Учиться никогда не поздно. А еще это интересно. Тем более, если обучаться за рубежом, как посчастливилось другу нашей редакции Роману Воронкову, преподавателю центра изучения иностранных языков (партнера Гете-Института) и педагогического лицея. Роман в течение месяца повышал квалификацию и совершенствовал знание немецкого языка и его преподавания в Германии, в Гамбурге.
По возвращении из «ворот в мир» «усовершенствованный» преподаватель поделился с нами своими впечатлениями.
– Роман, сначала расскажи о самих курсах. Ты ведь прекрасно владеешь немецким. Чему еще можно научиться?
– Там в специальных школах учат методикам преподавания, которые очень сильно отличаются от наших. Здесь ты учишь язык со своими соотечественниками, а там в одной группе были люди из Франции, Швейцарии, Польши, Сирии, Ирака, Китая, Кореи. У каждого свое произношение, и немецкий не всегда угадывался.
Мы все были примерно одинаково подготовлены, но у каждого была своя цель обучения. Я хотел улучшить свои знания и навыки, изучить способы преподавания. Со мной были врачи, программисты, которые намерены остаться в Германии. А для этого необходимо знать язык на самом высоком уровне.
Что касается моего знания немецкого, то я его изучал в Украине. Но есть ведь нюансы в фонетике, в произношении. Язык-то красивый, и надо уметь на нем правильно говорить. А где этому научиться? В немецкоговорящей среде, в этой специфической атмосфере.
Нам преподавали разговорную речь на практике. Мы, слушатели, не всегда друг друга понимали, но со временем привыкали к особенностям произношения друг друга. Читали тексты и пересказывали. Причем нам предлагали тексты с подтекстом: буквально написано одно, а подразумевается иное. Интересно проверяли словарный запас: нужно угадать слово по описанию его значения. Мне, к примеру, попалось слово «свидетель». Я объяснял аудитории: хорошо, когда он мертвый, потому что он ничего не скажет. Угадали.
– Ты с кем-то из группы подружился?
– Мы все ровно друг с другом общались. Каждый – индивидуальность, а вместе мы были одной группой учащихся, у которых общая цель. Я заметил, что европейцы очень боятся тебя обидеть. Был случай, когда француженка что-то рассказывала на тему атомной энергии и сказала, что в России произошла Чернобыльская катастрофа. Я ее просто поправил: не в России, а в Украине. Она полчаса извинялась, словно мне в душу плюнула: извини, я не знала, не обижайся.
Еще была подобная ситуация. Мы рассматривали тему пересечения границы, и преподаватель привел пример: «Рома едет из Украины и везет две сумки водки». (Они думают, что мы много пьем.) А я говорю: «Почему сразу украинец, сумки и водка? Что за стереотипы?» Он смутился, был готов извиняться, а я говорю: «В сумках неудобно, лучше в ящиках». Он с облегчением выдохнул, посмеялись.
– Традиционный вопрос: что там знают об Украине?
– Большинство знает, что есть такая страна, но где и что – не в курсе. Украина для них – это Кличко. Для единиц – Чернобыль. Некоторые помнят Майдан 2014 года. Нынешняя война – вскользь из новостей.
Кстати, в школе, а это два больших здания и много народа, кроме меня, не было ни одного украинца. Я искал, спрашивал преподавателей, но никого не было.
– Где ты жил?
– Школа предлагает варианты: общежитие или семья. Мне хотелось не только усовершенствовать язык, но и узнать о быте немцев, поэтому я выбрал семью. Это немного дороже, но интереснее. Притом нужная и полезная для меня языковая среда.
Я жил в замечательной семье. Рената и Йоахим сейчас пенсионеры. В нескольких словах я бы так описал эту семью: Йоахим любит Ренату, Рената любит все старинное – мебель, посуду, разные предметы быта, украшения. Она рисует, он ремонтирует старинные часы. Оба увлечены своим делом. А в прошлом они байкеры. Шлемы и костюмы из прошлого остались, но сейчас они не ездят – здоровье не позволяет.
Они умеют видеть красивое в мелочах, как бы банально это ни звучало. Принесла Рената с улицы желуди, положила их в вазочку и любуется. На балконе, где она отдыхает, может лежать сухая ветка, и она ее радует. То есть человек думает не о субсидии, не о пенсии, не о ценах и коммуналке, а о том, как красиво на столе лежат желуди. В этом отличие их пенсионеров от наших.
А еще люди, с которыми я общался, говорили, что не хотели бы быть политиками, чиновниками или, по-нашему, депутатами. Почему? Потому что это большая ответственность. По-моему, это показательно.
– Где ты питался? Что ел?
– Тут как повезет. По договору с семьей у меня было только проживание. Мне предоставлялась комната и санузел. В ванной была стиральная машина, и хозяева спрашивали, можно ли туда зайти. И эта гостеприимная семья предлагала мне брать из холодильника продукты и часто приглашала за общий обеденный стол.
Конечно, я заходил в кафе перекусить, трудно не зайти. Везде есть что поесть. Даже если ты настроен похудеть – это не получится. Как в Германии не попробовать немецкие сосиски? Как не поесть чего-то турецкого? А индийская кухня! Я в свой день рождения решил поесть чего-то индийского. Заказал блюдо за десять евро. Мне принесли огромную порцию риса с соусом, курицей и специями. Это так безумно вкусно пахло! Но я ел и плакал. Причем плакал по двум причинам: это было слишком остро, и это для меня было достаточно дорого, чтоб не доесть.
