Теория и практика локальных катастроф

16:18
2738
views

Совсем недавно, с месяц назад, по каналу «Дискавери» показывали документальный фильм о водоснабжении города Флинт в штате Мичиган в США. Там ради экономии город отключили от водовода из реки Детройт. Перевели Флинт на снабжение из небольшой местной речушки. А тамошняя вода оказалась загрязненной свинцом в десятки раз выше нормы. Люди массово болеть стали. Через два года водоснабжение из реки Детройт вернули, губернатор извинился, но граждане уже исков на миллиарды долларов подали в суды. Кстати, у нас никто в суд не подал на коммунальщиков? Ни у кого стиральная машина не сломалась? Не заболел по причине немытых рук ребенок?

Крупнейшие в мире

Как ни странно, но Америку нельзя считать эталоном с точки зрения запаса прочности инфраструктуры. Вот весьма актуальный проимер. В августе 2003 года 40 миллионов американцев и 10 миллионов жителей Канады остались без электричества. Подробности той катастрофы вам что-то напомнят. В Кливленде, штат Огайо, годами не срезали растительность под опорами линий электропередач. Из-за очень высокого потребления электроэнергии линии электропередачи в Кливленде нагрелись, провисли (из-за теплового расширения проводов) и коснулись деревьев. Произошло короткое замыкание.

Электростанция в Кливленде вышла из строя. Из-за ошибки в компьютерной системе, а также из-за нехватки персонала другие центры управления не были извещены.

Произошло цепное отключение около 100 других электростанций.

И при всем при этом не стоит забывать, что крупнейшая в мировой истории техногенная катастрофа произошла именно у нас. Чернобыль. Авария на японской атомной станции Фукусима тоже была страшна, но по уровню негативных последствий несопоставима со взрывом на ЧАЭС. Не стоит забывать и о взрыве 1984 года на химическом заводе в индийском городе Бхопал, в результате которого погибло около 18 тысяч человек. Кстати, собственник того завода, американская компания Union Carbide, выплатила пострадавшим и членам их семей 470 миллионов долларов. Интересно было бы узнать в абсолютных цифрах, сколько СССР, а затем Украина потратили на выплаты, льготы, лечение, переселение чернобыльцев. Но у нас никто назвать эту цифру не может.

Самые проблемные места области

Автору этих строк всегда казалось, что самый опасный с точки зрения потенциальных техногенных катастроф населенный пункт Кировоградской области – это город Долинская. Грандиозный недостроенный комбинат по обогащению окисленных руд. Разрушаются бетон и кирпич в десятках многоэтажек, строительство которых застыло почти 30 лет назад. И самое главное – теплоснабжение. Большинство многоэтажных домов Долинской ота­пливаются из теплоцеха недостроенного Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, КГОКОРа. Комбинат уже много лет банкрот, несколько лет тянется процесс его санации, но теплоцех продолжает работать. Потому что так было спроектировано советскими гениями градостроения – подавать тепло за десяток километров от большой котельной на территории завода, невзирая на грандиозные потери тепла в морозные дни, поставляющая тепло труба даже не уложена в грунт, тянется по воздуху. Конечно, по городу уже настроено много мини-котельных, но все равно главным поставщиком тепла является комбинат. Как и поставщиком воды, кстати. И если вдруг зимой какая-то труба лопнет, то городу не поздоровится.

Что-то подобное было в Александрии зимой 2006 года. 22 января того года остановилась городская ТЭЦ №1. По причине, в которую сегодня просто не верится. На ТЭЦ закончился уголь! В шахтерском городе! Потому что сломался тепловоз, который вез уголь на централь! За несколько километров из одного из местных угольных разрезов. А мороз тогда был до 24 градусов. Сотни домов остались без тепла. Пошли рваться трубы в домах и между ними. На ликвидацию последствий ушла куча денег и усилий местной, областной, государственной власти. Две недели устраняли проблемы.

Уже никто и не помнит, что в тот же день, как замерзала Александрия, Кировоград остался без воды. Левобережная часть города два дня сидела на сухом пайке, и если кто-то считает, что зимой такое переносится легче, то мы так не думаем. Причиной стал порыв трубы между Знаменкой и Кировоградом. Но хотя бы половина города была с водой.

Черный июль 2017-го

И вот случилась авария 1 июля. По сути своей нелепая и абсурдная. Землетрясения не было. Сорокаградусного мороза тоже. Урагана, подобному тому, что унес за сотни километров девочку Элли из книги «Волшебник из страны Оз», не наблюдалось. Метеориты не падали, наводнения обошли Кировоградщину стороной. И тут оп! – рухнула железяка в полтора десятка метров высотой. Потому что какие-то ушлые ребята срезали часть металла с основания опоры. Другие невзыскательные товарищи приняли металл где-то на пункте приема, порезали на мелкие части, и все, следов не найти.

