«АгроЭкспо-2018»: продать украинское – миссия возможна?

13:39
1762
views

Почему доходный агробизнес в этом году покупает меньше техники, почему не очень спешит пользоваться бюджетной компенсацией стоимости отечественных машин и почему на то, чтобы сменить американские John Deere на харьковские «ХТЗ», даже если те будут не хуже, нашим аграриям понадобятся годы, мы выясняли на крупнейшей в Украине агропромышленной выставке.

Пока фермеры и агрономы знакомились с ассортиментом тракторов и сеялок, а все остальные ели плов и фотографировались с кролями, в кулуарах представители министерств и парламента, собственники заводов и отраслевые эксперты обсуждали перспективы развития отечественного сельхозмашиностроения.

Не берут пока

Одна из непраздничных тенденций 2018-го, которую отметили практически все, с кем мы общались на «АгроЭкспо», – падение продаж сельхозтехники. Хотя Украина – экспортер подсолнечного масла № 1 в мире, а в целом за прошлый год за границу продали агропромышленной продукции почти на 18 миллиардов долларов, в машины и оборудование вкладывают куда меньше, чем в 2017-м.

– В прошлом году был меньше на 15–20 процентов результат сельского хозяйства, урожайность. Соответственно, меньше инвестировали в технику. В этом году ранняя группа зерновая, которую уже собрали, – тоже был хуже результат, поэтому в первом полугодии не почувствовали производители техники инвестиций. Но мы уже видим, когда происходит сбор кукурузы, подсолнечника и сои, что это один из лучших результатов за последнее десятилетие. Это даст дополнительный финансовый инструмент, этот спрос будет, но с задержкой, – говорит Тарас Высоцкий, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), и советует машиностроителям немного подождать, мол, через месяц-два спрос восстановится.

Сами машиностроители считают, что вкладывать немалые деньги в машины аграрии побаиваются также из-за неуверенности в завтрашней судьбе их основного актива. Речь и об участившихся в последние годы рейдерских захватах, и о зажившемся в Украине моратории на продажу пахотной земли…

Гонка за импортом

Впрочем, для отечественных производителей сельхозтехники покупательная способность отечественных же аграриев и их уверенность в завтрашнем дне – только часть проблемы. Хотя вот уже год действует государственная программа компенсаций стоимости приобретенной украинской техники – сельхозникам готовы возвращать 25%, – они за деньгами не спешат.

– Из 950 миллионов на этот год выбрано, по-моему, 250. О чем это говорит? Что аграрий пришел за импортной техникой. Он купил там, где деньги «длинные», дали на семь лет. Он купил там, где не надо сразу платить, а дали в лизинг, и так далее. Не говоря о том, что она по качеству явно не уступает нашей, – говорит нардеп Анатолий Гиршфельд, председатель совета директоров группы «УПЭК», которой принадлежит в том числе бренд «Лозовские машины». – Все западные производители пришли со «своими» деньгами – «Райффайзен», «Креди Агриколь», остальные импортные банки, все они продвигают за счет поддержки государства и компенсаций экспортное кредитование своей техники. Потому что это рабочие места там, это валюта в ту страну.

Простая констатация: на сегодня импортная техника более высокотехнологичная, более сложная. Тяговые машины, тракторы, на «АгроЭкспо-2018» были представлены единственным отечественным производителем – «ХТЗ». Пока украинские сельхозмашиностроители реально конкурируют с мировыми исключительно в сегменте техники прицепной. По мнению Гиршфельда, нужны время и комплексный подход государства.

– Все говорят о льготах аграриям, – отмечает он. – У аграриев, слава Богу, норма рентабельности – 30–40%. Почему мы не говорим о льготах сельхозмашиностроению, на чью продукцию приходится 60–65% капитальных инвестиций у агрария? От этого будет зависеть стоимость его продукции, конкурентоспособность и так далее.

Дорогие наши деньги

Об упомянутой дороговизне украинских кредитов вообще говорили много. Экс-председатель Кировоградской ОГА, топ-менеджер промышленного бизнеса и политик Андрей Николаенко заявил, к примеру, что сегодняшние кредитные ставки в Украине, дословно, «убивают любую возможность создавать рабочие места».

– Если у тебя есть возможность лизинга на 10 лет или кредита под 5% на 10 лет, это будет влиять. И очень часто аграрий будет делать выбор в пользу более дорогой импортной техники, которая обходится дешевле сегодня,– констатирует Высоцкий из УКАБ.

Он отмечает также, что украинский финансовый сектор не самостоятелен, Нацбанк – очень сильный регулятор, а 70% финансового рынка занимают государственные банки. Чтобы их кредиты стали дешевле, очевидно, необходимо политическое решение. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева, в свою очередь, утверждает: ее ведомство над удешевлением кредитных ставок работает – вместе с Нацбанком и министерством экономики.

– И программу частичной компенсации стоимости приобретенной техники тоже будем продолжать, – обещает она. – За 1–2 года делать выводы рано. Я более чем уверена, что в этом году показатель будет лучше, чем в прошлом, а в следующем – еще лучше.

Мышление агрария

«Рано» – похоже, ключевое слово всего полученного нами на выставке массива информации, касающейся судьбы украинского производителя сельхозмашин. Причем дело не только в кредитах, которые пока куда выгоднее брать под покупку импортной техники. И не только в таможенном тарифе, из-за перегибов которого сегодня собрать тот же трактор здесь стоит дороже, чем завезти готовый из-за рубежа – его пересмотр сейчас активно продвигает в том числе глава промышленного комитета Рады Виктор Галасюк. И даже не в том, что отдельные чиновники министерства экономики, по мнению создателя «АгроЭкспо», главы наблюдательных советов завода «Эльворти» и группы «Гидросила» Павла Штутмана (на фото), лоббируют импорт.

Дело еще и в мышлении отечественного агрария. По мнению уже упоминавшегося гендиректора «Украинского клуба аграрного бизнеса», в предыдущие лет 20 или 25 этот аграрий просто не видел доступной и качественной украинской техники, которая появилась сегодня.

– Сначала поняли сам факт: есть отечественная качественная техника. Второе – она доступна по цене. Третье – я сначала ее попробую, посмотрю два-три года и потом буду заменять остальной парк ею. Чтобы процесс закончился, нужно лет, к сожалению, 15, – констатирует Высоцкий.

Ускорить его – одна из задач-максимум для таких выставок, как «АгроЭкспо», обеспечивающих доступ представителей агробизнеса к инновационным машинам украинского производства, которые здесь можно увидеть и в действии. Чем наглядней для потребителя будет прогресс, тем быстрее закончится «переходный период».

Фото Павла Волошина, «УЦ».