А как там выгодно пить пиво! Я попал на акцию, в рамках которой банка пива стоила 29 центов. Выпиваешь, помещаешь пустую банку в специальный аппарат, тебе возвращаются 25 центов. А вообще стоимость пива – 56 центов, восемьдесят, евро. В период же акции получалось всего четыре цента.
Пустые банки там сдают все – это для них важно в плане защиты окружающей среды. Я видел, как мужчина из «Мерседеса» выгружал банки и помещал их в терминал. Там все разделяют мусор на пластик, бумагу, стекло и так далее, и я тоже сортировал.
Да, я как-то увидел кафе, на стене которого висели две фотографии: Шарля Азнавура и Фрунзика Мкртчяна. Понял, что там можно поговорить по-русски. Оказалось, что хозяева – армяне. Они рассказали, что изначально открыли кафе армянской кухни. Лаваши, шашлыки… Немцы попробовали и сказали, что такое они уже ели, что это все турецкое. Турок там очень много, поэтому и голубцы могут быть турецкими. В общем, армяне психанули и открыли пиццерию.
– Конечно, там везде чисто…
– Не везде. В районах, где живут иммигранты, жуть. И эта жуть и вонь на фоне старинной архитектуры. В немецких микрорайонах чисто и красиво. Причем чисто всегда. Дождь прошел – кроссовки остались белыми. Везде – коммунальный «беспредел»: ремонтируют дороги. Странно как-то сегодня переступить ямку на тротуаре, а завтра ее там не увидеть. Мощеные улочки они так ремонтируют, что ни горбиков, ни вмятинок не остается.
– Что в Гамбурге с транспортом?
– Машин очень много. Но при этом умудряются парковаться так, чтоб никому не мешать. Очень много велосипедистов, вот они слегка наглеют. Для них такие дорожки обустроены! Идешь себе, никого не трогаешь, и вдруг за спиной «Ахтунг!». И не знаешь, то ли руки поднимать, то ли убегать. А это велосипедист едет и не думает притормаживать. Я на пешеходных переходах смотрел, чтоб меня не сбил велосипедист. Автомобилисты, конечно, дисциплинированные, тут ничего не скажешь.
Однажды пришлось к слову, и я своим новым друзьям показал группу в ФБ «М…к за кермом». Я их фотографиями неправильной парковки в ступор вогнал. Как это? А где полиция? Почему вы не жалуетесь?
Из общественного транспорта, кроме метро, преобладают автобусы. Красивые, чистые, с кондиционерами. Был свидетелем ситуации: на женщину прокапывал кондиционер. Она пожаловалась водителю, тот остановил автобус, вышел в салон посмотреть. Сказал, что нужен специалист, и выключил кондиционер. Едем дальше. Та же женщина подошла к водителю и пожаловалась, что ей жарко. Он снова остановился, спокойно вышел в салон и открыл окна. Эта женщина на следующей остановке вышла…
Безусловно, каждый хочет ехать с комфортом. Тем более что проезд там – дорогое удовольствие. Мне рекомендовали купить месячный проездной на проезд на метро и в автобусах. Стоит он 65 евро. Кстати, метро поделено на зоны, и ты, покупая билет, указываешь зоны, в которых будешь ездить. Выехал за пределы – штраф. Или покупаешь билет: до трех остановок – 1,60 евро, дальше – 2,20, еще дальше – 3,20. А штраф за проезд без билета – 70 евро.
– Где бывал? Что видел?
– В первые дни я садился в автобус, ездил по оплаченным зонам, выходил на остановках, гулял. Естественно, был в порту. Видел новую филармонию, очень красивую. Был в рок-кафе. Репербан видел – квартал красных фонарей. Видел гей-парад… Я ничего не имею против этих людей, но не был готов видеть это действо. У них в автобусах установлены полки с книгами. Едешь и читаешь – приятно и полезно.
Там не принято проводить время праздно. Люди каждый вечер куда-то ходят: в кафе, на концерты, на заседания клубов по интересам. У них даже ужины дома тематические. Супруги, у которых я жил, как-то пригласили меня на вечер испанской кухни. Рената в Интернете нашла какие-то рецепты, съездили за нужными продуктами, приготовили. За столом еще были дочь с мужем и его родители. Подобные ужины они часто устраивают, меняя национальность блюд.
– А с нашими соотечественниками, живущими там, ты общался?
– Приходилось. Жалуются, что не могут выучить язык. Еще бы! Пришли с работы и уткнулись в русскоязычные телеканалы. А немцы даже это продумали: у них фильмы на немецком языке идут с немецкими же титрами. Так удобней учить язык: на слух плохо воспринимаешь – можешь прочитать. Не смотрят. Более того, сбиваются в кучки и общаются в своем круге.
С немцами общаться – огромное удовольствие. Они очень приветливые. Открытая страна, открытый, гостеприимный город. Там уважают каждого в расчете на взаимность. Оказавшись там, ты живешь с немцами по их законам, считаясь с их привычками, и понимаешь, что это жизнь человека.
Как-то я делал домашнее задание – писал текст на тему: «Что бы я привез домой из другой страны». Я старался, чтобы текст был не банальным: из Германии – пиво, из Италии – макароны, из Бразилии – кофе. Готовый текст я попросил прочитать Йоахима. После прочтения он мне сказал: «Роман, я был во многих странах мира и понял: из чужой страны важно привезти то лучшее, что ты сможешь принять для себя. Возьми в Германии то, что тебе кажется разумным, приятным, интересным, и примени это у себя дома».
– Что ты привез?
– Их умение видеть прекрасное в мелочах и радоваться всему окружающему и каждому новому дню.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...