Маленькие трагедии большой войны

14:20
1615
views

Центральному Комитету
Коммунистической партии
Советского Союза
Лично тов. Маленкову Г.М.
Вильховой Марии
Федоровны,
Украина, г.Кировоград,
ул. Береславская, 74.

Жалоба

Сама я 1923 года рождения, окончила семь классов и два курса медтехникума. 25 июня 1941 года я была призвана в Советскую Армию Павлоградским военкоматом Днепропетровской области. Демобилизована на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года. Армейское звание и должность гв. старшина медслужбы. Находясь на фронте, за выполнение боевых заданий была награждена орденом Красной Звезды, имею благодарность Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина от 25 августа 1944 года за проявленное мужество и отвагу при взятии города Тарту и за взятие города Остров.

Находясь на фронте, в 1942 году была тяжело ранена в голову с правой стороны, ниже уха. Правым ухом я не слышу и терплю боли.

Вследствие военных обстоятельств мои документы об окончании двух курсов медтехникума не сохранились, и восстановить их не представляется возможным. Я не могу устроиться по специальности медсестрой, военным документам здесь на месте совершенно внимания не уделяют.

Я писала в Министерство Обороны Союза ССР, чтобы мне посодействовали устроиться на работу по моей военной специальности – медсестрой. Но, кроме бюрократической переписки, ничего нет. В настоящий момент работаю на заводе “Красная звезда”. (…)

12.IX.54 г.»

Мелким почерком на четырех тетрадных страничках Мария Вильхова описывала, куда она обращалась, какие справки и отписки получала. Марии Федоровны давно нет, ушли из жизни ее муж, сын. Это письмо (точнее его черновик) и тоненькую папочку с ее документами в редакцию передали люди, которые просто помнили эту женщину. Передали без особенной надежды на публикацию.

Ведь, по сути, в истории Марии Вильховой-Гончаренко нет ничего необычного. Можно даже сказать, что ей повезло. Пройдя всю войну, она осталась жива. Вышла замуж, родила сына, работала грузчиком на складе на «Красной звезде».

Но мы все-таки решили опубликовать эти материалы. Пожелтевшие от времени справки о том, что «она действительно участвовала в героическом освобождении г.Варшава», о том, что она «действительно проходила службу в Советской Армии с июня 1941 по 15 февраля 1946 года». Орденская книжка, военный билет, где перечислены все должности гвардии старшины Вильховой: санинструктор 508-го стрелкового полка, медсестра терапевтической полевой госпитальной части, санинструктор 608-го стрелкового полка, медсестра в лагере для военнопленных (с мая 1945-го по февраль 1946-го). И отписки-отписки-отписки о том, что для разрешения вопроса о трудоустройстве тов. Вильховой необходимо явиться в облздравотдел, имея при себе документы об образовании.

Мария Федоровна всю жизнь хранила эти бумажечки, писала письма и никак не могла понять, почему, когда ей было восемнадцать, ее образования и знаний очень даже хватало на то, чтобы быть медсестрой на фронте, а в мирное время она оказалась не нужна. Мария Федоровна, которая плохо слышала и страдала от головных болей после ранения, не пыталась оформить инвалидность, добиться каких-то преференций. Все, чего она хотела, – это работать медсестрой.

Увы, сегодня такое случается сплошь и рядом. Сегодня, как и в 1941-м, стране нужны восемнадцатилетние мальчики, готовые отдать молодость, силы, здоровье. И демобилизовавшись, они точно так же оказываются не у дел – им не хватает какой-то справки, какого-то документа… Пока они не жалуются, стыдно ведь жаловаться на отсутствие справки, когда другие гибнут, теряют руки и ноги. Да и каждый надеется, что это просто бюрократическая ошибка, которую обязательно исправят, пусть только война закончится…

Мария Федоровна Вильховая-Гончаренко ждала исправления ошибки ровно 35 лет, а потом умерла…