XIX партконференция: окунемся в прошлое

14:08
2131
views

Вроде бы это было так давно, хотя на самом деле недавно. Ровно 30 лет назад в этот день в стране, в которой мы тогда жили, началась XIX Всесоюзная партийная конференция. Это был последний громкий пафосный «выхлоп» эпохи «построения коммунизма». После него были уже только разгоны демонстраций солдатами с саперными лопатками, ГКЧП, штурм «Останкино» и прочие некрасивые вещи. А тогда, 30 лет назад, каждый выпуск программы «Время» начинался с рубрики «Навстречу XIX партконференции». Все до единой газеты страны – от «Правды» до «Кировоградской правды» – передовицы посвящали эпохальному, с тогдашней точки зрения, событию. Чтобы вы понимали уровень накала и даже психоза вокруг этого дела, то даже найденный в Якутии очень крупный алмаз в 155 карат назвали «XIX Всесоюзная партконференция».

А конференция эта отчасти и была эпохальной. У власти в той стране несколько лет находился Михаил Горбачев, все уже знали слова «перестройка» и «ускорение». А вот слово «гласность» громко прозвучало именно на этой конференции в конце июня, хотя и так миллионы хватались за головы, читая в центральной прессе первые статьи о зверствах сталинской эпохи, ГУЛАГе, Беломорканале, миллионах загубленных жизней… А после XIX партконференции и ее Постановления «О гласности» вовсе начался «разгул демократии». Контролируемые Коммунистической партией издания призывали убрать Ленина из Мавзолея!

Кировоградскую область на этом мероприятии представлял 21 делегат. Многие из них – всем известные в прошлом люди, многих уже нет в живых, судьба других неизвестна…

Во главе делегации Кировоградщины был, естественно, Николай Самилык, первый секретарь Кировоградского областного комитета Коммунистической партии Украины. Не мог не участвовать в таком представительном форуме и председатель облисполкома Владимир Желиба, как и первый секретарь Кировоградского городского комитета Компартии Геннадий Костромин. Районные коммунистические функционеры, кстати, были представлены слабо – одним первым секретарем Новомиргородского райкома партии Валентином Давыдяком.

Были в нашей делегации и посторонние люди. Просто у Москвы и Киева были не такие уж и большие квоты, а нужных людей – с избытком. Поэтому делегатом якобы от Кировоградщины стал заведующий идеологическим отделом ЦК КПСС, автор замечательных книг «Трудолюбие и общественная активность», «Идейная закалка личности» и «Социальная активность как нравственная черта личности» Александр Капто. История умалчивает, был ли он хоть раз в жизни на Кировоградщине.

Вторым подобным делегатом был Евгений Качаловский, первый заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР. Кстати, и Капто, и Качаловский родом из Днепропетровской области.

А кто же были остальные делегаты?

Из известных – Анатолий Лисицын, легендарный руководитель совхоза в Петровском районе, на наш взгляд, достойный славы и внимания не меньше, чем Александр Гиталов. Но ему их досталось немного меньше, чем знаменитому дважды Герою Соцтруда.

Оставшийся список вполне симпатичен, и по нынешним временам, на каких-либо выборах или представительных собраниях просто невозможный. Судите сами: Мария Монаша, доярка, Евдокия Титаренко, телятница, Василий Ильницкий, травильщик метизного цеха, Леонтий Колесник, машинист экскаватора, Клавдия Компаниец, трактористка, Екатерина Демина, бригадир штукатуров, Александр Глущенко, машинист электровоза, Юрий Прядко, фрезеровщик, Николай Цертий, бригадир тракторной бригады, Татьяна Черная, мастер цеха, Алексей Мамаев, служащий. Нет, ну было еще несколько фигур: Анатолий Аникеев, начальник управления, Федор Лященко, директор комбината, Александра Таран, секретарь парткома. Но все равно обычных нормальных людей было немало.