Но немало неприятных вопросов все же возникает. От подлецов-воров никуда не деться, понятно. Но сама территория возле опоры, говорят, благоприятствовала. Подножие опоры окружали не просто какие-то кустарники, а многолетние заросли, в которых можно было играть в казаки-разбойники или при желании схоронить пяток трупов. Никто не заметил бы. С бензопилой или мотокосой поблизости этой опоры, похоже, работали еще при Брежневе, если вообще работали. Конечно, такое не только у нас случается, о Кливленде мы уже упоминали. Но…

Это лесополоса, говорят. Но лесополоса давно поглотила опору. И вообще, почему в Кропивницком энергетики ежегодно настоящий лесоповал устраивают, обрезая ветви, которые грозят проводам, а по области такого нет?

А будь местность без этих джунглей, в степном Светловодском районе опора просматривалась бы далеко вокруг, глядишь, и не польстились бы негодяи на кусок стали ценой в 700 гривен или до трех лет лишения свободы. Из соседнего села Павловка заметили бы, вызвали бы кого следует.

Буква закона

Кстати, в Украине Кабинетом Министров приняты так называемые Правила охраны электрических сетей. Они обновлены, последняя редакция – от 2014 года. Так вот, этими правилами для опор мощностью 150 киловатт (именно такая упала в нашем случае) предусмотрена охранная зона в 25 метров!

А еще пункт 4 этих правил гласит: «Вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру трансформаторных подстанций, сооружений (опор), распределительных пунктов и устройств, предназначенных для передачи и распределения электрической энергии, которые располагаются на земельных лесных участках или на земельных участках, занятых зелеными насаждениями… прокладывают просеки или устраивают проезды к зданиям (опор) линий электропередачи и свободные от насаждений земельные делянки у сооружений (опор)». Ширина просеки должна быть 2 метра «по обе стороны от проекций крайних проводов». Этого сделано не было. Мы понимаем, правила – вещь такая… В них даже прописано, что нельзя воздушных змеев поблизости опор запускать. Но хоть как-то придерживаться правил надо.

Может, пора стать современными?

Мы живем в XXI веке. У нас в Кировоградской области в большинстве лесных хозяйств уже лет пять как ведется видеонаблюдение. Браконьеров отслеживают, возможные пожары. Если уже в лесах наставили видеокамер, то неужто на электроопорах, объектах постоянного криминального внимания, их нельзя разместить? Их украдут? Да пока вор будет добираться до верхушки опоры, где могли бы стоять видеокамеры, уже бы подъехала полиция или служба внутренней безопасности снабжающей организации! Может, скажете, у облэнерго денег нет? Или подключить к электрической сети камеры и передающие устройства сложно? Кстати, можно даже не наблюдение обустраивать, а муляжи видеокамер поставить. Опыт показывает, что даже такие муляжи отпугивают две трети потенциальных воров. Воры обычно не очень интеллектуально продвинутые ребята, они о том, что камеры, внешне очень красивые, могут быть муляжом, даже не догадываются.

Да, у нас в области 198 крупных электрических подстанций и 6871 небольшой мощности. Только по воздуху протянуто 27,691 тысячи метров проводов. К каждой подстанции и каждой опоре не приставишь по полицейскому и не поставишь видеокамеру. Но в удаленных, нежилых местах, потенциально самых подверженных опасности воровства, что-то можно сделать? Уверен, в облэнерго наперечет знают все такие места, и не думаю, что их тысячи. Возможно, из прибыли, недополученной от того, что Светловодск стоял без света пару дней, и крупнейший областной потребитель электроэнергии водовод «Днепр-Кировоград» энергию не потреблял, можно было бы сотню камер на самых проблемных участках установить и наладить работу системы контроля.

Сергей Богомильчук, пресс-секретарь «Кировоградоблэнерго», говорит, что организация много внимания уделяет безопасности. «Чтобы избежать аварий, работники служб участков регулярно осуществляют обзоры сетей, чтобы выявить возможные повреждения. Но, конечно, у каждой опоры надзирателя не поставишь. Падение опоры 150-вольтовой линии – вообще очень редкое явление. Лишь зимой 2000 г. в результате сильного обледенения в районе западных электросетей территории области упало до 20-ти опор меньшей мощности. Специалисты компании прилагают максимум усилий для своевременной ликвидации последствий всех аварий. Для этого сформирован аварийный запас материалов, ремонтные бригады укомплектованы современной техникой».

Бывает и хуже

К слову, Кировоградщина еще легко отделалась. Вот полуторамиллионный Харьков до сих пор с ужасом вспоминает 1995 год. Тогда три часа шел страшный ливень, затопило метро, и накрылись главные очистные сооружения города – Диканевские. Второй по величине город страны остался без воды, только представьте – на месяц! А бутилированную воду тогда даже и не продавали особо. Да, воду завозили цистернами даже из соседних областей. Но все равно, город за этот месяц просто провонял. Десятки тысяч жителей разъехались по всей стране к родственникам. К любой реке области невозможно было подойти на километр, не будем вдаваться в детали, почему.

