Кропивницкий может 2 недели жить только на налоги от «Ятраня»

14:12
2129
views

Все, что нужно знать о колбасе и бизнесе Андрея Райковича, как дальше будет в Кропивницком с МАФами и клумбами, сколько налогов попадает в казну с доходов от мясоперерабатывающего производства и прочее интересное местным журналистам нам дали возможность узнать из первоисточника.

 

На прошлой неделе свои двери для СМИ открыл мясокомбинат «Ятрань», название которого в последнее время вспоминают едва ли не исключительно в политическом контексте. Ведь принадлежит он действующему городскому голове Кропивницкого. Хотя, кроме привязки к имени, предприятие сегодня – это более 1600 работников, почти 100 миллионов налогов в год и десятки тонн продукции, которая ежесуточно направляется из областного центра Кировоградщины на прилавки по всей стране. А также, конечно, в магазины, павильоны и киоски собственной сети фирменной торговли в Кировоградской, Днепропетровской, Николаевской областях.

 

Вокруг мэра

В Кропивницком выбранная годы назад стратегия развития этой сети стала вызывать «точечный» резонанс после того, как Андрей Райкович ушел из предприятия в мэрию.

Недавно общественные активисты даже в силовое противостояние с полицией вступили, пытаясь помешать установке торгового павильона «Ятрань» возле магазина «Мелодия» на Большой Перспективной.

– Мы не увеличиваем количество торговых точек уже в течение нескольких лет. Мы реализуем стратегию обновления, более комфортных и доступных условий для нашего покупателя. Это замена киосков на колесах, возле которых покупателю приходится стоять на улице. Меняем их на павильоны, которые позволяют зайти в помещение: летом – прохлада от кондиционера, зимой – тепло от отопления. Это более удобная подача товара, больший ассортимент. Когда я говорю о 14 павильонах в городе, это именно замена тех киосков, которые были на колесах, – объясняет исполнительный директор предприятия Наталья Артеменко.

Сегодня у «Ятраня» на улицах Кропивницкого все еще остаются 9 киосков. В планах на текущий год – заменить кроме того, скандального, еще один. Еще как минимум шесть должны быть заменены позже.

– Это позитив не только для покупателя, которого мы уважаем и благодарны за его выбор, – отмечает Артеменко. – Налоговые отчисления от киоска – около 6000 гривен в месяц. Когда мы переходим на павильон, увеличивается количество рабочих мест с двух до трех-четырех, и налоговые отчисления при среднем товарообороте – до 14000.

Она подчеркивает: тот, что на Большой Перспективной, строится с наличием всех разрешительных документов, которые предприятие получило за четыре года до того, как его владелец стал городским головой. Закончить работы там обещают уже на этой неделе.

– Мы эту замену проводить начали не в 18-м году, не в 16-м и не в 15-м, это началось гораздо раньше. На каждый год есть план. Есть план по достройке, есть план по благоустройству клумбы. Сейчас уже часть работ выполнена, осталось только озеленение. И планы по благоустройству прилегающей территории, на которой сейчас стоит киоск, который вскоре уберется – после того как будет данный объект запущен в работу. Уже закуплены саженцы, есть проект, как их в дизайнерском стиле высадить. Мы берем на себя ответственность поливать, бороться с сорняками и поддерживать территорию в том виде, в котором запланировали, – конкретизирует руководитель мясокомбината.

А вот со вниманием, повышенным из-за фамилии бывшего шефа, придется справляться самим – по словам Артеменко, даже общение с Райковичем сейчас невозможно.

– Он устранился от управления, это его принципиальная позиция. Он работает в мэрии, мы работаем на предприятии, – констатирует она.

Что касается призывов к бойкоту продукции, которые раздавались в местном сегменте соцсетей, то покупать «Ятрань» или нет, по мнению исполнительного директора, – выбор каждого. Пока реализация происходит 24 часа в сутки семь дней в неделю, отгрузки останавливаются только на Новый год, Рождество и Пасху. Колбасы, полуфабрикаты и другие изделия ежедневно продаются в «Сильпо», «Велмартах», «Метро» и магазинах других торговых сетей по всей стране, кроме временно оккупированных территорий. Одних сосисок в колбасном цехе №1 делают в среднем 15 тонн в сутки.

 

Колбасный цех

Об уверенности «Ятраня» в собственных силах красноречиво свидетельствует и то, что предприятие уже в который раз пускает за свои «кулисы» людей с камерами и вопросами о том, из чего и как там делают сардельки и «Финскую» колбасу.

Делают их из украинской говядины и свинины, кроме Кировоградщины среди поставщиков – Черкасская, Николаевская, Одесская, Херсонская, Днепропетровская, Киевская области. Ветеринарные врачи исследуют и заверяют здоровье животных в хозяйствах, наблюдают за процессом забоя. В холодильник мясо передают в полутушах. Это уже товар – местные рестораны в основном закупают на мясокомбинате именно охлажденное мясо, а не готовую продукцию. Ее изготовление продолжается в обвалочном цехе, куда можно попасть только после дезинфекции рук и обуви, а спецодежда рабочих после каждой смены перестирывается в собственных прачечных.

