Как совместить приятное с полезным

14:25
1500
views

Вы заметили, что с первыми днями лета центральные улицы Кропивницкого заполонили группы детей? Мальчишки и девчонки активно крутят головами, стараясь вслед за экскурсоводом увидеть красоты родного города, а за ними зорко следят воспитатели. Пришла пора школьных лагерей.

 

Эта пора короткая – не более трех недель. Зато в это время школьники узнают о родном городе больше, чем за весь предшествующий учебный год. Автор помнит свое пребывание в школьном лагере – честно говоря, в начале 90-х он был довольно унылым. Место для игр – школьный стадион, обед в столовой, тихий час. Тогда еще не было принято выходить с детьми на экскурсии, весь день мы проводили в школе. Помня об этом, я неистово завидую современным детишкам.

Старые цели, новые методы

Такое явление, как пришкольный лагерь, появилось еще при СССР. Его основная цель – занять младших школьников на летнее время, облегчив тем самым жизнь родителей во время каникул. Для более взрослых детей существовали иные формы досуга (если, конечно, это можно так назвать): их отрядами вывозили в села на полевые работы. Сейчас использование детского труда – дело подсудное, да и родители нынче пошли более требовательные, им уже не все равно, что будет делать чадо в лагере. Школе пришлось подстраиваться.

Насколько разнообразным и интересным стал детский досуг при школе летом, можно убедиться, зайдя на официальный сайт любой школы Кропивницкого и прочитав расписание работы летнего лагеря. Нет ни одного дня, который детишки целиком провели бы в школе. В программе каждого лагеря – посещение музеев и парков, экскурсии по центральной части города, выезды автобусами за город. За первые 5 дней школьного лагеря мой старший сын успел побывать в парке «Веселі Боковеньки» в Долинском районе, поучаствовать в мастер-классе по приготовлению пиццы в одной из местных пиццерий, посетить краеведческий музей и музей Карпенко-Карого. На очереди – экскурсия на ипподром, мастер-класс по изготовлению конфет, еще два или три музея, отдых в дендропарке. Кроме того, во всех школах именно в этот период активно трудятся учителя, ведущие кружки, – они занимают детей, которые по каким-то причинам не поехали на очередную экскурсию.

Скрывать не будем – чтобы ребенок вел активную жизнь в школьном лагере, его нужно проспонсировать деньгами. Например, стоимость мастер-класса по приготовлению пиццы составила 70 грн. Музей, естественно, стоит дешевле. Заплатить придется и за обед в школе, причем делать это нужно еще в конце учебного года. Однако суммы, по мнению автора, более чем демократичные – около 15 грн в день, а за детей, принадлежащих к льготным категориям, заплатят из местного бюджета. Но даже при необходимости давать чаду деньги на проезд и прочие нужды преимущества очевидны: мало кто из родителей самостоятельно организует детям все эти познавательные мероприятия, да и стоить они будут дороже.

Огласите весь список, пожалуйста

Для учеников средней и старшей школы в нынешнем году выбор возможностей просто огромен. Еще лет 15 назад о таких диковинах, как тематический лагерь, мы и не слышали. Первыми сориентировались школы с языковым профилем (№6, Кировоградский коллегиум) – при них появились летние группы с изучением английского языка. Сегодня эти школы не стесняются приглашать иностранных волонтеров – носителей языка, и лагеря при них уже имеют собственные традиции.

В прошлом году разнообразие тем и профилей расширилось – появилась, например, «Школа бизнес-лидерства», занятия которой проводятся на базе школ №16 и №19. В нынешнем же году выбор профилей и возможностей настолько широк, что разбегаются глаза. В гимназии им. Тараса Шевченко действует «Школа общественной активности и культурной дипломатии», в школе №22 детей обучают медиаграмотности, в школе №34 обосновалась «Школа правовых лидеров». Даже школа №18, несмотря на бурлящие вокруг нее события, организовала собственный профильный лагерь – «Летнюю школу программирования».

– Кружок по программированию в школе работает уже много лет, – говорит Виктория Телятникова, заместитель директора 18-й школы по воспитательной работе. – Но в этом году мы вывели его на качественно новый уровень благодаря преподавателям из педагогического лицея и создали на его основе «Летнюю школу программирования». Рассчитан курс на детей 5-х, 6-х и 7-х классов, занятия проходят как в нашей школе, так и в педлицее. Сейчас на занятия ходят около 30 детей, у каждого задание – к концу обучения создать собственный проект, в котором была бы затронута экологическая тематика. Это может быть презентация, веб-сайт, приложение. Действует школа программирования на бесплатной основе, детям нужны деньги разве что на транспорт. Надеемся, что наш совместный проект получит дальнейшее развитие.

В «Школе правовых лидеров» дети 8-10 классов изучали практические аспекты юриспруденции: пообщались с экспертами (графологом, специалистом по дактилоскопии), побывали в суде на нескольких вполне реальных заседаниях, посетили прокуратуру и ЗАГС. Автором идеи создать такую школу стала заместитель директора 34-й школы по воспитательной работе Светлана Литвин.

– Я – педагог и юрист, – рассказала она. – Когда я предложила создать тематический правовой лагерь на базе 34 школы, в городском управлении образования эту идею одобрили. «Школа правовых лидеров» работает всего год, и я сама разрабатывала программу ее деятельности. Рассчитана она на детей 8-10 классов, и сейчас в ней записаны 43 человека из четырех разных школ. Восьмиклассники еще не изучали право, и для них это ознакомительный курс, а для десятиклассников это возможность увидеть, как на практике работает все то, что они изучали в виде теории на уроках.

Как видим, свои двери для школьников готовы распахнуть не только музеи, но и такие закрытые организации, как суды.

Плюсы и минусы

Развитие ситуации с тематическими школьными лагерями показывает несколько хороших вещей. Во-первых, во многих школах есть учителя-энтузиасты, готовые реализовывать самые разные профессиональные задумки. Во-вторых, такая форма профессиональной ориентации интересна и для самих школьников, и для их родителей. В-третьих, приятно осознавать, что школы получили определенную долю самостоятельности – хотя бы в организации летнего досуга.

Минусы? Они тоже есть. И самый главный – продолжительность. В летний лагерь при любой школе дети могут ходить до трех недель, а каникулы длятся целых три месяца.