Юбилей одной школы

16:58
6849
views

20 апреля Кировоградский коллегиум, школа № 11, будет праздновать юбилей – 110-летие. Как объясняет директор школы Елена Максимова, празднование дня рождения пришлось перенести. На самом деле гимназия Мелетия Крыжановского на Александровской улице открылась 4 сентября 1907 года.

 

В коллегиуме к этой дате долго готовились, но так случилось, что в это время тяжело заболела легендарная директриса школы Маргарита Николаевна Борисова. Праздновать без нее было неправильно – последние тридцать лет школа и Маргарита (как ее называли все и всегда) были неразделимы. 16 декабря Маргариты Николаевны не стало. И с ней ушла, казалось, целая эпоха…

В общем, к идее отпраздновать все-таки юбилей вернулись только сейчас.

Мелетий Шестиглазый

В музее Арсения Тарковского, который существует при школе, хранится фотография основателя школы Мелетия Карповича Крыжановского. В начале прошлого века Мелетий Карпович был в Елисаветграде личностью почти легендарной. Четверть века он преподавал русскую словесность в Елисаветградской мужской гимназии.

«Друг малых сих», как писал о нем Дон-Аминадо. В книге «Поезд на третьем пути» он вспоминает учителя в связи с тем, что они, мальчишки-гимназисты, во время Англо-бурской войны 1899-1902 годов решили отправиться на помощь бурам: «Расстоянием не стеснялись. Жертвенный порыв с географией не считался. Из Треповки в Трансвааль прямо, без пересадки, на освобождение буров!»

Экспедиция закончилась в версте от казенного сада, где мальчишек уже затемно догнали городовые, насмерть перепуганные родители и классный надзиратель Дубовский. Последовало наказание: «В течение двух недель, во время большой перемены, когда вся гимназия играла в чехарду и уплетала бутерброды с чайной колбасой, мы, защитники угнетённых народов, должны были исписывать страницу за страницей, повторяя одну и ту же фразу, придуманную самим Федором Ивановичем Прокешем, директором гимназии, добродушным чехом в синем вицмундире и благоуханных бакенбардах: Ego sum asinus magnus (Я большой осел. – О.С.).

(…) Поддержал нас только один Мелетий Карпович Крыжановский, которого за глаза называли просто Мелетием, учитель словесности и друг малых сих…

Сняв свои золотые очки, как это бывало с ним во всех торжественных случаях, и улыбаясь одними хохлацкими глазами, вовремя сказал он нам голубиное слово:

 – Все это пустяки, дети мои. А главное, когда будут вас на Страшном Суде допрашивать, какие были ваши на этом свете дела и занятия, так полным голосом и отвечайте: “Прежде всего, удирали к бурам!”

И, надев очки и высоко подняв указательный палец, скороговоркой добавлял:

 – За это вам многое простится».

Во времена Дона-Аминадо Крыжановский носил одни очки и был еще просто «Мелетий». А 15 лет спустя, когда он учил писать сочинения и стихи уже другого будущего гения – Арсения Тарковского, превратился в «Мелетия Шестиглазого», потому что носил две пары очков.

Гимназия на Александровской

Проработав 25 лет на ниве государственного образования и заработав себе пенсию, Мелетий Карпович ушел из классической гимназии и открыл собственную частную школу для мальчиков на Александровской улице.

Школа была практически семейной. Среди учителей числились Мелетий Карпович, Ольга Мелетьевна и Лидия Мелетьевна Крыжановские. Но авторитет учителя словесности в Елисаветграде был таким, что в первый же год существования частной школы сюда поступили 77 мальчиков 7-9 лет. И маленькая семейная школа быстро разрослась, через несколько лет это была уже полная семиклассная гимназия с подготовительными классами, в которой было 160 учеников и полтора десятка учителей.

Самый известный ученик этой гимназии – Арсений Тарковский – через 40 лет написал книгу «Константинополь». Это единственная книга прозы знаменитого поэта и единственное его произведение для детей. Действие почти всех рассказов происходит в стенах гимназии на Александровской улице. Рассказы – добрые, трогательные, смешные и очень атмосферные. Читая эти рассказы, чувствуешь, что школа, в которой учился Тарковской, была особенной, что ученики и учителя здесь были добрыми друзьями, одной большой семьей, а сама причастность к этой семье делала их всех особенными и была основанием для гордости.

