Не самую радостную новость сообщило Главное управление статистики в Кировоградской области. По состоянию на 1 октября нынешнего года, поголовье крупного рогатого скота в нашем регионе составило 110 тысяч голов, что на целых 5,3 процента ниже, чем в прошлом году. Увы, приходится констатировать, что с годами все меньше коров пасутся на наших лугах, и хоть мяса на полках меньше не становится, но зато, в том числе и по причине падения численности стада, цена на мясо растет.
Еще в 2010 году областное поголовье насчитывало 132 тысячи голов. А уж если сравнивать с 1990-м годом… Тогда на Кировоградщине, по разным подсчетам (приписок хватало), было около 700 тысяч голов крупного рогатого скота.
Сегодняшние тенденции неутешительны. Со своей грустной историей на эту тему к нам в редакцию приехал Михаил Федорович Ленив из знаменитого села Арсениевка Кировоградского района, это родина одного из наших корифеев – Ивана Карпенко-Карого. Михаил Федорович много лет отработал учителем, завучем, директором в разных школах города. После выхода на пенсию переехал в Арсениевку. Вот его рассказ:
«Мне уже за 80, из них 15 лет живу в Арсениевке. За это время я вырастил 11 коров (из них 8 – первотелок). Сдал десятки тысяч литров молока на Черкасский молокозавод (потому что они одни ездили, собирали молоко у селян) по очень низким ценам. А на сегодняшний день в селе осталась одна моя корова Березка, которая обеспечивает молоком жителей Арсениевки и молокозавод в Черкасской области.
Больше никто не хочет держать коров. Не выгодно. 4 гривни за литр – за такие деньги не прокормишь корову. Эта история не сегодняшнего дня, давняя. В свое время я написал два открытых письма тогдашнему руководителю области Ларину по поводу безосновательного снижения закупочных цен на молоко. На одно письмо он ответил, что областной совет принял решение построить в области пять молокозаводов, в Новомиргороде уже заложен фундамент под молокозавод. И мы поверили. Никакого завода там нет, конечно. А после того письма Шполянский молокозавод перестал покупать у меня молоко. Хорошо, что в Черкасской области не один завод, и я сдаю молоко другому, пообещав, что письма про них в газету писать не буду.
Когда меня не станет, в Арсениевке не станет и коров. Вот такое теперь украинское село. Поэтому прошу присвоить мне звание заслуженного дояра Украины, нас таких все меньше остается…»
Михаил Федорович шутит, конечно. Такого звания у нас в стране нет. И молока, наверное, селянского скоро тоже не будет. Несмотря на то, что у нас появляются сверхсовременные молочные комплексы, такие, как «Петрикивское молоко» в Александрийском районе, общая картина неутешительная. Государство у нас дает дотацию на каждую корову у селян в размере 1500 гривен в год, раз в полгода по 750 грн, в этом году размер дотации еще повысили, есть несколько вариантов в зависимости от возраста коровы За содержание молодняка также положены дополнительные деньги, чтобы не так быстро резали, давал привес молодняк. Так вот, данные по этой дотации просто удручающие. В массе своей селяне ее просто игнорируют!
Для того, чтобы получить эти не самые большие деньги, нужно оформить кучу бумаг. Паспорт на корову, в первую очередь. Самому владельцу надо зарегистрироваться как физическое лицо – предприниматель. И в числе прочего иметь справку, что зарегистрирован в Едином госрестре налогоплательщиков. Плюс справку из сельсовета, от ветеринара и еще что-то. Для оформления ряда бумаг надо ехать в районный центр за десятки километров. Многие, посчитав расход времени, денег, бензина и нервов, просто плюнули на такую помощь державы.
Если мы хотим и дальше пить украинское молоко, то надо что-то государству со всем этим делать. Тенденция такова, что через 10 лет домашнее молоко будет стоить как выдержанное вино, и подавать его будут в ресторанах или просто его вовсе не будет. Надо категорически менять форму и уровень поддержки со стороны государства молочной отрасли. Правда, Березка?
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...