На той партконференции было принято много важнейших решений, ряд из них, по мнению фанатов советского строя, забили последние гвозди в крышку гроба СССР. Например, Постановление «О демократизации советского общества и реформе политической системы». В нем прямо говорилось о введении альтернативных выборов. Для тех, кто помоложе, объясню. В советское время автор этих строк голосовал всего один раз. Избирали судью Кировского районного суда города Кировограда, участок находился в 4-й школе. В бюллетене была всего одна фамилия! Само понятие «выборы» предполагает поливариантность, выбор между тем и этим, между чем-то. В СССР выбора не было!

После XIX конференции уже в конце того 1988 года был принят закон о демократических выборах. В 1989-м прошли выборы народных депутатов СССР (от области был избран Николай Самилык), а уже в 1990-м избрали первых депутатов Верховной Рады (изначально это называлось 132-м созывом Верховного Совета УССР). От Кировоградской области было избрано 11 депутатов – тогда было другое деление округов, сегодня их всего пять осталось. Феликс Павленко, Александр Тарасенко, Владимир Игнатенко, Иван Мусиенко, Василий Крючков, - к сожалению, мало кто сегодня помнит этих первых народных избранников. Другие известнее, многие и сегодня на слуху. Это известный литературовед Владимир Панченко, первый генеральный прокурор Виктор Шишкин, писатель Владимир Яворивский. Был избран от Бобринца Василий Дурдинец, который немного даже побыл и. о. премьер-министра Украины. Владимир Желиба, председатель облисполкома, к сожалению, ушел от нас. На днях исполнилось 80 лет еще одному тогдашнему народному избраннику Евгению Мармазову.

Что еще произошло на XIX партконференции? Были также приняты решения «О борьбе с бюрократизмом», «О правовой реформе», «О межнациональных отношениях». Был ли от них толк? Если и был, то остался незамеченным. Бюрократизм не побежден, не будем говорить о других бывших республиках СССР, но в Украине количество чиновников – бюрократов год от года никак не уменьшается, а только растет…

Насчет постановления о межнациональных отношениях… Там было много красивых слов, таких, как «всякие действия, разобщающие нации и народности нашей страны, попытки ущемления прав советских граждан любой национальности следует рассматривать как нравственно неприемлемые и противоречащие интересам советского государства». Не прошло и нескольких месяцев после принятия этого постановления, как вспыхнул Нагорный Карабах, через год с небольшим начался конфликт между Грузией и Абхазией и т. д., и т. п.

Если бы не было той партконференции, возможно, Борис Ельцин не стал бы первым президентом России. Дело в том, что осенью 1987 года его сняли с поста председателя Московского горкома партии, в начале 1988-го исключили из числа кандидатов в члены Политбюро КПСС. Но его резкое, острое, неслыханное по тем временам выступление на X Всесоюзной партконференции (кстати, ему слова не давали, он сам дорвался до трибуны) сделало его самым популярным человеком той страны. Через два года он станет президентом Российской Федерации.

Сегодня, когда перед выборами проходят не то что десятки, сотни партийных съездов (партий у нас очень много), значимость подобных мероприятий для обывателя, обычного гражданина, микроскопическая. А всего 30 лет назад, казалось, вся та странная страна только и жила предвкушением какой-то партийной конференции. Естественно, большинству людей было глубоко наплевать на все те громкие и красивые лозунги. Народ уже наслушался много всего, например, о Продовольственной программе. Она была принята за 6 лет до XIX партийной конференции, но мяса в магазинах почему-то стало не больше, а меньше, а многие продукты и товары просто исчезли.

Поэтому обещание Михаила Горбачева – к 2000 году каждая советская семья будет иметь отдельное жилье – воспринималось как монологи Михаила Жванецкого. Обычные люди на громкие и пафосные решения партконференции просто не обратили внимания. Некогда было, выживать надо было. Но вспомнить все равно есть о чем…