Май театральный

14:10
1666
views

Согласитесь, когда в ваш город приезжает с гастролями театр, - это здорово. И когда коллектив вашего местного театра куда-нибудь отправляется со своими спектаклями – тоже прекрасно. В этом году театральный май был довольно насыщенным: в Кропивницкий приезжал театр из Винницы, потом кропивничане с ответным визитом побывали у них. А кроме того, наш музыкально-драматический театр стал участником ХХ международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии».

Мы уже писали, что ранее этот фестиваль проводился в двух городах – Херсоне и Николаеве, потом – только в Херсоне, а в этом году юбилейный фестиваль вновь встречали два южных украинских города. Наш театр им. М. Кропивницкого принимал участие в николаевской части фестиваля. Кроме украинских коллективов из Луганска, Киева, Харькова, Херсона, Николаева, Полтавы и Львова, свои работы здесь представили театры из Грузии и Белоруссии, Молдовы и Литвы, Израиля и Португалии. Всего же в двух городах за 10 дней – с 17 по 27 мая – выступили театры девяти стран. Кстати, надеемся, наши читатели отметили для себя из предыдущих публикаций «УЦ», что в Николаеве у кропивничан даже фанклуб есть! Так что наш театр там ждали, и вы в этом убедитесь.

О впечатлениях кропивничан от поездок мы поговорили с главным режиссером театра Евгением Курманом.

– Евгений Васильевич, гастроли в Виннице, очередной фестиваль – подведите итоги.

– Тут нужно начинать, конечно, не с фестиваля. Он, как вы правильно сказали, очередной – таковым и останется, хоть и юбилейный. Просто в конце сезона мы решили сделать яркий выезд, поэтому в короткие сроки побывали в двух городах: 16-18-го мая мы гастролировали в Виннице, а 22-го выступили на «Мельпомене Таврии». Обе поездки прошли очень положительно, и главное – наши актеры получили очень мощный эмоциональный заряд, который, несомненно, скажется на творчестве, на общем тонусе – на тех вещах, которые очень важны для повседневной работы. Потому что ту зрительскую любовь, которую они испытали в этих двух городах, ни с чем не сравнить и ничем другим компенсировать нельзя.

В Винницу мы возили две наши работы – «Севільські заручини» и концерт «Усі ми прагнемо любові». На следующий день после «Заручин» Женя и Даша Скрипник перед концертом гуляли по городу, и случайные прохожие узнали их на улице. То, какими они вернулись на репетицию, что им наговорили эти люди – что они помнят, как мы привозили к ним «Сорочинський ярмарок», что с тех пор следят и ждут, когда мы еще приедем, - дорогого стоит. Про «Заручини» винничане сказали, что такого уровня спектакля вживую они еще не видели. Разве что по телевизору когда-то… Слава Богу, что мы такого уровня достигли, и теперь для нас главное – держать планку.

В общем, винницкие гастроли прошли прекрасно – с овациями, положительными отзывами. А в Николаеве произошла вообще парадоксальная вещь. Это ведь фестиваль, каждый коллектив представляет одну свою работу, но дирекция театра обратилась к нам с просьбой сыграть еще один дополнительный спектакль, потому что желающих посмотреть нашу «Цыганку Азу» оказалось невероятное количество. Мы, конечно же, согласились, дали в один день два спектакля, и оба были с аншлагом! А на вечернем спектакле, я вам скажу откровенно, впервые в моей истории у нас был «бис». И мы вынуждены были после закрытия занавеса позвать всех актеров из гримерных, еще раз открыли занавес…

– … и Александр Ярошенко – Василь второй раз зарезал Олесю Бушмакину – Азу?

– (Смеется.) Конечно, нет, мы небольшой эпизод сыграли, музыкальный, потом снова были поклоны… Вот такой случай у нас произошел!

– Ну это, наверное, не случайно – у вас потрясающее чутье в выборе репертуара. Вы точно угадываете, что именно «выстрелит», причем и на большой, и на малой сцене.

– Для главного режиссера самый трудный вопрос – а что дальше? После уже взятых высот понизить планку в выборе пьесы нельзя, а там уже огромное количество составляющих – кто сыграет, как, и ко двору должно прийтись, и на труппу лечь, и потенциал актеров должен подтянуться до уровня драматургии. А если нет такого типажа? Если у вас нет, например, Гамлета, зачем его ставить? Только потому, что режиссер хочет?

Но вернемся к Николаеву. Там, конечно, блистали Саша Ярошенко и Олеся Бушмакина! «Цыганка Аза» после ее написания и сегодняшняя – это совершенно разные спектакли, по глубине разные, по осмыслению. В Николаеве Даша Завгородняя (Скрипник. - Авт.) нашла такие краски в конце первого акта, играя Галю, что за кулисами мы стояли, и Леся Бушмакина говорит: «Боже, как мне ее жалко! Какие мы, женщины, несчастные!» Вот даже коллега так реагирует на игру своего партнера…

– А вот Инна Станиславовна (Инна Додонова – завлит театра им. Кропивницкого. - Авт.) рассказывала о реакции маленькой девочки…

– Девочка лет пяти, наверное, после первого акта прибежала к нам в слезах: «Цыганка украла ребенка! Я должна зайти на сцену и увидеть, где ребенок!» Мы пытались ей объяснить, что это реквизит, что это не настоящий ребенок. Я сам пошел и вынес ей этот сверток, она увидела и тогда только успокоилась. Это магия театра! Ведь некоторые воспринимают театр как нечто развлекательное – можно прийти, получить удовольствие, посмеяться.

– Нужно ведь еще и думать…

– Не столько думать, сколько верить. Театр – это такая вещь, которая должна заставить во что-то поверить. А уже внутри этой веры можно смеяться, плакать, но главное – что эта условность для зрителя должна стать безусловным.

Что ж, до летнего перерыва еще месяц, и у вас, уважаемые читатели, еще есть возможность побывать в театре. К новому же сезону кропивничане готовят премьеру спектакля по блистательной пьесе Иржи Губача «Наполеон и корсиканка». В сентябре следите за афишами!

Фото Инны Додоновой.