 грн. Покупатель заплатил 130 злотых…

Для украинцев здесь бесплатно демонстрируют фильмы на польском языке, бесплатно обучают польскому. Это неправда, что к нашим соотечественникам относятся, как к дешевой рабочей силе. Здесь их ценят и всячески стимулируют к тому, чтоб приезжали семьями, с детьми. Наши эксперты по этому поводу тревожатся, предупреждая, что Польша отнимает у нас самое ценное – людей. А куда деваться? Как выживать? С нового года Германия упрощает условия предоставления рабочих виз. Рискуем потерять еще больше рабочих рук и мыслящих голов…

P.S. Как только автобус, везущий нас домой, тронулся,  пассажиры, по несколько месяцев отработавшие в Польше, стали звонить родным. «Зайчик, привет! Это папа. Ты соскучился? Потерпи, мой хороший, немножко осталось поскучать – папа уже в автобусе». «Радость моя, мама уже едет к тебе. Я купила то, о чем ты мечтала. Скоро увидимся»… Надо что-то менять, родная страна.