Школа, о которой мы мечтали в детстве…

14:11
0
795
views

Здесь каждый этаж – это континент, а учебная аудитория – город, красочное место или даже просто явление, с которым ассоциируется этот материк. Уроки математики проходят в «Рейкьявике», биологию дети учат в «Аскании Новой», учительская находится на «Ямайке», а в локации «Трансформатор Тесла» одиннадцатиклассники готовятся к внешнему независимому оцениванию.

Мы побывали в одной из старейших украинских частных школ, увидели, как и чем она живет, какие здесь учатся дети и с чем они выходят в суровый внешний мир.

Восставшие из пепла

– Первую группу детей мы набрали в 1994 году и тогда не называли наше детище школой,рассказывает одна из основателей школы Татьяна Швец.– Сначала это была «Академия дошкольных наук». Но начинание оказалось востребованным, ежегодно школа увеличивалась на один класс.

Идеологом качественно новой системы школьного образования выступил педагог Алексей Греков. И хотя он получил совершенно не педагогическое образование (закончил Киевский политехнический институт, работал в НИИ Академии наук Украины), наряду с основной работой он активно занимался с детьми – основал собственный театр-студию, а еще преподавал в одной из экспериментальных общеобразовательных школ, которых в перестроечное время было довольно много.

В 1992 году, когда образовательная система, а с ней и вся новорожденная Украина пребывала на распутье, вместе с группой коллег-энтузиастов Греков организовал маленькую частную школу. Делал он это для своего ребенка, который как раз достиг школьного возраста. И Алексей вместе с другими преподавателями киевской гимназии, уже вкусившими сладкий плод экспериментального обучения, стал делать «школу мечты». Кроме изу­чения обязательных школьных предметов, Греков ввел курсы по риторике, сценографии, дебатам и критическому мышлению, и даже игре в шахматы. Образцом послужили древнегреческие школы. Поэтому новую школу и назвали «Афины» – в честь древнегреческой столицы наук и искусств, которая, в свою очередь, получила свое название от имени богини мудрости.

Первое, что сделал Греков со своей командой, – отказался от традиционной административной организации школы. В «Афинах» нет директора и завучей. Есть администраторы – люди, прямой обязанностью которых является обеспечение учебного процесса всем необходимым: методиками, учебниками, дополнительными материалами и т. д. Классных руководителей в привычном нам понимании также нет – у каждой ступени есть куратор. Он может вести занятия, но главная его работа – это помочь детям организовать учебу. Ступени – это вместо традиционных классов по возрасту. В «Афинах» действуют пять ступеней: первая – это первый класс и частично второй (для детей, у которых в режиме дня еще есть дневной сон). Вторая – это младшие школьники (2–4 классы), третья – средняя школа (5–6 классы), в четвертой находятся 7, 8 и 9 классы. 10 и 11 класс – пятая ступень, для которой обучение организовано особым образом.

Еще одна важная вещь, от которой отказались в «Афинах», – традиционные школьные оценки. За основу была взята американская система оценивания.

От способностей –
по потребностям

О том, как оценивают детей в «Афинах», нам рассказала декан социального факультета Ярослава Осипчук.

– Для начала у нас есть три уровня изучения предмета – А, В и С.Уровень С – это базовые, общие знания по предмету для ребенка, который либо слаб в этом предмете, либо намерен детально изучить другой предмет, а этот ему не нужен. Уровень А – максимум, который дети выбирают, если хотят в дальнейшем его основательно изучать. Форма сдачи темы на этом уровне – представление своего продукта, чаще всего таким продуктом становится презентация.

В переводе на официальную систему оценивания уровень А – это 11 и 12 баллов, уровень В – 9 и 10, а уровень С – 7 или 8 баллов. Но с официальной системой дети сталкиваются всего трижды в год – во время аттестаций. Во избежание недоразумений с родителями, школа с каждым подписывает договор, в котором отражены все аспекты обучения – выбранный ребенком уровень по каждому предмету с соответствием оценок. Оценки за работу на уроках также выставляются латинскими буквами – от А как самой высокой до F как самой низкой.

