Эй, там, на баржЕ!

13:57
0
1442
views

Шаланды полные арбузов
С Херсона Гройсман приводил…

На минувшей неделе 250 тонн арбузов отправились по Днепру из Голой Пристани. За пять дней баржа преодолела более 700 километров и причалила в Переяславе-Хмельницком, в 90 километрах от Киева.

Думаю, никто бы и не заметил столь знаменательного события – что для огромного мегаполиса груз в 25 фур, когда они ежедневно прибывают сотнями, - если бы не премьер-министр Владимир Гройсман. По его мнению, именно с этой баржи, после 14-летнего перерыва, и начнется в стране возрождение речного транспорта.

Отсмеявшись, народ начал активно развивать мысль премьера: с баржи – возрождение речфлота, с «кукурузника» – местной авиации, с «Запорожца» – национальное автомобилестроение, с подорожника и мяты – собственные «доступні ліки».

Перечислить, сколько всего, кроме речного транспорта, потеряла Украина за последние четверть века, никакой колонки не хватит. Делать вид, что это не так, - обманывать себя и людей. И что самое плохое – этот процесс никто и не думает останавливать. Такое впечатление, что государство бездумно избавляется от всего, чего можно и чего нельзя. Такими темпами лет через пятьдесят Украина превратится в огромное поле подсолнечника, посреди которого будет стоять гигантский супермаркет. Остальные объекты будут мелкими, как арбузы на барже Гройсмана с высоты птичьего полета.

Но Бог с ними, с арбузами. Есть примеры, которые автору намного ближе.

После многолетних злоключений Фонд госсобственности вновь выставил на конкурсные торги Гайворонский тепловозоремонтный завод. Легендарное (для местных) предприятие было создано в конце XIX века для ремонта и обслуживания паровозов. Уникальный ГТРЗ держался, сколько мог, но не нужный ни государству, ни «Укрзалізниці», теперь может уйти в частные руки за 15 млн грн. Пять гектаров земли в центре Гайворона, тысячи тонн металла… План развития и инвестиций, конечно, под конкурс разработан, но кто может дать гарантии, что предприятие не будет разрезано, распилено и продано с наваром?

Если ГТРЗ окончательно прекратит свое существование, в Гайвороне останется только два «предприятия» – местный базар и Южный Буг, и городок окончательно превратится в большое и бесперспективное село, в котором о большой паровозной истории будут напоминать памятник бельгийскому паровозику МТ-202 (1893 г.) и рельсы легендарной узкоколейки. Хотя и с ней есть большие проблемы.

В конце июля в Кропивницком прошла встреча представителей «Укрзалізниці» и руководства обладминистрации. Тема: закрытие ветки Гайворон-Голованевск, построенной в 1899 году, из-за нерентабельности. Слава Богу, власть вступилась за уникальную узкоколейку, по которой раз-два в день бегают тепловозики и вагончики, подлампиченные руками последних мастеров с ГТРЗ.

Да, узкоколейка абсолютно убыточна, но она сама по себе памятник нашей истории! И есть же пример Японии, где департамент железных дорог позволил себе содержать ветку для одного-единственного пассажира, пока эта девочка не закончила школу. Узкоколейки сохранились в Швейцарии, Грузии, Германии, Словакии, Польше, Италии. Их берегут и содержат в образцовом порядке. Их обожают туристы, в том числе из Украины. Это же кайф – проехать вокруг вулкана Этна или из Неаполя в Сорренто!

Для каждого первого руководителя Гайворонского района и Гайворона есть маркер: что ты сделал для сохранения неповторимых красот Южного Буга и легендарной узкоколейки вместе с ГТРЗ? Если сделал больше, чем мог, тебя будут помнить потомки. Нет – значит, ты упустил шанс для себя и своих внуков…

Ефим Мармер

Ефим Мармер

Родился в Гайвороне, большую часть жизни прожил в Кировограде. Начинал инженером, заканчивать, видимо, буду журналистом. Люблю людей, котов и книги. Ненавижу подлость и ксенофобию.