Народная правда о желтой воде, или «ботофермы» против Райковича

14:09
1713
views

Желтая вода из крана, тротуарная плитка на Большой Перспективной, которую разбирают, чтобы поставить новые МАФы, цинично и безответственно заасфальтированные улицы… За эти и другие ужасы пользователи социальной сети «Фейсбук» ежедневно спрашивают персонально с городского головы областного центра Андрея Райковича.

 

Волна ширится в местном сегменте соцсети, бурление известных субстанций любовно поддерживается изо дня в день новыми и новейшими комментаторами, профили которых зарегистрированы в течение нескольких последних месяцев. При этом многие подобные записи в популярных группах отмечаются автоматикой интерфейса как первые для разместивших их пользователей, сами они – как «новые», а опубликованная информация на поверку часто оказывается обычным враньем. Впрочем, его не стесняются распространять и вполне реальные люди с вполне конкретной политической окраской.

 

«Воины Светы,
воины бобра…»

После протестов 2009 года в Кишиневе, арабской и русской «весен» разных лет, да и наших событий конца 2013 – начала 2104 года, координация которых во многом происходила с помощью социальных сетей, внимание к этому инструменту влияния на общественное мнение резко возросло. Особенно – со стороны политиков и прочих специалистов по промыванию мозгов. Тем более, что доступная аудитория постоянно растет.

Очень быстро и очень многие поняли, что вместо встреч с избирателями, аргументирования позиции собственным ртом и прочих нечеловеческих усилий можно просто посадить за компьютеры 2-3 небрезгливых молодых человека, которые за совсем немного денег смогут хоть каждый день устраивать целые виртуальные митинги, выступая каждый в десятке ролей.

Расчет простой. Во-первых, создается картинка массового негодования по тому или иному вопросу. Во-вторых, руководствуясь пресловутым стадным инстинктом, к подобным толковищам неминуемо примкнут и реальные люди, главное – придумать повод позабористей да комментарии порезче. В общем, перефразируя известное крылатое выражение: есть такая работа – швырять дерьмо на вентилятор.

Типичный пример: в прошлое воскресенье пользователь, назвавшийся Gennady Gennadii, разместил в группе «Кіровоград UA», насчитывающей более 46 тысяч членов, фотографию овальной ванны, наполненной чем-то желтым. В авторском комментарии к фото отсутствуют какие-либо указания на то, где и когда это снято. Зато упомянута фамилия городского головы. Мол, «доколе»?

Понятно, что сам повод не стоит двух копеек – если бы из кранов горожан действительно текло такое, они довольно быстро «встали бы на уши» где-то за пределами отдельно взятой записи в соцсети. К тому же водовод «Днепр-Кировоград» – областное предприятие, и к мэрии вопрос по умолчанию никакого отношения иметь не может. На это автору записи, к слову, неоднократно указали в комментариях. Тем не менее, ее горячее обсуждение продолжается целую неделю, вплоть до момента сдачи в печать этого материала.

Таких примеров уже несть числа, а чем ближе к выборам, тем их будет больше, каждый местный пользователь «Фейсбука» каждый день видит их в своей новостной ленте – лишний раз тиражировать клевету и манипуляции ради примера мы не станем…

 

«Юля! Юля!»

Совсем другое дело – записи, которые делают в тех же социальных сетях точно настоящие и вполне публичные люди. Например, заместитель председателя областной организации партии «Батькивщина» Андрей Табачук.

В прошлую субботу он разместил в «Фейсбуке» фото разрушенного тротуара у гостиницы «Киев» в самом центре Кропивницкого, сопроводив его следующим комментарием: «Брусчатку, которую снимают для строительства
МАФов, можно будет использовать для донесения “информации”. Интересно, это новый “Ятрань” или “Формула смаку”? Принимаю ставки»
(перевод – «УЦ»).

Как вскоре выяснилось, тротуарную плитку не снимали, а укладывали – вместо обветшалого асфальта на одном из самых оживленных городских перекрестков. Но это не помешало записи «пойти в массы». Например, им поделилась в личной хронике Светлана Коропалова, которую местные журналисты знают как пресс-секретаря народного депутата Александра Горбунова из «Народного фронта».

В той же массовой группе «Кіровоград UA» присутствует некто Михаил Гунько. Посмотрев, чем еще он делится с собственными читателями, мы без особого удивления обнаружили записи с официальной страницы Юлии Тимошенко и рядом рекламу металлобазы «Альянс». Известно, что к этому бизнесу имеют прямое отношение депутаты городского совета Александр Цертий и Юрий Гребенчук из оппозиционной к городскому голове той же «Батькивщины».

