Льготный транспортный налог

14:26
1458
views

31 января 2019 года сессией Городского совета города Кропивницкий была принята Программа развития городского пассажирского транспорта и связи на 2018 – 2020 годы. Она предусматривает дальнейшее развитие сети городского пассажирского транспорта за счет увеличения сегмента перевозок транспортными средствами большой вместимости как альтернативы перевозчикам, работающим в режиме маршрутного такси, а ожидаемые результаты предусматривают «скорочення кількості транспортних засобів малого та особливо малого класу».

 

Дорогое удовольствие

Как не раз заявлял мэр города Андрей Райкович, цель программы – ликвидация монопольного положения на рынке пассажирских перевозок владельцев сети маршрутных такси и улучшение качества обслуживания населения. И, действительно, за последний год в Кропивницком появились или, вернее, возобновили работу несколько автобусных и троллейбусных маршрутов, связывающих отдаленные районы города, где раньше безраздельно господствовали маршрутчики. Впрочем, сказать, что это кардинально изменило ситуацию, пока нельзя. И маршрутки «бегают», и в новенькие автобусы тяжело втиснуться, особенно пассажирам, не обремененным наличием «корочек», дающих право на льготный проезд. Впихнуться в переполненные пенсионерами автобусы, особенно утром, спешащим на работу и учебу людям практически нереально. Кстати, именно на них ложится основное бремя по финансированию перевозки льготных категорий пассажиров, особенно в маршрутках…

Из аналитической записки к программе можно узнать, что правом льготного проезда в Кропивницком сейчас пользуется 25 категорий населения общей численностью около 80 тысяч человек. Финансирование издержек за льготные перевозки пассажиров с недавних пор ложится исключительно на местные бюджеты, и это по-настоящему дорогого стоит. В 2019 году на реализацию права на бесплатный проезд пассажиров в коммунальном транспорте, т.е. в автобусах большой и средней вместимости и троллейбусах, в бюджете города предусмотрено почти 75 миллионов гривен! 41,7 миллиона на проезд в автомобильном транспорте и 32,3 миллиона – в троллейбусах, но и этого недостаточно, поскольку не раз была озвучена цифра в 100 миллионов гривен, которых хватило бы на всех льготников.

Похоже, что на данном этапе у нас «рулят» не экономисты, а популисты, поскольку, несмотря на то, что бюджет города не резиновый, количество категорий льготников только возрастает. Два года тому назад в городе пробовали ограничить количество льготных категорий до 10, но, как видим, в программе на сегодня их 25. Соответственно, возрастает и статья расходов – если на 10 категорий нужно было 40 миллионов гривен в год, то на 25 потребуются уже упомянутые 70 миллионов. При этом льготная политика абсолютно не учитывает финансовое состояние людей, поскольку благодаря лоббистам все они попадают в категорию «знедолених».

Есть где разгуляться воображению, когда видишь среди самых бедных, не имеющих «пятерки» на проезд, ветеранов воинской службы, органов внутренних дел, налоговой полиции, Государственной криминально-исполнительной службы, пожарной охраны. А сколько их прячется в категории «Пенсіонери за віком», где могут пребывать не только бывшие учителя или медработники, но и судьи, прокуроры, депутаты и так далее.

Может, конечно, все эти уважаемые ветераны действительно бедствуют и право бесплатного проезда для них критически важно, но не думаю, что все они имеют минимальную пенсию, как у самой большой категории пенсионеров «за віком». Заподозрить всех ветеранов в богатстве сложно, но среди них очень многие получают пенсию вдвое и втрое больше основной массы. Наверное, не все представители и других льготных категорий, те же чернобыльцы, афганцы и даже участники боевых действий или инвалиды (не критических категорий) могут пожаловаться на отсутствие пяти гривен за проезд. В общем, если руководствоваться логикой и экономическими понятиями, а не политической целесообразностью, списки льготников можно было бы значительно сократить, а освободившиеся деньги использовать, например, на приобретение тех же автобусов. Или на снижение стоимости проезда для пока еще платежеспособных пассажиров.

