Eвропейские рецепты для наших улиц

14:52
1403
views

Диагональные переходы, «обратные карманы», полосы движения – поуже, а время между переключением цвета светофоров – подольше. Западные и украинские специалисты думали, как сделать дорожное движение в городе безопасным и более качественным без больших вложений на примере оживленного перекрестка в Кропивницком.

На прошлой неделе здесь прошла шестая Академия интегрированного развития городов от Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ), которая собрала в областном центре больше сотни участников со всей страны, докладчиков из Германии и Швейцарии. Право принимать мероприятие горсовет областного центра Кировоградщины завоевал на конкурсе среди девяти муниципалитетов.

– В заявке было написано очень четко и последовательно о планах развития города, есть ориентация на смену мобильности, есть потребность развивать электрический транспорт в городе, есть разработанная для этого стратегия. Нас интересовало, как город мыслит в направлении своего развития, что уже сделано и что есть в долгосрочных планах, - говорит львовянка Оксана Олейник, одна из руководительниц проекта GIZ по интегрированному развитию городов в Украине.

О чем речь

Около десяти лет организация работает в Украине, распространяет современный европейский опыт организации городского пространства и процессов в нем. GIZ также вкладывает деньги в воплощение этого опыта здесь – в решение проблем, которые определяют сами города. В свое время Житомир так получил финансирование на стопроцентную теплосанацию дошкольных учебных заведений. Теперь со всей страны ездят смотреть, как можно сэкономить 60% энергоресурсов.

Собственно интегрированное развитие – комплексный подход к муниципальному управлению, в котором программы ЖКХ, торговли, транспорта и других отраслей жизнедеятельности города существуют не сами по себе, а подчиняются единому стратегическому видению того, как сделать жизнь горожан комфортной и качественной.

Городская мобильность, которой была посвящена академия в Кропивницком, – одна из составляющих подхода, касается организации движения транспорта, пешеходов и велосипедистов.

Это поиск ответов на вопрос, как улучшить безопасность движения и его качество. Чтобы человек вовремя добрался на работу, воздух не был загрязнен, могли выехать те, кто имеет ограниченную возможность передвижения, и так далее, объясняет Зигфрид Руппрехт из компании Rupprecht Consult-Forschung & Beratung GmbH, приложившей руку к созданию свода указаний Евросоюза по разработке планов устойчивой мобильности. В Полтаве и том же Житомире уже работают над конкретными планами развития по этой «методичке».

Кстати, по словам эксперта, инициированное мэром Кропивницкого Андреем Райковичем возрождение троллейбусного движения – в тренде.

– Был очень рад услышать, что вашей стратегией было возобновить троллейбусное сообщение. В Европе многие отказались от троллейбусов и теперь жалеют об этом, они возвращаются как сверхсовременный вид транспорта, - в частности отметил Руппрехт во время совместной пресс-конференции.

«На пальцах»

Как все это работает, проще объяснить на конкретных примерах, которые обсуждались и рассматривались в натуре.

– Научно подтвержденная информация: узкая полоса психологически заставляет водителя ехать с меньшей скоростью. Это повышение безопасности, - объясняет Андрей Паливода, директор департамента экономического развития, торговли и инвестиций городского совета Кропивницкого. - За счет того, что у нас все дороги широкие, на них можно создать отдельные велосипедные дорожки, полосы для общественного транспорта, и еще остается две полосы для всего остального. Сейчас идут капитальные ремонты, еще расширили Короленко, там все может быть реализовано. Это уменьшает скорость, но время прибытия на место тоже уменьшается. Едут медленнее, но более стабильно, ритмично.

В пятницу участники академии в качестве практического занятия выезжали на перекресток улиц Евгения Тельнова и Вокзальной, один из самых насыщенных и проблемных. По разные стороны – старый автовокзал, дорога к Крытому рынку, сквер Славы и дендропарк.

– Мы рассматривали перекресток с учетом потребностей разных категорий – жителей микрорайона, работающих на вокзале, тех, кто им пользуется, тех, кто посещает рынки. Прежде всего – в интересах пешеходов, - объясняет Паливода. - Наработали предложения по улучшению его экологии, экономики и доступности.

Очень коротко, самое интересное. Диагональный переход, загорается одновременно красный свет для всего автотранспорта. Основной пешеходный трафик на перекрестке – как раз наискосок, между автовокзалом и Крытым рынком.

«Отрицательные карманы» по бокам остановки возле старого автовокзала, строятся в сторону дороги – никто не паркуется, где не надо, потому что будет стоять посреди проезжей части.

Остановку напротив автовокзала перенести за перекресток, где и так останавливаются маршрутки, – это решит проблему с выездом маршрутного такси от остановки с поворотом налево, нивелирует попытки людей переходить в неустановленном месте, где они сейчас это делают: вышел на остановке – и на Муниципальный рынок.

Длиннее промежутки между переключением светофоров. Чаще останавливаются машины – больше выбросов в атмосферу, у нас всего 30 секунд горит зеленый.

Что из этого получится?

Еще много профессиональных предложений – по транспорту, общепитам, торговле. Информацию обобщают, распоряжением городского головы должна быть создана рабочая группа из специалистов, должностных лиц и представителей общественности микрорайона. Принцип участия – один из базовых в европейском методе. А еще – низкие затраты, совершенствование того, что уже есть.

Однако «дорожная карта» для перекрестка, по мнению Паливоды, – не единственный и не главный результат проведения Академии GIZ, дорогого стоит и возможность познакомиться, наладить связи с экспертами, которые работают в разных городах и с которыми теперь можно общаться напрямую. Но главное – изменить, сдвинуть сознание прежде всего местных профессиональных чиновников. Частично удалось, из личных впечатлений после академии: некоторые из них – кто нашел время – во многом даже не догадывались, что «так можно было»…

Фото Павла Волошина, «УЦ».