Хургада ждет

13:20
1902
views

Первое путешествие в Египет производит на украинского туриста неизгладимое впечатление. Посудите сами, везде, даже у нас, за все нужно платить, а в египетском отеле – бесплатно. Впервые я был там лет десять назад, и в этом году мне стало интересно, насколько все поменялось.

По пути с перелетными

Моя эволюция путешественника происходила по стандартному пути. Первый полет по all-inclusive с максимальной опекой туроператора. Кто-то на этом этапе и останавливается, а я понял, что путешествия – это мое, пришел черед автобусных туров по Европе. С приходом лоукостеров решил, что авиаперелет быстрее и ненамного дороже поездки на автобусе. Отель можно забронировать через специальный сервис и быть полностью независимым. Постепенно опыт поездок накапливался.

Вот так вместе с опытом и пришел черед повторного путешествия в Египет. Первым фактором для принятия такого решения стала погода. Специально выбрал осенний месяц. До сих пор не могу понять, что движет туристами, которые отправляются в Египет или Турцию летом. Из наших +35 они попадают в +40 а то и все +45. Вся дорога – это ад.

Совсем другое дело осень. Предвкушал, как из первых украинских заморозков прилечу в блаженные +28 по Цельсию. Немного не повезло. Когда улетал, на термометре Борисполя было +15.

Второй фактор – существенное ограничение пассажиропотока из страны-агрессора. Об их поведении сложены десятки анекдотов, и зачастую действительность в них не сильно и преувеличена. Смешно это только на экране. Совсем другое дело – соседство таких персонажей в самолете или в номере отеля.

Еще восемь лет назад солидные отели, выбравшие клиентами западных туристов, просто не принимали россиян. Когда поток достигал критических значений – продавали 10% от всего количества мест.

Все поменялось четыре года назад. 31 октября 2015 года произошел теракт на борту самолета, следовавшего из Шарм-эш-Шейха в Питер. Тогда погибло 224 человека. А спустя несколько месяцев Россия установила полный запрет на полеты в Египет.

Безусловно, возможности остались. Туристы летят через Минск или через Киев. Но такие варианты заметно удорожают стоимость путевки. Для ряда регионов гораздо проще и дешевле полететь сразу в Таиланд. Так что основной поток переключился на Турцию, а наши соотечественники вздохнули спокойнее.

Трудности сборов

Полеты лоукостами приучили к минимализму. В стоимость билета входит исключительно ручная кладь. Это городской рюкзак на 35 литров или маленький чемодан. От второго я отказался после возвращения из первой поездки в Польшу. Отсталость украинской инфраструктуры ощутил всеми колесами своего чемодана. В Польше, не задумываясь, катил его за ручку по всем тротуарам. В Киеве я поднимал и опускал его раз двадцать, пока шел от поезда к Макдональдсу на вокзале. Сейчас ситуация кардинально не изменилась.

Вот и первый совет для читателей. Рюкзак привлекает к себе меньше внимания со стороны персонала авиакомпании. По нормам его вес не должен превышать 5 килограммов, и его нужно взвешивать на стойке багажа. Если все в норме – вам выдадут специальную наклейку-бирку. Если нет – придется его сдавать в багаж и доплатить.

А вот вес ручной клади контролируют редко. С габаритами все гораздо строже. Если рюкзак хоть на пару сантиметров не вмещается в контрольную корзину (рядом со стойками стоят такие специальные конструкции) – не помогают никакие уговоры. Доплачивай – и точка. А предварительная доплата за багаж и в аэропорту перед вылетом – это две большие разницы.

Если рюкзак визуально подходит по габаритам – пара килограммов вещей сверх лимита вам гарантированы. Главное – делать вид, что вам ни капельки не тяжело.

Второй совет – обзаведитесь питьевой флягой. По правилам безопасности авиаперевозок вы не имеете права проносить собой жидкости в бутылках более 50 мл. Завал бутылок с питьевой водой (открытых и запечатанных) – частая картина у входа в таможенную зону.

А вот про личные фляги там ничего не сказано. Таможенник, который перед тобой завернул пассажира с бутылкой минералки к урне, никак не реагирует на фляжку в боковом кармане рюкзака. Никто даже не проверил, есть ли внутри нее жидкость.

С одной стороны, это хорошо для законопослушных туристов. В оазисе duty-free я спокойно купил алкоголь и перелил во флягу. Никаких переживаний и пряток на борту самолета с открыванием опечатанного пакета. С другой – я представляю, что может натворить такая безобидная посудина, наполни ее разжигателем для костра. А если она еще и стальная, а содержимое помощнее… лучше об этом даже не думать.

