Божественная красота Благовещенского храма

15:41
2672
views

7 апреля православный люд отмечает один из самых важных праздников – Благовещение. Накануне этой даты мы решили поговорить с настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в областном центре протоиереем Евгением Назаренко, тем более что поводом для разговора стал не только престольный праздник Благовещенского храма, но и то, что там работают художники – расписывают клирос.

– Буквально на днях в вашем храме престольный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Чем он так важен?

– Этот праздник очень важен именно для нашего города. Во-первых, Благовещение – благая весть – это всегда очень хорошо. «Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Как говорил Иоанн Златоуст, это корень всех праздников. Впервые именно в день Благовещения Вечный сошел на круг Времени. Но в чем важность именно для нашего города? Об этом рассказывает Евангелие от Луки. После Благовещения Дева Мария поспешила в Горнюю страну к человеку, который остался единственным ближайшим родственником и по крови, и по духу, – к Елисавете. По преданию Церкви, пеший путь от Назарета до Иерусалима занимал ровно пять дней. И она встретилась с Праведной Елисаветой.

– Икона, недавно привезенная в ваш храм с Афона, изображает именно эту встречу?

– Да, совершенно верно, и эта икона занимает теперь свое место в нашем храме. Эта встреча двух великих матерей, их диалог – это классика духовной поэзии, в том числе и в переводах, в русском, украинском. Отсюда идет почитание христианами Праведной Елисаветы, она первая из людей узнала о Благовещении, первая, кто назвал Деву Марию Матерью Господа, Пресвятой Богородицей. Хотелось бы, чтобы люди, поддерживающие возвращение нашему городу имени Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, не унывали и надеялись на лучшее. Крепость Святой Елисаветы – сакральное место, которое должно возродиться. И многие говорят о том, что, пока оно не будет возрождено православным храмом каноническим, сложно быть Елисаветграду.

– Отец Евгений, в вашем храме сейчас идут работы по росписи клироса. Чему будет посвящена эта роспись?

– В этом храме на клиросе, самом большом хоре, все посвящено, с одной стороны, Успению Пресвятой Богородицы, которое в народе называют Богородичной Пасхой, а более известно оно как Первая Пречистая, – рассказывает отец Евгений. – Кстати, все три лавры в Украине – Почаевская, Киево-Печерская и Святогорская – Успенские. В церковном песнопении есть слова о Божией Матери «Во Успении нас не оставляешь». По учению Церкви Богородица воскресла силой божества Своего Сына, и этому были свидетелями апостолы. Роспись здесь разделена на несколько сюжетов: первый – от греческого «евангелисмус», «евангелие» – благая весть. Прозвучало два евангелия, первое – когда Дева Мария была совсем юной, шестнадцатилетней, и второе – когда ей было 72 года и ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что через три дня Господь заберет ее душу. Второй сюжет – приготовление Божией Матери к успению, третий – само успение традиционное, и четвертый – погребение. Еще один сюжет росписи – как Дева Мария попала на Афон. Когда тянули жребий, кто где будет проповедовать Евангелие, Пресвятая Богородица тоже захотела в этом участвовать и вытянула Иверию. Однако явился ангел и сказал, что эта страна будет креститься позже, а ей уготовано другое место. Корабль, на котором плыла Божья Матерь, попал в бурю и был выброшен на Афон. Она сошла на берег, помолилась там, и ей было открыто, что здесь будет ее удел. С IV века там стали селиться иноки, и сейчас это всемирно известная святая гора Афон. В этом сюжете Божья Матерь с Иоанном Богословом сошла на Афон. Это чисто творческая работа, потому что такой копии нигде нет. (Во время разговора с отцом Евгением над этим сюжетом работал наш художник Валерий Давыдов. – Авт.) Следующим сюжетом будет Покров Пресвятой Богородицы, явление ее во Влахерне – то, что мы теперь отмечаем как государственный праздник. Еще один – та же Влахерна, только спустя 150 лет, когда ангелы явились 12 грекам – зодчим, архитекторам, иконописцам – и оказались они перед самой Богородицей, направившей их в Киев для строительства храма в честь нее. Они явились в Киев, в тогда еще пещерный монастырь – это была Киево-Печерская лавра, с иконой Пресвятой Богородицы, готовым проектом храма и деньгами на его строительство. Часть этого золота пошла на украшение храма. Это был Успенский храм.

Кроме этих сюжетов, запланированы также Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, встреча Елисаветы и Богородицы. Эти иконы будут уникальными, так как на иконах Рождества и Введения будет изображена Елисавета. Она была намного старше и вполне могла присутствовать при этих событиях. Это не противоречит логике.

– Отец Евгений, кто из художников имеет право писать иконы, расписывать храмы?

– Храм расписывается по согласованию строителей со священниками. Если священник видит, что художник – человек неверующий или придерживается другой позиции, он понимает, что с таким мастером невозможно будет работать. Святой лик у него может просто не получиться. Я знаю одну художницу, пишущую иконы, которой помогает муж – недостаточно воцерковленный, так у него лики не получаются, хотя он тоже хороший художник. Он помогает писать одежды…

– Нужно ли получать особое благословение писать иконы?

