Как нас лечили полвека назад

15:02
1515
views
CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85

Этот справочник был найден на чердаке. Скорее всего, он остался от моего дяди – врача-хирурга. По этому изданию «Медицинского справочника для фельд­шеров» образца 1962 года он учился в кировоградском медучилище. Книгу было решено оставить в нашей домашней библиотеке – вдруг она поможет, если кто-то в семье заболеет.

Но, ознакомившись с этим справочником поближе, я поняла, что ценность он представляет не только медицинскую, но и историческую. Судите сами: он был выпущен уже в девятой редакции, а впервые увидел свет еще в конце 40-х годов. В то время и представление о ряде распространенных болезней, и методы их лечения были совсем не такими, как сейчас. Об их эффективности можно долго спорить, некоторые натурально повергают в шок. Поэтому перед тем, как цитировать книгу, хочу предостеречь читателей – не спешите применять эти методы на себе!

О времена, о нравы!

В настоящее время большинство рецептов, приведенных в справочнике, банально бесполезны. Почему? Потому что аптеки тогда были совершенно иными. Сейчас это магазины по продаже лекарств, но каких-то полвека назад основной их функцией было изготовление препаратов на основе рецептов, выписываемых врачами. Сами рецепты полностью оправдывали свое название – в них вписывались ингредиенты для лекарства и необходимые дозировки каждого вещества. А то, что принято называть рецептом сейчас, – не более, чем список лекарств. Место аптек ныне прочно занято фармацевтическими компаниями.

Некоторые явления, обнаруженные в перечне болезней, стали неожиданностью. Например, веснушки. Причем этой проблеме уделялось много внимания – в соответствующей статье предложены сразу три рецепта мазей для выведения веснушек и еще один для профилактики их появления. Как тяжелое нервное расстройство подается онанизм.

Шокирующим открытием лично для меня стали назначения сильнодействующих гормональных и даже наркотических препаратов в случаях, которые этого не предполагают. Большинство болевых состояний предлагается купировать с помощью… морфия. А при ОРВИ… Впрочем, это тема для отдельной рубрики.

Сезонные болячки

Такого понятия, как острые респираторные заболевания, я в справочнике не нашла. Оказалось, что эту совокупность инфекций отождествляли с их симптомами и соответственно лечили. Отдельно были выделены лишь некоторые болезни этого плана – грипп, ангина.

Грипп лечили постельным режимом, по возможности облегчая симп­томы. Как прогрессивное средство предлагался экмолин – вид белка, добываемый из молок осетра. Вот такая экзотика.

Методы лечения острого насморка оказались самыми неожиданными: «Устранение закладывания носа применением раствора кокаина с адреналином или ментола в виде капель. /…/ Еще лучше действует солянокислый эфедрин». Думаю, дальше можно не продолжать. Ну разве что в качестве контрольного выстрела: «Детям до 3 лет кокаин и ментол давать нельзя. Им вводят в нос по одной капле (несколько раз в день) раствора адреналина или эфедрина».

А как боролись с осложнениями респираторных инфекций – бронхитом, воспалением легких? «Бронхит острый. Основная причина – инфекция. /…/ Применение сульфаниламидов, особенно при подозрении на вовлечение в процесс легких. На грудную клетку – банки или горчичники. При лихорадочном состоянии – аспирин. При сильном кашле и значительной одышке – кодеин, дионин. /…/ Если при влажном бронхите наблюдается сильный кашель, то дают отхаркивающие средства в сочетании с наркотическими». Для детей протокол лечения бронхита несколько иной: «Горячая ванна, горчичники и горчичное обертывание. При сухом кашле – кодеин, доверов порошок (дается только детям старше 2 лет), при влажном – минеральная вода (боржом), паровая ингаляция и отхаркивающие. При показаниях (высокая температура, затянувшееся лечение) – сульфадимезин, иногда внутримышечное введение пенициллина». Заметили – антибиотики практически не используются? При пневмонии предлагается другое лечение, в котором первую партию как раз играют антибиотики. Но в качестве вспомогательных средств – снова-таки, неожиданности: «При болях, кашле и одышке – наркотические средства (морфин, кодеин и др.) – для лучшего отделения мокроты – отхаркивающие (ипекакуана, термопсис) или сочетание наркотических с отхаркивающими.

Главное внимание обращается на состояние сердечно-сосудистой системы: тщательно следить за пульсом, внутрь или под кожу – камфара, кофеин, стрихнин, кордиамин, коразол». Меня в этом протоколе лечения очень смутило наличие стрихнина. А вас?