– Такая система позволяет ребенку выбрать сильные курсы по интересующим предметам и при этом не тратить лишнее время на углубленное изучение предметов, которые ему не нужны или которые он не потянет,отмечает Ярослава.

Систему аттестации «Афины» разработала самостоятельно около 10 лет назад. Пока школа была маленькой, аттестация учеников проводилась под эгидой одной из близлежащих общеобразовательных школ. Таким путем многие частные столичные школы пользуются и сейчас. Но в этом случае в деле появляется посредник в виде местного управления образования – а ему не всегда бывает интересно такое сотрудничество.

Как здесь учат?

Ученик может выбрать себе не только уровень изучения предмета, но и преподавателя, с которым ему будет удобнее заниматься. В этом выборе должен помочь куратор. Он же следит за тем, как проходит жизнь вверенных ему детей в пределах школы, разрешая проблемные и конфликтные ситуации. В случае чего ребенок всегда знает, к кому следует обратиться, – к куратору.

Сам учебный процесс во многом напоминает традиционный школьный. У каждой ступени есть расписание уроков, но оно не похоже на то, которое висит в обычных школах.

– Как правило, у учеников третьей и четвертой ступени 8 или 9 уроков в день,говорит Осипчук. – Уроки проходят блоками. Например, первые 4 урока – это природоведческий блок, затем обед, и после него идет второй блок – это, например, английский язык. Как видите, дети находятся в школе довольно долго – с 8 утра до трех-четырех часов дня. Но домашних заданий у них нет.

Школа «Афины» является парт­нером Cambridge English School, что позволяет использовать в обучении ее методики, учебные материалы и аттестовать детей по системе Кембриджа. Тот, кто успешно прошел эту аттестацию, получает диплом международного образца – в дополнение к украинскому аттестату. Самым успешным курсом в системе Cambridge English School стал курс Science для учеников 5–6 классов. Его можно с большой натяжкой назвать аналогом нашего природоведения. Курс включает интегрированное изучение базовых понятий в области географии, биологии, физики, химии, частично истории. Читается он на английском языке.

– Это очень интересный курс,говорит Ярослава. – Для того, чтобы дать необходимый объем знаний, нам нужно одновременно обращаться к учителям английского языка и предметникам соответствующего профиля. Как правило, уроки Science ведут сразу три учителя: собственно учитель английского языка и два предметника (чаще всего учителя по биологии и химии), разъясняющие суть понятий на украинском.

В 7–8 классе курс Science заменяется профильными дисциплинами. А вот с такими предметами, как украинский язык, украинская литература и математика, стараются излишне не экспериментировать. По ним в 11 классе дети сдают ВНО.

– Мы стараемся дать немного знаний сверх того, что требует программа,говорит Ярослава Осипчук.– Но будем смотреть правде в глаза – программа настолько обширная, что на ее изучение нужно много времени.

Кто здесь учит?

С такими передовыми подходами вполне может показаться, что в частной школе не увидишь пожилого учителя. Но реальность совсем иная – здесь преподают и молодые выпускники педагогических вузов, готовые на шальные эксперименты, и умудренные опытом учителя, десятки лет посвятившие себя работе в официальных школах.

– Я педагог старой закалки, отработала в школах от Будапешта до Улан-Удэ, так как муж военный,рассказывает Людмила Александровна, учитель математики. – Конечно, я привыкла работать с классами по 25–35 человек. Я делила их на группы, давала задания и по выполнении их оценивала всю группу. Здесь, конечно, методику пришлось пересмотреть, потому что в классе не больше 15 человек. Но групповой принцип я сохранила – дети работают в так называемых пятерках, урок у меня проходит очень динамично. И что интересно – я могу дать им решать один вариант, но они настолько честные, что никто не будет списывать.

Татьяна Швец отмечает, что в основе методики Людмилы Александровны лежит практика, на уроках дети решают множество математических задач. Игровой принцип почти отсутствует, но есть плотная командная работа. Тем не менее, многим детям такой подход нравится.

Декан факультета Ярослава Осипчук по своей специальности – учитель зарубежной литературы. Но она не очень любит выделять свой предмет в нечто обособленное, считая свой курс скорее курсом словесности.