Через месяц воду пустили. Но все восстановительные работы на Диканевке длились 10 лет и обошлись в 140 миллионов гривен, в ценах девяностых годов это много-много миллионов долларов. И это притом, что не только многие страны мира помогали с восстановлением, даже агрессивный блок НАТО подарил Харькову уникальный современный насос. Создали новую систему защиты, перепланировали вентиляцию, подвели дополнительную систему электроснабжения и построили дублирующий коллектор. Авария 95 года произошла потому, что изначально при постройке станции не был предусмотрен второй трубопровод, поэтому единственный существующий коллектор тогда просто не выдержал нагрузки.

У нас у водовода «Днепр-Кировоград» есть дублирующие трубы. Но, как видим, чтобы остаться без воды, одних труб мало. Нужны дублирующие кабели и линии электропередач.

Говорят, где тонко, там и рвется. Так случилось, что тонко у нас стало слишком во многих местах. И где порвется в следующий раз, одному Богу известно. Вы знаете, что в Кировоградской области целых 525 мостов и путепроводов? А когда они ремонтировались, кто-то знает? Да при царе Горохе. В эти дни идет ремонт самого проблемного в области путепровода в Александрии, что по дороге на Днепр. Его построили еще в 1964-м году, и это первый ремонт в его истории. Аварийным он считается уже больше 10 лет. И вот наконец-то государство выделило 7 миллионов гривен на его реконструкцию.

Однако сколько у нас еще подобных проблемных мостов и путепроводов, которые просто стонут: отремонтируйте меня! Взять хотя бы всем известный путепровод в областном центре возле нового автовокзала. Он считается аварийным уже больше пятнадцати лет! И мало кто знает, что с ним делать. Даже при наличии средств. Перекрыть эту важнейшую транспортную артерию – значит, ввергнуть в коллапс весь город! Остановится город! Другой путь в центр и на правый берег Кропивницкого проходит под аркой и давным-давно является проклятием всех автомобилистов города, да и кто не стоял там в пробке по двадцать минут? С установкой светофора лет семь тому назад стало немного легче проезжать этот проблемный участок, но число автомобилей в городе растет, и проблема дороги под аркой становится уже критической. Арке давно за сотню лет. Немало политиков пыталось подступиться к ее проблеме, расширить дорогу. Но главными препонами являются, во-первых, деньги, которых надо очень много; во-вторых, перекрытие дороги на месяцы, а то и больше; ну и, в-третьих, путепровод этот находится не в городском или областном подчинении, а в собственности Одесской железной дороги, которой в случае переделки арки надо будет десятки поездов пускать черт знает через какие направления. Так что будем ждать.

Что дальше?

Асоциального элемента, который порезал злосчастную опору, нашли и взяли под стражу. Он из Власовки, местность знает. Резал сварочным аппаратом, машину брал у товарища, чтобы увозить срезанное.

Городской голова Кропивницкого Андрей Райкович извинился перед горожанами за произошедшее. Он признал, что никаких резервов на такой случай нет, машин-цистерн крайне мало. Выводы сделаны, и соответствующие меры будут приняты, не дай Бог, если снова случится подобное, город будет более подготовлен.

Но это если только по воде. А сколько еще проблемных мест в инфраструктуре города и области? Сегодня без Интернета прожить нельзя. Отключи от Интернета город, и остановится работа банков и многих других организаций. А вы знаете, что почти весь Кропивницкий запитан, подключен к Интернету через один фидер «Укртелекома»? Есть некоторое число пользователей у еще одного провайдера, но оно невелико. Представьте, что какой-то идиот копнет не там, где надо, и перебьет оптоволоконный кабель «Укртелекома», Все, коллапс будет вполне сравним с водным. Остановится работа тысяч организаций, к примеру, мы не сможем выпустить нашу газету. Да одного недавнего вируса «Петя» хватило, чтобы «убить» тысячи компьютеров в Кропивницком, причем на солидных предприятиях, где техника самая современная.

Через область проходят два магистральных газопровода, по которым из России перекачивается газ в Европу – «Союз» и «Оренбург – западная граница». Трубы эти, конечно, закопаны в землю, но вдруг какой-то талантливый товарищ захочет поработать экскаватором там, где не надо? И вообще, кто сейчас понимает, в каком реально состоянии трубы этих газопроводов? 26 лет назад их проложили, и что там с ними сейчас? Есть ли план мероприятий на случай ЧП, есть ли техника, чтобы тушить возможный пожар, – а горящий газ крайне сложно угомонить.

В прошлом году наконец-то в областном центре отремонтировали много лет аварийную дамбу на улице Михайловской (бывшая Кирова). Но в области есть еще сотня дамб, и их состояние, скажем так, не идеальное. Сильное наводнение может снести десятки этих гидротехнических сооружений.

Перечень потенциальных проблем может занять всю газету. Мусорные свалки, отсутствие проездов для пожарных машин к рядам на рынках, состояние канализации… Остается лишь надеяться, что эта водно-электрическая авария заставит ответственных товарищей больше внимания уделять инфраструктурным проблемам. Ну и на Бога, конечно…