В комментарии нашему изданию сам Цертий заявил, что «конечно, негативно» относится к распространению информационных фальшивок в политических целях. И отметил заодно, что недавно ему среди ночи звонили обеспокоенные граждане – мол, услышали шум на улице и подумали, что там будут ставить МАФ. В свою очередь, его упомянутый выше однопартиец Табачук утверждает, что пост был просто «шуткой» на тему тех же МАФов, которые, по мнению партийного функционера, сегодня строятся в городе наиболее активно.

Это, опять-таки, лишь один конкретный пример прямой манипуляции фактами, которым несть числа. Только у того же Табачука в относительно свежей хронике – как минимум три изображения мэра Райковича в сопровождении информации, мягко говоря, сомнительного характера.

 

Цена вопроса

Если кому-то кажется, что соцсети и писанина в них – это несерьезно, то вот вам цифры. По оценкам специалистов, которые профессио­нально занимаются в том числе и маркетингом в социальных сетях, сегодня только в «Фейсбуке» зарегистрировали свои профили около 100 тысяч жителей областного центра Кировоградщины в возрасте от 18 до 65 «с плюсом» лет. И это только те, кто указывает в регистрационной информации город проживания и возраст, а так делают далеко не все.

Если верить данным сайта Государственного реестра избирателей, то даже номинальные 100 тысяч – это больше половины всех, кто имеет право голоса в Кропивницком. Таковых чуть больше 194 тысяч. А если учесть, что с 2015 года, когда данные реестра сверяли в последний раз, немало людей покинуло город, соотношение могло измениться существенно. То есть имеем площадку, где с минимальными затратами можно «работать» с мнением большей части избирателей.

Правда, от названного количества в 100 тысяч пользователей «Фейсбука» нужно еще отнять так называемых «ботов», говорят специалисты. Речь о профилях несуществующих людей с чужими лицами и вымышленными именами, которые массово создаются для ведения всевозможных информационных кампаний, создания «эффекта социальности». Простыми словами – одно дело, если какое-нибудь вранье просто написал на стене активист с «особым мнением», подневольный партиец или просто дурак. Большинство пройдет мимо, не заметив. А вот если возле этой стены соберутся люди и примутся громко обсуждать написанное в духе «а ведь правда…», «а вот я слышал…», «а еще он…» и т.д. – это привлечет внимание.

Точное количество «ботов» в местном сегменте соцсетей не назовет никто, но то, что их как минимум десятки, и практически каждая серьезная организация, ведущая публичную деятельность в Кропивницком, содержит собственные «ботофермы», вряд ли возьмется отрицать знакомый с предметом и при этом незаангажированный человек.

 

Соблюдайте гигиену!

Именно поэтому прежде чем присоединиться к дружному хору, почем зря поносящему очередную «зраду», стоит разобраться, что это за хор, почему он такой дружный, и главное – имел ли вообще место обсуждаемый факт, и если да, то так ли все было на самом деле, как подано. Или имеем дело с очередными «распятыми мальчиками» и невинно убиенными снегирями местного разлива?

Тем более что в случае, например, с виртуальной атакой на городского голову Кропивницкого проверить факты намного проще, чем противостоять гибридной вой­не государства-агрессора, строящейся по тем же принципам. Достаточно чаще смотреть по сторонам в реальной жизни. Да просто выглянуть в окно, где заасфальтированный впервые за 20 лет двор или отремонтированная дорога, по которой едет – впервые за 20 лет же – новый троллейбус. Открыть кран, в конце концов. И соотнести все это с истериками неизвестных вам людей в «Фейсбуке», сокрушающихся по поводу того, что дороги не ремонтируют, с транспортом беда, а из крана течет нечто ужасное. А виноват, ясное дело…

 

Субъективно и предвзято

Может, кто-то упрекнет автора этих строк в «адвокатстве» городского головы. Кто-то скажет, что журналист должен быть беспристрастным и отстраненным, и будет прав. Вот только оставаться беспристрастным и отстраненным легко, пока тебя лично не касается. А я ведь тоже здесь живу. И отлично помню местные выборы 2002-го, когда два призабытых уже местных бизнес-клана бесстыдно и безжалостно «рвали» город – со всеми последствиями. И 2006-го – когда безоговорочную победу одержала самая демократическая партия и ее кандидат, и еще раз 2006-го, внеочередные – когда кандидат «слился», а город снова рвали те же люди, что и раньше. А потом опять и опять.

Хочется верить, что то, с чем Кировоград-Кропивницкий подошел к осени 2015-го, помню все-таки не один я. И отличить фейсбучную «зраду» от реального предательства – тоже.