Этот год должен стать для Кировоградщины годом масштабного дорожного строительства. На него дает деньги государство, и, по мнению председателя областной государственной администрации Сергея Кузьменко, именно сюда стоит вкладывать в том числе и средства от перевыполнения местных бюджетов.
На что еще будем тратить казенные и собственные деньги, кто в ответе за повышение наших зарплат, в чем мы «молодцы» и где «проседаем», как киевская политика влияет на события в регионе и чего не стоит делать представителям местного самоуправления – на все эти вопросы глава области ответил в эксклюзивном интервью «УЦ».
– В СМИ прошла волна публикаций о 6 месте области в рейтинге социально-экономического развития регионов, вашем 3 месте в рейтинге губернаторов от КВУ – а как вы сами оцениваете эти результаты?
– Мне, безусловно, приятно, что у разных институций – как гражданского общества в лице Комитета избирателей, так и Кабинета Министров, есть позитивная оценка того, что происходит на территории области. Но ни у кого из членов моей команды, как, думаю, и у жителей области, нет большого желания получить какое-то место. Есть желание лучше жить – иметь зарплату выше, дороги лучше, школы и больницы качественнее и, наверное, ощущать понимание государства в вопросах ЖКХ – тарифов, субсидий и всего остального. Потому суть не в местах и рейтингах, суть в том, что, вопреки мнению оппозиции и врагов извне, реформы идут, и есть позитивные изменения, которые произошли в 2016 году, – оценивали нас именно за этот период.
Я думаю, что область хорошо поработала, и это оценка каждого, кто живет здесь и в той или иной мере приложил руку к общему делу. Аграрии получили урожай, услышали нас и заплатили людям большую заработную плату. Бизнес увидел изменения законодательства, почувствовал подспорье в виде сокращения нагрузки на заработную плату и начал инвестировать – построили элеваторы, перерабатывающие цеха, тот же литейный завод, который был введен в эксплуатацию. Отсюда и рост промышленного производства – не все любят математику, но это самая точная наука, которая определяет результат. Если есть 19% роста промышленного производства – значит, были созданы условия, и, если это произошло в Кировоградской области, – замечательно. Значит, мы принимали верные управленческие решения.
– Мы знаем, что приоритеты текущего года у нас обычно формируются не 1 января, а к концу первого квартала. Он закончился, есть ли у нас уже главные направления движения?
– Концептуально – хотелось бы построить дорог намного больше, чем в 2016 году. И это желание не потому, что «хочу», а потому, что это заложено в государственном бюджете. У нас вырастает количество денег, которыми финансируются строительство и ремонт дорог. Сегодня мои заместители и облавтодор активно работают с «Укравтодором», нам необходимо получить постановление Кабинета Министров, где будет конкретно сказано, куда именно пойдут деньги.
Безусловно, не одними дорогами будет жить область. Есть проекты, которые обязательно будут завершены. Надеюсь, в июне-июле детский медгородок (детская областная больница) будет по периметру огражден качественной оградой, а все, что внутри, будет реконструировано и облагорожено. Областной онкодиспансер – большой объект, нужно, чтобы там оказывались более качественные услуги. Для этого нужна в том числе и модернизация. Сегодня девятый этаж, где операционные, устарел и с точки зрения оборудования, и внешне. Около 30 миллионов нужно для того, чтобы сделать там современные палаты, поставить там новое оборудование. Есть два старых корпуса областной больницы, в том числе – ЛОР-отделение, там холодно, окна «свистят» и т. д. Мы туда выделили средства, будем делать проекты и решать этот вопрос. И в обязательном порядке – помощь армии…
– Мы по большей части говорим о позитиве, а где мы недотягиваем, «проседаем», каковы наиболее болезненные проблемы?
– Кировоградщина среди регионов Украины всегда где-то на 20-м месте и ниже по уровню зарплат. Можно сколько угодно говорить о том, что у нас такая структура, мало страхового и банковского бизнеса, мало промышленности, где высокая зарплата, а много бюджетников и сельского хозяйства, где зарплата ниже. Но мы сегодня поднимаем для бюджетников заработную плату – подняли для учителя, стараемся, чтобы росла и для врача, на госслужбе есть движение вперед. Зарплата в сельском хозяйстве должна расти – это прибыльный сектор экономики, в стране Кировоградщина занимает достойное второе место по рентабельности сельского хозяйства. Раз люди зарабатывают, это должно выражаться не только в «Мерседесах» и «Тойотах» предпринимателей, но и село должно становиться лучше, и люди должны получать лучшую зарплату.
Если говорить о других системных вопросах, то в жилищно-коммунальном хозяйстве у нас есть их целая куча не то что с бородой – с бородищей. У нас огромные потери воды у водовода «Днепр-Кировоград». Нужно как-то двигаться, привлекать деньги, о которых мы говорим, – Европейского банка реконструкции и развития, и, наконец, менять трубы, счетчики, менять эту историю, а не жить по принципу «вдруг завтра выборы, что нам скажут люди». На сегодня я знаю, что «Днепр-Кировоград» не сможет платить людям зарплату уже через месяц. Кончится тем, что они придут на сессию областного совета – тарифы мы не хотим поднимать, потому что люди скажут, что это плохо, а больше мы никаких путей не знаем – и будут просить денег из областного бюджета, чтобы залатать эти «штаны».
То же самое можно говорить о системе подачи тепла. Она разбалансирована – как в областном центре, так и в Александрии. Котельные старые как жгли кучу топлива, так и жгут. Настроили каких-то мини-котельных, они не системные, и мы сжигаем ресурсы и там, и там и надеемся, что государство через субсидии это все покроет. Должна быть какая-то ответственность наших товарищей из местного самоуправления. Нужно принимать решения, разбираться, как будет работать система отопления. Должна быть концепция, как генеральный план застройки города.