Качественный рюкзак и миленькая непрозрачная фляжка – ваши лучшие друзья во время путешествий.

Стойка регистрации – это то, от чего я также отвык. Авиаперевозчики приучают долларом своих пассажиров к компьютерной грамотности. Регистрация на рейс на сайте компании бесплатная. Если вы не осилили несколько простых шагов и решили зарегистрироваться в аэропорту – заплатите от 25 долларов. Спасением могут быть терминалы, но их устанавливают далеко не все. Зато как классно смотреть на очередь у стойки регистрации, а самому спокойно проходить сразу на таможенный контроль.

С чартерными рейсами такое не проходит. Во-первых, онлайн-регистрации просто нет. Во-вторых, меня подвели мой размер обуви и любовь к гаджетам. Пришлось брать дополнительную сумку. А это означало очередь у стойки и расходы на упаковку багажа.

Пара слов об упаковке. Волна краж из багажа пассажиров породила такой бизнес, как мумифицирование сумок в полиэтилен. Стоит это удовольствие 100 грн за каждую сумку. Также можно купить комплект для самостоятельной операции. За 70 гривен вы получите рулон скотча и полиэтиленовый пакет. Но туристы быстро нашли способ экономить и на этом. Рулон пищевой пленки стоит от 20 гривен, а широкий скотч – от 5. Такого набора хватит минимум на пару сумок.

Да, я знаю, что такое первый день путешествия. Копейки не считаем. Но в этот раз требование к мумификации было официальным от перевозчика. А в аэропорту Хургады точек по обматыванию просто не было.

Настал тот момент, когда сборы и первый этап дороги позади. Можно зайти в бар и освежиться коктейлем перед перелетом. Хургада ждет.

Бизнес на песке

Что я помню о первом полете в Египет? Вылет в три часа утра и ожидание в Борисполе. Аэровокзал был еще до реконструкции. Но это полбеды. Это было до запрета курения в общественных местах. Сейчас даже страшно представить несколько часов в заполненном помещении, где от прокурености можно было повесить не только топор, но и кофейный автомат. Мест катастрофически не хватает. Приходилось сидеть в кафе за чашкой кофе все время ожидания.

Грязь в самолете при выходе. Сложилось такое впечатление, что люди специально брали из дому по пакету с мусором и высыпали его в салоне. Ну и куда же без упившихся вдрабадан пассажиров?!

Сам Египет оставил неизгладимое впечатление непривычной доставучестью продавцов, отсутствием фиксированных цен и выбиванием денег на каждом шагу. Проехал на трансфере – оставь на чай, хочешь сфотографироваться с аборигеном – плати, приличный номер – ну ты в курсе.

В этом году я был к этому готов. Оббегал половину обменников, чтобы наменять однодолларовых купюр. Ага, щас! Не я один собрался лететь в отпуск. В наличии были минимум двадцатки. На выручку пришла традиция не тратить в поездках все до последнего евро. В домашней вазе набралось десяток монет. Также помогли друзья и «Правэксбанк». Чаевыми запасся.

Дальше оставалось только наблюдать за изменениями. Они начались прямо после посадки в самолет.

Никто не напился! Такого я не наблюдал даже в обычных путешествиях. Раньше каждый считал своей обязанностью купить в дьютике литруху вискаря и употребить его до прибытия. На отпускных чартерах бухал весь салон. В этот раз все прошло чинно и благородно. Рискну предположить, что сказывается отсутствие пагубного примера «тагиловцев». Не скажу, что это был трезвый рейс, но все-таки…

Чистота в салоне. Да, отдаю отчет, что в полете не кормили. Но и обычного мусора типа использованных салфеток практически не было. Сам перелет длился без малого четыре часа.

Порадовало количество приезжих. Еще в Борисполе обратил внимание: на один вылет в Хургаду приходятся три в Шарм-эш-Шейх. Сильного столпотворения в аэропорту не было. Также понимал, что автобус не уедет не только без меня, но и без последнего человека, который пройдет паспортный контроль.

Следующий момент – ненавязчивость персонала. Десять лет назад, как только ты входил в зал, тебя обступали человек пять и предлагали купить у них визу без очереди. С наценкой в три-пять долларов. В этот раз представитель туроператора, который выдавал бланки для визы, даже не рекламировал возможность ускоренного оформления. Спокойно показывал на официальные визовые киоски.

В отелях невозможно было избавиться от назойливых продавцов экскурсий, массажей и сувениров. Сейчас в точках выдачи полотенец можно взять маленький красный флажок и поставить рядом с собой. Это аналог дверной карточки «Не беспокоить», и он работает.

