Отсюда и в вечность

11:49
1777
views

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

Это неизбежно: Великая Отечественная война (или, если вам так ближе, Вторая мировая) уходит от нас вместе с ее участниками и очевидцами. Остается память потомков – общая и личная. Какой она будет еще через полвека?

Скажите, а как вы относитесь к Первой мировой? А к Отечественной войне 1812 года? Хотите, отвечу за вас? Спокойно относитесь! Как к строчке в учебнике истории или, в лучшем случае, как к давно прочитанной книге Толстого, Ремарка или Хемингуэя. А ведь от окончания Первой мировой прошло всего-то 102 года! Неужели через 25 лет и о Второй мировой, после всех революций и пандемий, в памяти новых поколений останутся только Сталинград и Бабий Яр, блокада Ленинграда и взятие Берлина, ну и Сталин с Гитлером, как же без них? И все?!

Но это будет потом, а пока открываются архивы, снимаются запреты. Молодые исследователи будто соревнуются между собой, кто первым вытащит на свет самые черные страницы истории. Все верно, грифов секретности больше нет, но почему только черные? Да, война – дело грязное и кровавое, но участвовали в ней ваши предки. Причем не такие уж и прапрапра… У кого повернется язык назвать отца собственного деда убийцей, насильником, оккупантом и подонком? У вас же одни гены, и даже внешне вы похожи. Нет, конечно, ваш прадед не мог быть таким! А вот армию, в которой он воевал, оказывается, можно опускать, оскорблять, мешать с дерьмом!

Помню пафосное празднование 50-летия окончания той войны. Уже тогда на многих ветеранов было больно смотреть. Война догоняла их полвека спустя. Тем большим диссонансом смотрелась бурная радость окружающих. Вместо того, чтобы лечить стариков и устроить им хоть пару достойных лет жизни, деньги шли на концерты и фуршеты. Нет, позаботились о многих, но сотни могил так и остались без памятников, сотни бойцов – неупокоенными, тысячи чьих-то близких – пропавшими без вести.

Всего через десять лет новая украинская политика начала зачищать советскую, идеологически выстроенную историю войны, пытаться пересматривать, казалось бы, незыблемые факты. И это по-прежнему сочеталось с массовыми народными гуляньями 9 Мая, с «солдатскими» кашами и «фронтовыми» стопариками. Участников боевых действий становилось все меньше, появились другие исторические темы и другие герои – векторы национальных ценностей начали со скрипом менять направление. Для начала ветеранов и «детей войны» настоятельно уговаривали не ходить на памятные митинги со знаменами Победы.

А еще через десять лет для Великой Отечественной прозвенел «первый звонок». В 2015-м Украине стало не до празднования 70-летия Великой Победы. У нас уже была своя война. Не дипломатическая – настоящая. С кровью и смертью. Которая по сути уничтожила традиции советского 9 Мая.

Новая власть с историей уже не деликатничала, вымарала одним махом тысячи страниц и фамилий. Живые начали воевать с мертвыми. Те, кого коммунисты десятилетиями называли «предателями родины», были объявлены борцами за свободу Украины. Монументы сносились, а бюсты и памятные доски заняли их место в городских и сельских пейзажах. Что говорить – вы все видели сами…

Верю, история когда-нибудь все расставит по своим местам. Останутся факты, против которых не попрешь. И все потуги политиков не смогут поколебать решения Нюрнбергского трибунала. Сотни его томов будут так же долговечны, как египетские пирамиды. Вопрос в другом: кого это будет интересовать? Сколько людей будущего воспримут историю Второй мировой как личную трагедию? Ну да, была Большая война. Сколько людей, говорите, погибло? Какой ужас…

В этом году я впервые за долгие годы не поеду в День Победы на митинг у могил моих земляков, расстрелянных в 1942 году в Хащеватом. Карантин, понимаю. И для власти очень важно закончить его не до, а после 9 Мая. Тоже понимаю, почему.

Банально, но ход времени остановить нельзя. Огромный пласт нашей общей истории начал переходить в разряд «далекое прошлое». Прозвенел «второй звонок». Посмотрим, потомки, как и чем вы отметите столетие самой страшной войны в истории человечества. Оттуда посмотрим, из вечности…