– Когда заканчивается работа, заходит другая смена, которая моет все. Моют доски, ножи, специальное есть оборудование, после мытья ножи стерилизуются, выдерживаются определенное время при высокой температуре. Используются специальные моющие средства, которые обез­жиривают, разлагают белковые отложения, дезинфицируют, – объясняет Артеменко.

К началу следующего рабочего дня бактериологи из службы ветеринарного контроля экспресс-прибором делают смывы из всего, что есть в цехах, и дают разрешение на работу. Или делают замечания сменному мастеру и назначают повторную дезинфекцию.

С обвалки мясо уже со специ­ями попадает в том числе в вакуумные центрифуги, где ножи со скоростью четыре тысячи оборотов в минуту превращают его в фарш для вареной колбасы или сосисок. Варят, коптят и сушат их в немецких термокамерах с программным управлением.

Уже 20 лет здесь коптят мясо и колбасы не над шахтами, в которых когда-то горели настоящие костры, а с помощью пародымогенераторов. Буковая щепа в них не горит, только разогревается и обдается паром. Благодаря этому – низкие канцерогены в продукте и меньше вредных выбросов в атмосфере. Оборудование сейчас позволяет изготавливать изделия высшего сорта по ГОСТу, лучше, чем воспетые многими советские аналоги, уверяет Артеменко.

– Если мы вспомним «Докторскую» колбасу, которая была в советское время, в целлофане на фалах сделанная, она была рыхловатая, пористая, – говорит директор. – Сейчас «шприцы» вакуумные, они забирают лишний воздух, благодаря этому мы имеем такой хороший срез на продукции. А сам технологический процесс подготовки сырья, соленья, формирования, осадки, варки и охлаждения – тот же самый, тут ничего не изменишь.

В 2012 году система управления пищевой безопасностью комбината сертифицирована по современному европейскому стандарту FSSC, который охватывает все нюансы, от прописанных на комбинате процедур до того, какими дезинфицирующими средствами моется пол, и сертифицированы ли они. Высокие требования стоят и перед отдельными работниками.

– Температурный режим в производственных помещениях – не выше 12 градусов. Есть люди, которым холод не подходит, работать им здесь сложно, они не могут, – констатирует производственный директор. – А есть целые династии: дед работал, отец, сейчас сын работает, причем на разных специальностях.

В этом году у «Ятраня» круглая дата. Первые упоминания о птице-яичном комбинате на этом месте в архивных справках датируются ноябрем 1928 года – это почти 90 лет назад.

 

Просто бизнес

Производство с тех пор, конечно, сильно изменилось. Сегодня здесь работает современное оборудование – австрийское, немецкое, польское, американское. В среднем комбинат только на его покупку тратит пять-восемь миллионов ежегодно.

– Мы не одни, есть достаточно жесткая конкуренция, – отмечает Артеменко. – Каждый должен потребителю доказать, что он лучший.

Для этого, анализируя запросы рынка, на комбинате изучают спрос, создают новую продукцию, меняют рецептуры уже существующей. Однако есть и другие способы конкурентной борьбы.

– Мы четко отслеживаем рынок. Не только по всей Украине, понятно, что и в городе Кропивницком также. У наших конкурентов, коллег, скажем так, по бизнесу, которые занимаются производством колбасных изделий, у одного на сегодняшний день 34, у другого – 22 торговые точки, – в частности отмечает Артеменко. – Я не работаю у конкурентов, я не покупаю их продукцию, но на тех чеках, которые я видела, не помню НДС… Если не плательщик НДС, то, я так понимаю, это плательщик единого налога, это совсем другая налоговая нагрузка.

Но это лишь местная специфика, которая в общем объеме, по большому счету, погоды не делает. Составить же конкуренцию европейским производителям на их поле «Ятрань» пока не имеет возможности.

– Для того, чтобы продукция производств отрасли могла попасть на европейский рынок, нужно очень много выполнить еще общегосударственных мероприятий всем вместе. Начиная с зоны заготовки, – говорит Артеменко. – В 2014 году, когда была подписана первая часть ассоциации с Европейским союзом, министерством АПК было предложено всем предприятиям записаться на визит и аудит еврокомиссаров. Записалось на то время где-то 120, все хотели везти в Европу. Когда выслали анкеты, чек-листы, которые надо было пройти, предприятий осталось четыре: «Ятрань», «АПК-Инвест», «Житомирский мясокомбинат» и «Конотопмясо».

Пока же среди итогов, о которых считают важным говорить на предприятии, – например, более 97 миллионов гривен налогов, уплаченных за прошлый год. Для сравнения, это около 4% годового бюджета Кропивницкого. В Пенсионный фонд мясокомбинат отчислил 26 миллионов. Опять же, для наглядности, это возможность год платить среднюю пенсию тысяче пенсионеров. Кропивницкий может
2 недели жить только на налоги от «Ятраня». Кроме того, с заработной платы работников с начала боевых действий на востоке уплачено уже почти шесть миллионов военного сбора.

– Это не считая той помощи, которую мы оказываем как волонтерскую, как благотворительную, – отмечает Артеменко.

По ее информации, в начале 2014-го «Ятрань» покупал бронежилеты – в том числе три десятка для 34-го батальона территориальной обороны, обувь, военную форму, затем автомашины и прицепы, помогает военным с запчастями, ремонтом и переоборудованием техники, покупкой оптики. И, конечно, продуктами питания…

Фото CBN.