В ответ на такое «святотатство» многие заявляют, что автотранспортное предприятие все равно получает компенсацию из бюджета за обслуживание льготных категорий, но мы-то знаем, что, во-первых, не полностью (помните цифру 100 миллионов?), а во-вторых – это же городской бюджет, а не государственный, то есть эти десятки миллионов гривен можно использовать и по-другому. Но наличием только коммунального пассажирского транспорта большой и средней вместимости тема перевозок не исчерпывается. Население, и льготники тоже, пользуется услугами автомобильного транспорта, работающего в режиме маршрутного такси.

 

О бедных маршрутчиках замолвите слово…

Сразу оговорюсь, что слово «бедные» употребляется не в материальном значении, хотя как сказать, ведь маршрутчики тоже продолжают перевозить льготников. Программа предусмотрела 12 «окремих категорій пасажирів, за проїзд яких в автобусах загального користування м. Кропивницького, що працюють у режимі маршрутного таксі, передбачаються компенсаційні відшкодування». На самом деле никаких компенсаций маршрутчики не получают, поскольку в силу разных причин не могут предоставить оправдательные документы, то есть ведомости, маршрутные листы, отрывные талоны или даже фотографии льготных «корочек» пассажиров, сделанных… водителем. Вот и возят, причем не только означенные категории, поскольку не хотят становиться участниками разборок, устраиваемых или отдельными пенсионерами («я буду жаловаться мэру, и тебя выгонят с работы»), или целыми группами активистов. Напомню, что и в случае с определением этих 12 категорий для маршрутчиков никто не озаботился экономической стороной вопроса, то есть финансовыми возможностями отдельных пенсионеров, ведь далеко не все они окончательно неимущие.

Наверное, надо бы подойти к вопросу не только с экономической стороны, но и с человеческой и разрешить бесплатный проезд только действительно нуждающимся, то есть установить какой-то денежный порог для предоставления права на бесплатный проезд. По большому счету, бесплатно могут ездить разве что те, кто вообще не получает или не зарабатывает денег, – школьники, к примеру.

Попробуем сформулировать наше предложение. Вопрос не в том, как плодить льготников, а в том, как при помощи городского бюджета сделать проезд в городском транспорте наиболее доступным для максимального количества пассажиров за счет снижения стоимости проезда!

Не так давно «УЦ» писала, что на самом деле повышение стоимости проезда работает против транспортников, потому что уменьшает количество пассажиров. Водители маршруток говорят, что при цене в три гривни пассажиров было намного больше, соответственно, и водитель жил лучше, чем когда проезд стал стоить пять гривен. Наверное, такая же тенденция наблюдается и на коммунальном транспорте – чем дороже проезд, тем меньше обилеченных пассажиров, тем меньше зарабатывает предприятие, в то время как стоимость организации перевозок и содержание автобусов-троллейбусов неумолимо повышается. Логично предположить, что экономисты должны делать все, чтобы наращивать количество платежеспособных пассажиров, а не сокращать его. Пока что увеличение пассажиропотока происходит только за счет увеличения количества льготников, но платить за них, особенно в маршрутках, должны… другие пассажиры.

Александр, водитель маршрутки с сорокапятилетним стажем работы на пассажирском транспорте, подтверждает, что перевозка льготников ложится на плечи не только водителей, но и «платных» пассажиров: «Нам місто нічого не компенсує за провіз безплатних категорій, а за зміну трапляється до 20 пільговиків. Якби підприємству відшкодовували хоча б тисяч 15-20 на рік, можна було б розвиватися, купувати запчастини, робити якісний ремонт. Якби за проїзд платили всі пасажири, які сідають у маршрутку, то ціна проїзду знизилася б до трояки! Возимо за свої гроші, а спробуй щось сказати, так вони зразу ідуть скаржитися. Я ж бачу, що не бідні люди їдуть, але з “корочками”, за проїзд не платять».

Возможно, проблема частично решится при помощи монетизации, когда каждому льготнику в месяц будет выделяться сумма, эквивалентная 30-ти поездкам. Правда, компенсация «живыми деньгами» оставляет нерешенными поднятые в материале вопросы, хотя сами маршрутчики на нее рассчитывают. Но что-то мне подсказывает, что в этом случае количество желающих «Эх, прокатиться» значительно сократится за счет соблазна сэкономить пять гривен, полученных на проезд…