– Сейчас, в постсоветское время, ситуация немного изменилась. Не так легко найти художников, которые постятся, ведут соответствующий образ жизни, но, тем не менее, такие есть. Иногда этот дар передается по роду: как, например, среди священнослужителей – дед был священником, отец, потом и сын стал, так и среди иконописцев встречаются такие мастера, имеющие преемственность если не по крови, так по духу. У нас сейчас работают художники наши, местные, из других городов – например из Харькова, и из России. Некоторые уже расписывали у нас нижний храм. Руководит всем процессом известный в православных кругах художник Андрей Филиппов (за 32 года он расписал более 30 храмов на территории России и Украины, в том числе храм Ильи Пророка в с.Головковка Александрийского р-на. – Авт.). Кстати, у Андрея Филиппова бабушка была Елисаветой, и дочка старшая – Елисавета. Она тоже художница и очень хочет приехать сюда.

– Отец Евгений, работа по росписи храма была заранее запланирована на этот период – накануне Благовещения и Пасхи?

– Ктитор нашей церкви Евгений Степанович Бахмач со своими помощниками давно планировал расписать храм. Происходить это должно в несколько этапов. Во-первых, потому, что храм уже действует три года, мы будем встречать уже третье Благовещение. Нужно сказать, что в нашем городе со времени его основания не было Благовещенского храма. Вторая причина – хороших художников нужно найти. Еще для того, чтобы роспись была качественной, нужно время. Ну и средства, конечно. Правда, говоря о Евгении Степановиче Бахмаче, о его духовности, о православном подходе, нельзя не сказать о его щедрости.

Мы воспользовались небольшим перерывом в работе художника Валерия Давыдова, чтобы расспросить его о работе над росписью Благовещенского храма.

– Валерий Николаевич, во время разговора с отцом Евгением я не могла оторвать глаз от руки художника, который делает один из сюжетов. Он пишет буквально по одной волосинке…

– Это и есть искусство. Для меня искусство – это искусно сделанное. Если это просто – то это может делать каждый. Оно ведь произошло из ремесла, но чем выше был мастер, тем оно больше приближалось к тому, что мы сейчас считаем искусством. Для меня это мастерство, помноженное на эмоции, плюс твое мировоззрение. Когда это триединство совпадает, тогда это можно считать произведением искусства.

– Это первая ваша роспись в храме?

– В этом храме – да. И я счастлив, что работаю здесь. А в других храмах есть иконы – и в Преображенском соборе, и в Покровской церкви, и по области. Я давно этим занимаюсь – как только закончил академию (ныне Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. – Авт.), я приехал сюда, и меня приняли в это братство. Еще когда я учился в академии, там восстановили церковь, и мне посчастливилось бывать там (церковь Святой великомученицы Екатерины. – Авт.). Мне как художнику туда невозможно было не ходить. Это еще тайно было в советское время, чтобы никто не узнал. И вот уже тут мне предложили приобщиться к этому миру. Я человек верующий и с абсолютной любовью отношусь к православию, потому что здесь нужно искусство – и роспись, и пение, и сила слова.

– А какова техника такой росписи?

– Сейчас мы делаем так называемый подмалёвок. Делается он темперой, она сейчас акриловая. Это долговечная краска, потому что храмы расписываются на долгие столетия. А когда заканчивается полностью рисунок, он начинает расписываться. Эта работа длительная, кропотливая, поэтому я с удовольствием, несмотря на то, что закончил академию, пошел, можно сказать, в подмастерья к Андрею Филиппову, и я счастлив, потому что работать с таким мастером – это, действительно, большая удача. Не каждый день на нашу Елисаветградскую землю приезжает мастер такого уровня.

– Кто придумал сюжеты этих росписей или они канонические?

– Это классические сюжеты, адаптированные под конкретное помещение, под конкретные размеры. Все они согласовываются с епархией. Сюжет, над которым я сейчас работаю, – не классический. (Мы упоминали о нем выше – Дева Мария на Афоне. – Авт.) По большому счету, работа только началась, но, если сравнить с теми местами, где еще нет росписи, сразу видна разница. Здесь намного теплее, гармоничнее…

Мы вынуждены были завершить наш разговор, так как началась служба и мы могли бы помешать певчим, которые освободили свое традиционное место, уступив его основательно сбитым прочным лесам. Валерий Давыдов снова взялся за кисть. А я еще несколько минут постояла, наблюдая за работой художников, и пришла к выводу: если с виду подмалёвок выглядит как произведение искусства, даже без ярких цветов, то как это будет выглядеть в готовом виде? Непременно поделимся с вами впечатлениями по завершении росписи и постараемся назвать фамилии всех, кто причастен к этой Божественной красоте.

Фото Олега Шрамко, «УЦ»