Ужас-ужас-ужас?

12:49
538
views

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

А.С.Пушкин.

 

Ох и наделало шуму интервью Сергея Полуляха с александрийским учителем Олегом Зеленяком («УЦ» №29, «ЗНО-2021 з математики: фахово та без замовчувань»)! Совершенно убойные факты и примеры унизительно слабой подготовки нынешних школьников у многих наших читателей вызвали настоящий шок. У многих, но не у всех.

О том, что наши дети, мягко говоря, «не тянут» и «не рубят», знают все, кого эта тема так или иначе касалась. А теперь к этому знанию добавилась цифра: сколько именно из них «не рубят». Более 30% не сдали достаточно простой (с точки зрения автора) тест по математике, 20% – по истории и т.д.

Плохо образованные дети – это трагедия государства сегодня и крах – завтра. Думаю, после обнародования результатов ВНО-2021 многие ответственные педагогические чиновники схватились за сердце, а министр Сергей Шкарлет должен был последовать примеру Анны Карениной. Но нет, парламентские каникулы, Олимпиада, судья Чаус и встреча Украины с Байденом отвлекли власть от этого позора. Проехали. Учимся дальше.

Причины не сданного страной экзамена четко и понятно изложил в своем интервью Олег Зеленяк, есть они и в десятках других публикаций – разве что менее откровенно. Не буду повторяться – я, собственно, хочу сказать совсем о другом.

Есть такая вечная человеческая традиция – ругать потомков. Дескать, мы в их возрасте были умней, прилежней, образованней. Нас и учили лучше, и лечили успешней. О медицине – в другой раз, а вот о советском образовании скажу пару слов.

Только давайте без обид? Что же мы так врем себе и детям, идеализируя прошлое? Конечно, в те золотые годы нашего детства все было лучше – и трава зеленей, и мама с папой молодые, но и в 60-е, и в 80-е в классах из 30 детей серьезно учились всего по 4-5 человек, даже в самых лучших классах таких было не более восьми. Остальные либо вяло имитировали учебу, либо тупо списывали, либо просто «забивали» на все.

– Сынок, пока ты был на тренировке, приходили три девочки из твоей школы. Я их посадила на веранде и дала твои тетрадки, – сообщала мне мама (педагог со стажем). – Они все списали, сказали «спасибо» и ушли. Мне кажется, они даже не из твоего класса…

Мне и в голову не приходило не дать списать хоть дома, хоть на контрольной – жалко, что ли? А все разговоры учителей о том, что это неправильно и нехорошо, пролетали мимо ушей. Ну кто бы говорил – все же видели, как сама «училка» на контрольной дала шпору одной «зубрилке».

А хотите, расскажу, как в моем выпускном сочинении на последней, десятой странице появились две «левые» запятые, вписанные даже другим цветом пасты и тут же перечеркнутые учителем?..

В той советской школе негатива было даже больше, чем в нынешней. Учителя и тогда ставили несправедливые отметки (в обе стороны), а ученики хулиганили, воровали, курили, дрались, прогуливали. Ну разве это неправда?

В какой из школ не было преподавателя по кличке «Алконавт» или «Помидор»? Или «училки» по кличке «Овца»? А эти бессмысленные политинформации и прочие рудименты пропаганды? А военруки, зазывающие девчонок в кабинет «показать автомат»?

Да, конечно же, были положительные исключения (и немало!) – хорошие школы, отличные педагоги, старательные и талантливые ученики. Они были тогда и есть сейчас. И всегда будут. Независимо от диких фантазий министерских чиновников и перекраивания программ в угоду политикам.

Поверьте, я не собираюсь выступать в защиту нынешней школы, которая напрочь провалила ВНО-2021, хотя его тесты были ниже уровнем, чем в соседних странах. Нет, я просто еще и еще вспоминаю школу 60-80-х годов прошлого века и не считаю ее образцом для 20-х годов века нынешнего. К тому же жизнь в XXI веке изменилась так, что многие сравнения стали некорректными.

С моей точки зрения, для повышения уровня школьного образования нужно, во-первых, перестать врать всем (от министра до рядовой учительницы) и, во-вторых, начать лучше учить преподавателей. А ученики обязательно подтянутся, они не глупее предшественников…