Основатель Adventures Lab перечислил типичные ошибки фаундеров во время питчинга

09:34
703
views

В 2021 году Украина оказалась в ежегодном рейтинге Global Startup Ecosystem Index от StartupBlink и заняла в нём 34 место. За этот период в стране было зарегистрировано чуть более 450 стартапов. При этом в исследовании не были учтены проекты, которые пока находятся на стадии «гаража». Разумеется, среди них есть команды, жаждущие выпустить на рынок потрясающий продукт, который однажды принесёт им миллионы, но статистика показывает, что успеха смогут добиться лишь единицы. Создатель венчурного фонда Adventures Lab Руслан Тимофеев рассказал, почему так происходит.

По мнению предпринимателя, многим фаундерам не суждено построить крепкий бизнес в IT-сфере из-за непонимания того, как нужно питчить потенциальных инвесторов. Очень часто хорошие задумки, а иногда и стартапы на стадии MVP, не находят отклик, потому что презентованы недостаточно грамотно. И в этом он как инвестор смог убедиться на собственном опыте.

Adventures Lab, который Руслан Тимофеев основал вместе с партнёрами в 2019 году, вкладывает средства в технологические компании на ранних этапах своего развития. За несколько лет они успешно профинансировали полтора десятка стартапов на общую сумму более 15 миллионов долларов и продолжают искать новые многообещающие проекты. Общаясь с молодыми предпринимателями, которые приходят в их фонд, инвестор сумел определить, какие ошибки чаще всего допускают стартаперы во время питчинга.

Презентация «на коленке». Инвестиции — это сфера, где на кону стоят сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов. Некоторые фаундеры будто бы забывают об этом и приходят с сырой презентацией, нарисованной за пару дней. Между тем, чтобы завоевать внимание потенциальных вкладчиков и получить от них деньги, нужна куда более серьёзная подготовка, уверен Руслан Тимофеев.

Аргументируя свои слова, инвестор ссылается на утверждение известного бизнесмена из США Гая Кавасаки, который однажды сказал, что создание достойной презентации займёт у фаундеров не менее месяца. За это время им придётся изучить и проанализировать уйму информации о своём проекте, сделать три десятка слайдов, отобрать 9-10 наиболее интересных и качественных, а затем уместить всё это в содержательный рассказ на несколько минут.

Чтение с экрана. Из-за слабой подготовки, волнения или, возможно, неопытности некоторые фаундеры начинают в своей речи дублировать то, что написано на слайдах. Однако смысла в этом нет — ведь инвесторы и так видят информацию на экране. Презентацию нужно воспринимать как инструмент, который визуализирует устное выступление и помогает понять и запомнить суть рассказа, считает Руслан Тимофеев.

Затянутость. В питчинге ценятся ясность и краткость. Попытки включить в презентацию сведения, которые никак не характеризуют представляемый продукт, но растягивают выступление до получаса, совершенно точно не придадут солидности проекту. Таким образом, трёх минут яркого, запоминающегося рассказа будет достаточно.

Неумение «держать аудиторию». Эта ошибка тесно связана с предыдущей. Внимание слушателей недолговечное и рассеивается спустя несколько минут. Неопытные фаундеры забывают об этом и продолжают говорить, даже когда инвесторы уже засыпают с открытыми глазами. Таким образом, критически важно научиться распознавать реакцию людей на свой рассказ, чтобы вовремя скорректировать его и повернуть в нужное русло.

По мнению Руслана Тимофеева, питчинг — это неотъемлемая часть построения любого бизнеса. Стартапы запускаются благодаря инвестициям, поэтому способность завоевать доверие вкладчиков при помощи презентации играет определяющую роль в том, сможет ли команда добиться успеха в своей нише.