Получить от таможни добро

12:59
1710
views

Что вы знаете о работе таможни? Ну, кроме того, что туда надо обратиться при растаможке ввезенного из-за границы автомобиля. Наверное, мало что. Будем восполнять пробелы с помощью исполняющего обязанности начальника Кировоградской таможни ГФС Евгения Скибицкого. Это не только познавательно, но еще и интересно. Тем более что 18 марта –  День работника налогового и таможенного дела Украины.

– Евгений Георгиевич, готовитесь к профессиональному празднику?

– Этот праздник был учрежден недавно, в 2013 году. Не могу сказать, что он прижился. Когда всех объединили в министерство доходов и сборов, этому не все были рады… К тому же есть Международный день таможенника – 26 января. Нас уже поздравляли. Хотя добрых пожеланий много не бывает.

– Скажите, за что вашу службу ругают, а за что хвалят?

– Таможня – орган контролирующий. Мы обязаны контролировать выполнение субъектами внешне­экономической деятельности, гражданами страны законодательства Украины. Это своевременная оплата налогов, борьба с нарушениями таможенных правил. Надо признать, что налоги у нас платятся, мягко говоря, с нежеланием. А это ведь осознанная необходимость, как труд. Думаю, что в душе люди не очень любят налоговые и таможенные органы.

Но, что бы ни говорили о ГФС, я считаю, что в направлении развития сервисной службы сделано очень много. Таможня старается минимально вмешиваться во внешнеэкономическую деятельность. Экспорт у нас оформляется в среднем за 44 минуты, импорт – один час 48 минут. Девяносто девять процентов таможенных деклараций оформляется в электронном виде. То есть не надо идти в таможню, стоять в очереди, подавать бумажный вариант. При экспорте даже груз может не доставляться в зону таможенного контроля.

Повторюсь: минимальное вмешательство в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности. Вот за это нас могут благодарить.

– В конечном итоге это же может свестись к одному кабинету в Киеве…

– Может. В некоторых странах Европы таможенное оформление сводится к тому, что декларация оформляется за пять-десять минут, а контроль возлагается на постаудит. То есть задача таможни – выпустить груз. А потом в случае необходимости подразделения постаудита занимаются проверкой законности этого экспорта или импорта.

У нас эту систему тоже хотят внедрить. Но, к сожалению, законопо­слушность наших руководителей предприятий в некоторых случаях оставляет желать лучшего.

– Приведите пример.

– Представьте, что в страну ввозятся шариковые ручки. Субъект заинтересован в том, чтобы заплатить меньше налогов. А для этого он занижает таможенную стоимость, и ручка у него будет стоить не двадцать центов, а два. Предприятие завозит груз, реализует его и пропадает. Когда приходит время постаудита, когда очевидно, что ручка должна стоить все-таки двадцать центов, что налоги недоплачены, налоги брать уже не с кого. Несколько подобных предприятий могут быть зарегистрированы на одно, как правило, подставное, лицо. Бюджет деньги не получил, взыскать их не с кого.

– У нас в области много хлопот с предприятиями, бизнесменами?

– Кировоградская таможня – одна из самых маленьких в Украине. У нас в штате восемьдесят человек. Меньше только в Тернополе. Субъектов внешнеэкономической деятельности у нас около трехсот. В 2017 году мы перечислили в бюджет рекордную для нас сумму – миллиард двести миллионов. Для сравнения: Одесская таможня за пол-января перечислила миллиард…

Что такое хлопоты? Нарушения? Они есть. Мы не только контролируем, но и предупреждаем нарушения Таможенных правил. В течение прошлого года было заведено 194 дела о нарушении этих правил на сумму 10 миллионов 206 тысяч гривен. Если бы все были честные и платили деньги в бюджет, государство и его граждане от этого только выиграли бы.

– У обывателя таможня ассоциируется исключительно с автомобилями, которые ввозятся в страну.

– Да, это мнение граждан, которые купили за границей автомобиль, и его надо растаможить. Но внешнеэкономическая деятельность, экспортно-импортные операции этим не ограничиваются. Основные поступления в бюджет – доходы от импорта товаров, оборудования. Область у нас аграрная, техника завозится из-за границы, ее нужно растаможить, заплатить налоги. Все, что в Украине импортное, легально ввезено, должным образом оформлено, осуществлены таможенные платежи. При экспорте 99,9% товаров налогами не облагаются. На сельхозпродукцию есть экспортная пошлина, а на все остальные товары – свободный вывоз.

– С «евробляхами» вопрос так и не решился?

– К сожалению, нет. Машины идут, на границе пропускаются, нам передают информацию о нарушении срока транзита, и мы здесь гоняемся за гражданами, проживающими в области. Это хлопоты, это неправильно, с этим уже давно нужно было что-то решить на законодательном уровне. Но от таможни это не зависит.

– Где надо учиться, каким надо быть, чтобы стать таможенником? И есть ли у вас вакансии?

– Есть профильные учебные заведения. Но может быть достаточно высшего юридического, технического или экономического образования. Вакансии у нас есть. Я исполняю обязанности начальника таможни уже четвертый год. Есть вакансия еще и одного из замов начальника, старшего инспектора в одном из отделов. Не можем найти человека в отдел администрирования таможенных платежей. Это сложная работа, взять готового специалиста нереально. Ищем.

До 2017 года зарплата инспекторов была на уровне трех-четырех тысяч. Немногие хотели идти на ответственную работу за такие деньги. С прошлого года зарплата у нас повысилась за счет того, что, если мы перевыполняем план, десять процентов от этого перевыполнения идет на материальное обеспечение, в том числе и на зарплату. Мы ее повысили почти вдвое. Хотя я понимаю, что и этого мало.

– Вот бы вам процент от отчислений в бюджет…

– Да, хотелось бы. От нашего перевыполнения плана пятьдесят процентов идет на содержание дорог Кировоградской области. В прошлом году мы на эти цели перечислили более 141 миллиона. Сумма солидная, но, к сожалению, эти деньги нельзя потратить на ремонт дороги, ведущей к таможне. Обидно.

– У вас дружный коллектив?

– Да. Около половины работают более десяти лет, многие – со дня становления таможни. Я работаю здесь с 1993 года. Между прочим, из восьмидесяти штатных единиц у нас работает 41 девушка. Так что гендерное равенство мы выдерживаем. Желаю нашему коллективу оставаться сплоченным, слаженным. Мы делаем общее дело. Наша задача – экономическая безопасность страны.

– Наверняка вы часто слышите в свой адрес словосочетание «таможня дает добро». Вас это не раздражает?

– Абсолютно не раздражает. Если мы даем добро, значит, одобряем законное оформление таможенных документов, товаров. В нескольких кабинетах наших сотрудников висит портрет героя «Белого солнца пустыни» Верещагина. Этого персонажа, думаю, во всех таможнях знают и уважают. Это неплохо, что нас с ним ассоциируют.

Фото Олега Шрамко, «УЦ»