– Я стараюсь подавать литературу как часть общего в процессе культурного развития,– говорит она.

Пока мы общались, в соседнем кабинете старшеклассники готовились к ВНО под руководством приглашенного тренера Дианы Житней.

Интереснее всего нам было побеседовать с одной из учениц школы «Афины». Саша сейчас учится в 9 классе:

– Я пришла в «Афины» после четырех классов обычной школы. Думала, что увижу примерно то же самое, что и в своей предыдущей школе, но первым моим заданием стала подготовка спектакля. Это было странно. В каждом классе мы готовили спектакль, а потом представляли его как свой проект. Самым полезным курсом для себя я считаю критическое мышление – эта дисциплина учит правильно думать, адекватно вести беседу, оценивать аргументацию свою и своего визави, давать анализ информации. Пройдя этот курс, уже не будешь прежним. Я учусь в 9 классе и стою перед серьезным выбором. С одной стороны, меня привлекает маркетинг – это престижно и обещает хорошую жизнь. Но душа жаждет заниматься искусством. Согласитесь, трудный выбор: безбедная жизнь или душа?

Перспектив – море

Для 10 и 11 классов действует своеобразная система профориентации – на этой ступени в школе работают четыре факультета: естественно-научный (физика, химия, математика), факультет медиатехнологий (создание медиапродукта самого разного профиля – от театрального спектакля до архитектурного проекта), факультет бизнеса и менеджмента и факультет социальной активности (история, право, экономическая география, политология, социология). Знания, получаемые в рамках работы на этих факультетах, часто невозможно вписать в сетку предметов, утвержденных Минобразования. К примеру, в прошлом году «студенты» факультета бизнеса и менеджмента проводили аукцион «Бабульки для бабульки» – устроили акцию по сбору различных учительских вещей, которые затем продавались на школьном аукционе, а на вырученные деньги дети покупали продукты для пенсионеров. Еще одна форма работы – написание грантового проекта, причем условия подачи заявок были такими же строгими, как в реальных зарубежных организациях-донорах.

– Такие формы работы – это не просто обучение определенному виду деятельности,отмечает Ярослава Осипчук.– Это полезный, хоть и не всегда приятный, жизненный опыт. Например, одна из учениц сдала грантовый проект на два часа позже дедлайна – он не был принят.

Среди бизнес-проектов учеников «Афин» есть также краудфандинговый проект «Фабрика соков» – он, по словам Ярославы, оказался провальным, так как дети не смогли выполнить требования заказчика к качеству. Так будущих лидеров готовят к реальной жизни. На «научном» факультете иная деятельность – в день нашего приезда ученики изучали одну из тем в лаборатории КПИ.

Как складывается дальнейшая судьба выпускников «Афин»?

– В прошлом году мы выпустили 24 ребенка,говорит Ярослава.– Из них 20 учатся за границей. Одна девушка, выбравшая научный профиль, решила продолжить карьеру ученого и поступила на биотехнолога в Чикагский университет, а один парень поехал учиться в Чехию на физика-ядерщика.

Цена вопроса?

О школе «Афины» можно писать еще очень много. Некоторые из перечисленных выше вещей – новшества нынешнего года (например, один из факультетов заработал лишь недавно). Большинство выпускников находят себя в родной стране и за границей. «Афины» – элитная школа со стоимостью обу­чения от 145 до 165 тысяч гривен в год. Она занимает целиком четырех­этажное здание на улице Андрея Головко (Святошинский район), плюс занятия младшей и дистанционной школ проходят в еще трех локациях. Однако, как и 25 лет назад, основатели «Афин» упорно идут к школе мечты, помогая открывать альтернативные школы в других городах. «Мы создадим свою школу! Школу, о которой мечтали сами, еще будучи детьми. Школу, в которой захотят учиться все наши маленькие друзья. Школу, где захотят учить своих детей все наши большие друзья!» – таким девизом открывается страничка школы «Афины» в Интернете. А какой вы видите свою школу мечты?

 

Редакция «УЦ» выражает благодарность руководителю языковой школы и центра развития Моzаїkа Виктории Поляновской, благодаря которой и состоялась поездка нашего журналиста в киевскую школу «Афины».