Если все вместе

14:14
2683
views

Десять лет назад кировоградские активисты и фотографы провели благотворительный аукцион и установили в городе оригинальный памятник в виде лавочки со стрелой Амура. Он до сих пор является объектом внимания туристов и резко контрастирует со стандартными памятниками. Но тогда представители областной власти высказали свое «фе»: мол, вложения – копеечные, а в благоустройстве надо ворочать как минимум миллионами…

Эта и подобные ситуации являются сигналом о том, что о государственно-частном партнерстве (ГЧП) местная власть знает очень мало. А жаль. Тем более что подробно и интересно об этом рассказала во время форума «Региональные голоса за децентрализацию» Анна Нестеренко, эксперт общественной организации «Агентство развития территорий».

Среди наиболее известных примеров ГЧП – строительство Суэцкого канала. Для его постройки в 1859 году было создано совместное предприятие, акционерами которого стали французский бизнес, правительство Египта и другие страны (3% акций). Акционеры получали 76% прибыли от канала. Эйфелева башня также создавалась в рамках схожего парт­нерства. Парижский муниципалитет, согласно заключенному в 1887 году договору, предоставлял землю в эксплуатационную аренду на 25 лет (по истечении этого срока башня перешла в собственность муниципалитета). Стоит также отметить, что строительство башни окупилось инвесторам уже за первую выставку, организованную в честь ее открытия.

По каким же признакам следует считать проект государственно-частным? Во-первых, это публичный интерес. В реализации проекта должны быть заинтересованы как участники, так и население. Во-вторых, долгосрочный характер отношений в рамках проекта. ГЧП – это не однодневный фестиваль. Окупаться он может и должен годами. Отсюда и следующее требование, а именно – распределение рис­ков между публичным и частным партнером. В современных украинских реалиях с этим достаточно сложно. Далеко не все чиновники умеют мыслить стратегически, да и две революции, прошедшие в течение последних десяти лет в Украине, также не способствуют доверию между властью и бизнесом. Но именно в этом – в доверии и сотрудничестве – залог будущего успеха нашей страны.

Еще несколько признаков государственно-частного партнерства – это равенство в отношениях, участие частного партнера в финансировании проекта и ориентация на результат. Одним из главных покупателей продукции/услуг выступает именно государство, или органы местного самоуправления.

Какие же сферы в Украине на данный момент больше всего нуждаются в реализации государственно-частного партнерства? Конечно, это инфраструктурные отрасли – транспорт, связь, ЖКХ, спортивная, оздоровительная и туристическая инфраструктура. Этим может самостоятельно заниматься и частный бизнес. Но благодаря участию государства в подобных проектах их качество и количество можно повысить на порядок. Далее идут публичные и административные услуги, добыча полезных ископаемых, а также свободные экономические зоны, индустриальные и технологические парки, а также аграрные и промышленный кластеры.

Планов, как видим, громадье. Но, к сожалению, неизбежно возникают определенные проблемы в реализации государственно-частных проектов. Во-первых, отсутствие единого инфраструктурного плана. Города имеют смутное понятие о стратегическом планировании и решают тактические задачи. Из-за нестабильной политической ситуации у людей просто нет уверенности и в будущем. Еще одно препятствие – это отсутствие требований к представителям местной власти, которые принимают решения в сфере ГЧП и концессий. Опыт упомянутых людей сформировался в условиях плановой экономики. И до сих пор мало кто из них решается брать на себя ответственность.

– Еще одна проблема – это бюджетное планирование. Мэр не может спланировать сотрудничество на несколько лет вперед, потому как от него требуют финансового планирования исключительно в рамках годового бюджета. И нет никаких гарантий, что расходы будут заложены в бюджет следующего года, – замечает Анна Нестеренко. По ее мнению, отсутствие понимания важности проектов государственно-частного партнерства и необходимости привлечения опытных менеджеров к этой работе приводят к низкому уровню экономического анализа. Да и низкий уровень коммуникации с общественностью и населением даже хороший проект приводит к дискредитации.

– Проведя опрос среди знакомых глав городов и райгосадминистраций, я выяснила, знают ли они что-либо о принятии Закона «О государственно-частном партнерстве». Один догадался из названия, о чем идет речь. Шести вообще ничего не было известно. Еще один мэр города «что-то такое слышал»,– рассказывает Анна Нестеренко.

Где же можно получить успешный опыт в реализации проектов ГЧП? Разумеется, в Украине и в мире. Например, в столице, на Долобецком острове, реализован проект «Город спорта» (на фото). С инвестором тут заключили договор на 15 лет, а он расчистил остров, построил инфраструктуру и обеспечивает охрану и чистоту арендованной территории. В ответ город отремонтировал Венецианский мост, который ведет к этому острову.

Давайте поразмышляем, какие проекты в формате государственно-частного партнерства можно было бы реализовать в Кропивницком?

Первое, что приходит на ум, – это обустройство парков в областном центре. Исторический опыт показывает, что местные власти не имеют ни средств, ни умения, ни желания развивать развлекательную инфраструктуру парков. В то же время частный предприниматель с этим может успешно справиться (сравниваем дендропарк и парк Ковалевский). Нельзя говорить, что у местных парков нет потенциала. К примеру, парк Космонавтов расположен вдоль главной водной артерии города – речки Ингул, – в густонаселенном микрорайоне Ковалевка. Но максимум, на что хватает усилий городских властей, – это раз в год убрать в нем мусор.

Парк Ковалевский также находится в собственности города, но все развлечения отданы на откуп мелким частным предпринимателям. В итоге имеем убогие аттракционы и абсолютную непрозрачность бизнеса (попробуйте попросить билет на посещение аттракциона) с минимальной отдачей для города (единый налог составляет 5% от прибыли плюс единый социальный взнос – около 800 грн/мес.).

Отдельного упоминания стоит парк на Казачьем острове. Несколько лет назад был анонсирован проект размещения на его территории развлекательного комплекса. Но дальше анонса дело не пошло. Сейчас это территория с парой турников, несколькими мусорными баками и малой привлекательностью для жителей города.

Уверен, что крупные инвестиции вкупе с гарантиями и партнерством со стороны местной власти позволят вывести наши парки на качественно новый уровень.

Законсервированным остается и водный ресурс города. Пускай наш Ингул не судоходный, но у нас отсутствует даже минимальный набор развлечений, таких, как аренда лодок или катамаранов. Создание аквапарка было бы отличным решением для города.

К перспективным можно отнести создание на территории Кропивницкого промышленных парков (благо, старых советских цехов у нас хватает), а также коворкинг-центров для айтишников (прекрасная альтернатива комнатушкам в бизнес-центрах) или сети городских велопарковок – как с прокатом велосипедов, так и просто современных стоянок по всему городу. Все ограничивается только воображением предпринимателя и готовностью государства к сотрудничеству.

И несколько слов о том, что могут предложить общественные организации со своей стороны. Разумеется, это информирование населения и контроль за качественным выполнением проекта.

И хотя фраза о синергии различных секторов в реализации целей уже набила оскомину, государственно-частное партнерство – это именно тот случай, когда она соответствует действительности. Именно благодаря сотрудничеству государства, бизнеса, общественного сектора и местных общин можно получить позитивные результаты.