Проблем, безусловно, хватает. Они разного уровня ответственности, они сложные, они неудобные, они не те, что кому-то хочется рассматривать в преддверии избирательных кампаний. Но ближайшие «плановые» выборы – через 2 года. Потому, друзья, сделайте за 2 года и в своей зоне ответственности какие-то положительные вещи.
– Есть информация, что уже по первому кварталу у нас есть перевыполнение местного бюджета – куда будем тратить собственные деньги? И еще в связи с этим: созданный недавно мониторинговый центр – это чтобы меньше крали?
– Мониторинговый центр – в том числе для того, чтобы понимать, куда тратить деньги, которые мы заработали. Мониторинговые центры – для того, чтобы проверять, как работают областные учреждения – здравоохранения, образования и т. д. – и как работают районные власти. Если мы увидим, что есть какие-то моменты, в которых нужна помощь – ресурсов не хватает на местах и т. п., мы поддержим. Причем новые, дублирующие структуры создаваться не будут – есть люди, которые работают в том же образовании, здравоохранении, просто граждане с активной жизненной позицией, которые ищут, чем бы себя занять, мы готовы их привлекать и будем ставить им задачи, чтобы они ехали, смотрели и предлагали, что можно и нужно сделать.
Что касается того, много ли у нас будет денег – в селе, в ОТГ, в городе, области. Это все разные зоны ответственности, там есть руководители, депутаты, которые будут эти деньги делить.
Что касается областного бюджета – я уже говорил о том, что мы будем строить, и, естественно, то, на что не будет хватать государственных денег, мы будем закрывать областным бюджетом. Закончу свой ответ тем, с чего начал: я хочу, чтобы мы в этом году и за деньги областного бюджета, и за деньги местных бюджетов строили в области дороги. Давайте в этом году перестанем от кого-то что-то ждать, говорить о том, почему мы чего-то не сделали, а просто найдем возможность и сделаем. Что-то нам дадут из госбюджета, из тех 20-30 миллиардов, которые Гройсман обещает, – спасибо. Давайте еще мы выделим 100-200 миллионов и сделаем больше. Лишних денег не бывает.
– В последнее время снова стало много политики на местах – громче всего в местных советах звучала история с так называемой блокадой Донбасса. Как вы оцениваете влияние партийных тем, которые спускаются из Киева, на жизнь области?
– То, что происходит в Украине, прямо влияет на то, что происходит в области. К сожалению, многие политики живут ожиданием выборов и постоянно придумывают какие-то «ивенты», перфомансы, чтобы выставить себя борцами «против всего плохого за все хорошее». Это очень выгодная позиция, чтобы ничего не делать. Для меня удивительно, например, как можно было клюнуть на заброшенную Путиным наживку, чтобы у нас забрать наши предприятия нашими же руками. Чтобы мы, украинцы, сами сказали, что нам больше не нужны украинские граждане и украинские предприятия. По оценкам МВФ, в результате мы потеряем в этом году 2% ВВП. Это колоссальная сумма. Если раньше мы говорили, что в 2017 году у нас рост валового внутреннего продукта будет 3%, то сегодня одним действием два из них мы «обрубили». Работу ведь потеряли люди не только на оккупированной территории, мы потеряли ряд позиций, например, по экспорту металла. И говорим, что мы побороли каких-то сепаратистов, каких-то олигархов. Разве это не абсурд? У нас после этого перестали гибнуть ребята? Нет, к сожалению, каждый день сводки об убитых и раненых. У нас после этого заложники вернулись, о которых так кричали «блокадники»? Я думаю, что мы, наоборот, отодвинули тот момент, когда они вернутся домой и когда перестанут стрелять… Это моя оценка, может, не как главы администрации, а как человека, который анализирует происходящее. Мы живем во время открытой агрессии по отношению к нашей стране. И вместо того, чтобы сплотиться и защищать свою страну, то одна политическая сила, то другая, чтобы попиарить себя, опускает страну и подыгрывает агрессору.
– Из этой же серии. Хотя ОГА прямо не может влиять на местное самоуправление, областной центр и Александрия – это около трети населения области. Каково ваше мнение о происходящем там – срывы сессий городских советов, попытки отзыва депутатов, блокирование теризбиркомов, работы сессий и комиссий?
– Тех полномочий и обязанностей, которые есть у меня, мне предостаточно. Люди избрали себе мэров и депутатский корпус. И первые, и вторые должны вместе работать в интересах своих избирателей, жителей городов. Я думаю, пересмотр решений, принятых людьми во время избирательной кампании, не будет иметь права на жизнь. Есть депутат, которого избрали люди на выборах, они ему делегировали полномочия. Да, есть закон, который предусматривает, что если депутат что-то не выполняет, то люди имеют право его отозвать. Но – люди! А если это организованный оппонентами процесс, то это совсем другое дело. Я хотел бы, чтобы политтехнологи, которые разработали стратегию, чтобы с помощью этих механизмов на кого-то давить, поняли: это путь в никуда.
– Мы с вами встречаемся накануне самого значимого праздника в христианском календаре – Пасхи. Что хотелось бы пожелать нашим читателям, жителям области, себе и своим близким?
– Праздник религиозный, потому пожелаю нам всем Божьей помощи в реализации хороших проектов и правильных начинаний.
Беседовали Ефим Мармер, Андрей Трубачев, «УЦ»
ВЛК: що важливо знати? Пояснюють юристи