В воспоминаниях Тарковский писал: «Учился я в гимназии Крыжановского, где были очень хорошие преподаватели. Гимназия (частная) была “классической”, но преподавание естественных наук там также было поставлено отлично, физический кабинет, химическая лаборатория были хорошо оборудованы, различные коллекции – насекомых, минералов – были велики; нам, гимназистам, их часто показывали: Мелетий Карпович Крыжановский был любителем естественных наук, хоть и был филологом. Проучившись три года в гимназии, я перешел в 6-ю группу трудовой школы, которая только что организовалась тогда».

ЕТШ, ШНТ, НУШ и прочие аббревиатуры

В 1920 году гимназию Крыжановского национализировали и преобразовали в Единую трудовую школу им. Льва Толстого – ту самую, которую окончил в 1923 году Арсений Тарковский. «Положение о ЕТШ», принятое в 1918 году, упраздняло разнотипность школ. Все школы объявлялись государственными, светскими, бесплатными, обязательными и главное – ОДИНАКОВЫМИ, с едиными типовыми программами для всех. Ничего не напоминает? Сегодняшних учителей коллегиума «Новая украинская школа» радует не больше, чем Крыжановского ЕТШ…

Мелетий Карпович остался в своей школе, преподавал сначала русскую, а потом и украинскую словесность. Огромную библиотеку, которую он собрал в гимназии, по словам заведующей музеем Тарковского Веры Андреевны Зинченко, разделили на несколько трудовых школ. Вера Андреевна рассказала, что Крыжановский умер в Зиновьевске в 1933 году. По ее словам, в нашем городе до сих пор живут его потомки, а в музее Тарковского сохраняется мебель из его квартиры при школе.

В 1963 году Кировоградская средняя школа № 11 стала специализированной школой с углублённым изучением английского языка. И это событие стало для школы судьбоносным. В гимназии Крыжановского изучали латынь, немецкий и французский. В ЕТШ, которая потом стала средней школой, немецкий. В тридцатые-шестидесятые годы в 70% школ СССР преподавали немецкий язык, в остальных – английский и французский, примерно поровну. В 1961 году Совет Министров принял Постановление «Об улучшении изучения иностранных языков», которое в числе прочего предполагало и открытие спец­школ, и развитие преподавания английского языка.

Но главное было в другом. Каким-то образом эта школа, в которой уже было раз в пять больше учеников, чем во времена Крыжановского, в 60-е годы опять стала какой-то камерно-семейной и одновременно элитарной. Не в том смысле, что туда брали только детей элиты, а в том, что ученики этой школы почему-то всегда ею гордились. Не кичились, не хвастались, а именно ощущали гордость за то, что являются членами этой большой семьи.

В 1986 году директором школы стала ее выпускница Маргарита Борисова. И это было время перемен. Перестройка, распад Союза, экономический кризис. В суматохе о системе образования как-то забыли, районо упразднили, в гороно работали всего пару человек. Это было плохое время для школ: массовый исход оставшихся без зарплаты педагогов, катастрофическое падение престижа профессии, отсутствие средств на самое необходимое: учебники, мел, даже обычные лампочки. Но именно тогда в Кировограде стали появляться школы, которые чиновники до сих пор называют ШНТ – школы нового типа. И дело не в названиях: гимназии, лицеи, коллегиумы появились уже позже. А это сразу были другие школы – они отличались, и эта различность опять стала приветствоваться. Хотите ввести для старшеклассников спецкурсы «технический перевод» и «деловой английский»? Пригласить волонтеров из США? Хотите «Д-классы», где параллельно с украинской программой изучают американскую на английском языке? Пожалуйста!

Поэтому сегодня учителя в коллегиуме немного растеряны. «Мы не понимаем, – говорит директор школы Елена Максимова, – что с нами будет. “Новая украинская школа” – это хорошо, но как же мы? Как же все, что нарабатывалось много десятилетий? Теперь мы должны отказаться от наших программ, от “Д-классов” и учить первоклашек по общей программе с двумя часами английского в неделю… Но зачем?»

Будем надеяться, что и это временно… Просто еще одна аббревиатура, которую нужно пережить. Главное – та самая атмосфера, аура этого учебного заведения.

А еще тут очень гордятся своими выпускниками. Не только Арсением Тарковским, Антоном Лирником или Павлом Штутманом (это, конечно, само собой), а буквально всеми. И, конечно, всех своих выпускников приглашают на юбилей20 апреля, в 16.00, в областную филармонию.