Вся процедура получения визы и досмотра заняла 30 минут. Я не бежал впереди всех пассажиров, а спокойно прошел все этапы процедуры и сел в свой автобус.

На этом этапе меня ждало первое открытие. Начну с того, что от тур­агента получил ворох распечаток: два билета, три туристических ваучера, ваучер трансфера, две страховки (плюс одну дорожную я брал свою), инструктаж для путешественника и информация о стране. Конверт получился увесистым. Сразу же задался вопросом, почему это нельзя было сделать в электронном виде?..

По прибытии оказалось, что все ваучеры и страховки – это, в принципе, один документ. Номер вашего страхового полиса вносится в электронную базу. Он же является номером вашего туристического ваучера и всех остальных документов. После регистрации вам не нужно предъявлять даже паспорт. Номер туристического ваучера предоставит всю информацию о вас для работников отеля или стражей правопорядка.

Про отель рассказывать долго не буду. Все-таки у каждого он будет свой. Из негативного – попытка всучить мне шайтан-рум. Шайтан-рум – это номер, который располагается в плохом месте. Типичный расчет на усталость и нескандальность гостя. Открыв окно, я увидел, что номер находится рядом со сценой вечерней анимации, рестораном и кальянной. Полный набор угара. Подхватил сумку и пошел менять на что-то другое. Прикинув территорию отеля, решил ускорить процесс подбора номера пятью долларами. Администратор сделал неуверенную попытку отказаться, но деньги взял, после чего меня отправили в тихое место с видом на бассейн, рядом с дневным баром. Инвестиция окупила себя полностью. Больше менять ничего не пришлось. И это был единственный раз, когда я потратил сумму больше одного доллара за раз.

Утром оценил национальный состав постояльцев. Россиян практически не было. Большинство – украинцы и немцы. По словам гида, бывают еще поляки и англичане.

Когда вам скажут, что так, как мы, не пьют ни в одной европейской стране, – не верьте. Все дело в расценках. Бесплатному алкоголю все нации покорны. Каждый день наблюдал четкое разделение: украиноговорящие массово шли на пляж занимать лежаки, а в это же время немцы занимали места у барных стоек. Море их почти не интересовало.

И что за Египет без экскурсий?! При первичной окучке гид делал особый упор на малом количестве туристов. Рекламировал уникальную возможность посетить Люксор или Гизу в спокойной обстановке. Без столпотворений и шума. Не будь я там раньше, обязательно схватил бы приманку. А так ограничился круизом на яхте и поездкой на квадроциклах.

За время трансфера смог оценить нынешнее положение в Хургаде. Город стал жертвой экономического шантажа со стороны России. Огромное количество замороженного строительства. Отели, торговые и развлекательные центры и прочее. В работающих гостиницах далеко не аншлаг (это хорошо видно вечером по светящимся окнам). Людей на улицах немного.

По словам экскурсовода, местные жители ополчились на русскоговорящих, потому как многие остались без работы или доходы резко упали. Сам по городу не ходил, но агрессии не замечал. Скорее апатия и безразличие.

В плане технического оснащения у местных все хорошо. Взять, к примеру, квадроциклы. Десять лет назад это был набор различных моделей разной степени убитости. Сейчас автопарк состоит из огромного количества одинаковых Honda. Все они в хорошем состоянии.

Операторы снимают путешествие отдельно на зеркальные и экшенкамеры. Качество съемки хорошее. А вот на этапе конечной продажи происходит сбой.

С одной стороны, нет навязчивости, и цены стали ниже. С другой – неумение следовать трендам. Ну нереально впарить фотографию, смонтированную в ужасную фотошоп-заготовку относительно малопьющим туристам. Компакт-диск с материалами – это отдельная история. Режиссер просто не отдает отчета, что многим его и посмотреть будет негде. Свой диск с прошлой поездки мы посмотрели один раз. Так и пылится в ящике.

Из 25 человек диск купила только одна компания. Можете представить себе, насколько упали доходы. К коробке с чаевыми для хозяев очереди тоже не выстраивались.

Текущее положение дел в Хургаде – яркая иллюстрация, что произойдет, если ты завязал свою экономику на Россию. Росчерк пера – и все. Грузия этого не понимает, а зря. С ней в любой момент может произойти то же самое…

Семь дней отдыха пролетели незаметно. Иду на паспортный контроль. Все проходит четко и быстро. На мою фляжку-бутылку даже тут не обращают никакого внимания. Хотя комнаты для моления не дают забыть, что я в исламской стране. Алкоголь здесь не в почете.

Если вы считаете, что Египет скучен, – стоит пересмотреть точку зрения. Сейчас самое время отправиться туда на отдых. А если собираетесь полететь в первый раз – я вам завидую.