Сердце мое – не камень

В справочнике 1962 года нет еще термина «ишемическая болезнь сердца», зато есть более выразительный термин: «грудная жаба» (или стенокардия). К сожалению, с завистью и жадностью это хроническое заболевание не имеет ничего общего. Главной стратегией 60-х и более ранних годов относительно стенокардии было предотвращение инфаркта миокарда. А потому – подавление приступов болезни нитроглицерином (ничего лучше до сих пор не придумали), избегание сильных эмоций, физический покой. Ни слова об изменении пищевых привычек, разве что указана необходимость отказаться от курения и алкоголя. В то время болезнь была еще недостаточно хорошо изучена, такая ее стадия, как стенокардия покоя, еще не описывается.

Взгляд на гипертонию также иной, нежели сейчас: «В возникновении гипертонии отмечается сочетание различных вредностей – психических травм, повторных инфекций, переутомления и пр.». Поэтому на первом месте среди рекомендаций – спокойная обстановка, работа, не связанная с нервным перенапряжением, и успокоительные (люминал, бром). При второй стадии болезни к успокоительным добавляют снотворные и препараты для снижения давления (те же действующие вещества, что и сейчас). Но есть одно отличие: по показаниям врача больного стенокардией или гипертонией могли перевести на другую, более легкую работу. Представить что-то подобное в нынешних условиях практически невозможно.

Что знали о раке

Сведения о раковых заболеваниях в справочнике довольно скудные, но это вполне объяснимо: в задачи фельдшера не входили изыскания в этой области, ему нужно было по возможности распознать болезнь и направить пациента к онкологу. Зато одной из прямых задач сотрудника любого ФАПа считалась просветительская деятельность, которой посвящена целая страница книги мелким шрифтом. Население, по мнению авторов и редакторов справочника, должно было знать о ранних признаках рака, болезнях, предшествующих ему, о лечении современными методами.

Какие же методы лечения считались современными в начале 60-х? Рак грудной железы: «Операция с рентгеновским лечением до нее и последующим». Рак желудка: «Оперативное. При неудалимых опухолях – гастроэнтеростомия». Рак пищевода: «Ранняя операция (резекция пищевода)». Рак прямой кишки: «Оперативное. При невозможности – рентгено- и радиевая терапия». Рак гортани: «Возможна ранняя операция удаления гортани или облучение ее рентгеновыми лучами и радием». Рак матки: «Наилучшие результаты дает радикальная операция с последующей рентгенотерапией». Лейкемия: «Облучение рентгеновыми лучами селезенки, лимфатических узлов, костей, уретан, радиоактивный фосфор». Пожалуй, на этом остановимся. Химиотерапии еще только предстоит появиться.

Начало эры антибиотиков

На примере этого справочника хорошо видна осторожность, с которой в лечебную практику вводились антибиотики. В качестве их предшественников были подчас совсем странные вещества (тот же стрихнин), и уже очень широко применялись антибактериальные средства из группы сульфаниламидов. Вчитавшись в протоколы лечения воспалительных заболеваний, я обнаружила, что, кроме пенициллина, больше никакие антибиотики в общей врачебной практике не применялись. Назначался антибиотик только в крайних – сложных и угрожающих жизни – состояниях. С чем это было связано? Предполагаю, что с фактором доступности. В фельдшерско-акушерских пунктах и больницах хранились немалые объемы лекарств и их компонентов, при истощении запаса какого-то из них (большинство лекарств выдавались пациентам бесплатно) нужно было делать запрос в соответствующие инстанции. Антибиотики – штука в производстве недешевая, технологии получения того же пенициллина были несовершенными, поэтому обеспечить всех в полной мере ими было невозможно. Другое дело наркотики! Мне сложно представить, какие объемы наркотических веществ хранились в ФАПах в середине ХХ века, и при этом учреждения практически не имели охраны. Массовая наркозависимость как социальная проблема появится только через 25-30 лет, а до этого достать нужное вещество было очень просто. И в производстве большинство наркотиков дешевы. В условиях плановой экономики и бесплатной медицины – это один из решающих факторов.

Другим фактором, думаю, было то, что большинство антибиотиков нужно было вводить внутримышечно. Сейчас мы имеем такую роскошь, как одноразовые шприцы с тонкими иглами, а в 60-х годах шприц был практически орудием пыток. Причем и для пациента, и для врача. При условии, что пенициллин нужно было вводить каждые 4 часа, а шприц после каждого использования дезинфицировать, лечение становилось болезненным и утомительным для всех. Но, несмотря на это, антибиотики в ближайшие годы докажут свою незаменимость и эффективность.

Я не хотела бы, чтобы данная статья стала причиной очередного спора о качестве и эффективности советской медицины. «Справочник фельдшера» 1962 года – это окно в другую историческую эпоху, возможность взглянуть на нее под неожиданным углом. Жаль одного – чтобы оценить его в полной мере, мне не хватает специальных знаний. Но я надеюсь, что это короткое путешествие в медицину полувековой давности для вас, читатели, было таким же интересным, как и для меня.