Ад в Кабуле: как это было и кто виноват?

14:47
2265
views

Пятеро «воинов Аллаха», «бесстрашно» расстреливавшие безоружных гражданских в кабульском «Интерконтинентале», бежали от двух американских военных. Это спасло людей, находившихся в уцелевшем крыле гостиницы – жертв могло быть намного больше.

О неизвестных подробностях теракта 20 января в афганской столице, унесшего жизни 40 человек, в том числе – троих уроженцев и жителей Кировоградщины, нам рассказал Валерий Болотнов, первый заместитель директора авиакомпании «УРГА», в которой работали двое из них.

Что они там делали?

Это был коммерческий контракт, заключенный с местной компанией Kam Air, налаживавшей авиаперевозки внутри Афганистана. Его срок заканчивался уже 2 февраля.

– Самолеты у нас небольшие, они могли садиться в небольших аэропортах для перевозки людей из отдаленных мест, горных районов. Делается это для того, чтобы максимально примирить разные части Афганистана, везде разные кланы, все понимали, что это надо. Но произошло то, что произошло. Этот теракт отбросил Афганистан лет на пять назад, – констатирует Болотнов.

Работать в Афганистане, по его словам, компания пока не будет. Обстановка не позволяет. Там остался еще один самолет «Урги», его будут забирать уже без всяких ночевок – прилетят, запустятся и улетят.

– Обидно – увеличились и объем, и размеры самолетов, появился поток, стали летать в Афганистан и внутри Афганистана, – говорит замдиректора. – Поначалу были инциденты, угрозы, мол, не посадите моего человека – никуда не взлетите. Приезжали высшие чины, навели порядок, это прекратилось. Все были уверены, что там уже все нормально.

Напомним, все погибшие в «Интерконтинентале» украинцы, а их 7, работали в авиации. Среди них – инженер Валерий Кардаш, которому через неделю после трагических событий должно было исполниться 65, и 51-летний Александр Дикий, командир воздушного судна.

– В «Урге» он (Кардаш. – Авт.) практически с самого начала, с 1994 года, – вспоминает наш собеседник. – Масса командировок – и в Кувейте, и в Конго, везде был. Один из самых интеллигентных инженеров. Очень грамотный человек, несмотря на возраст, когда мы пять лет назад переучивались на «Сааб», он тоже прошел обучение, все ему давалось. Двое дочек, уже взрослых. Саша (Александр Дикий. – Авт.) долгое время отлетал в Луганске на АН-24, АН-26, у нас пять лет уже на «Саабе» летает. Инструктор, очень много молодых поводил, опытный летчик. Мы в Афганистан других и не посылали – горная местность, часто плохие погоды, туманы, нужно обеспечить быстрое снижение, набор высоты…

Сотрудники луганского похоронного бюро забирали тело Дикого из Киева и везли на оккупированную территорию через Россию вместе с Ириной Медичевой, бортпроводницей «Украинских крыльев», тоже уроженкой Луганска, погибшей в Кабуле. Их хоронили там уже после того, как здесь попрощались с Валерием Кардашем и Катериной Пасенчук. Она не имеет отношения к «Урге», но родом из Кировограда, жила в Борисполе и работала вместе с Медичевой.

Валерий Болотнов отмечает: военный, когда идет в военное училище, понимает, куда он идет, так же и летчик. Принуждения нет, хочешь отказаться – можешь не ехать. У работников «Урги», по его словам, наоборот, была негласная очередь, кто поедет, в Kam Air неплохо платили. Хотя риски были всегда, не только в афганских командировках – авиакомпания и ее сотрудники постоянно работали по контрактам ООН, как правило, в горячих точках.

– Когда был теракт в Мали, мы там работали, – говорит замдиректора «Урги». – Мы на виллах жили, а киевский экипаж «Руслана» в гостинице расстреляли. Я в Ираке работал, не от «Урги», а на Госдепартамент США летал. И вроде как ты защищен, между двух полос в конвое, вокруг тебя пять постов, но прилетают хаотически боеприпасы – ПТУР запустили, он упал рядом с тобой и взорвался. Погода плохая, вертолеты сели – тут же начинается минометный обстрел. Война никогда не давала гарантий.

Как так получилось?

Главным на сегодня остается именно этот вопрос – как террористы оказались внутри одного из самых охраняемых зданий в Кабуле? «Интерконтиненталь» находится на возвышенности, уже практически в горах, на окраине города, с несколькими охраняемыми периметрами, вышками, «рамками». Но через периметр никто и не прорывался.

– Они зашли без боя, это явно была подготовленная акция, заранее пряталось оружие, – считает Болотнов. – Есть нюансы – это же Восток. Если наши летчики каждый раз проходят через рамку, их обыскивают, проверяют, то я вчера с командиром разговаривал, его слова: нас всех досматривают, иностранцев, а идут местные – поцеловались, прошли… Мы всегда переживали за проблемы где-то на аэродромах вне Кабула, хотя обеспечение и охрана везде присутствовали. Каждую неделю согласовывается маршрут перемещения пилотов к аэродрому и назад. Меньше всего уделялось внимание гостинице, потому что это и так охраняемый объект. Там живут дипломаты, наши экипажи были довольны условиями. Люди, которые там работают, проходят инструктажи и так далее, но в этом случае все было слишком неожиданно. Как это получилось? Как в Лондоне получилось, как получилось во Франции. Там, где есть терроризм, там это получается. Первые сообщения мы получили вечером, когда у них был уже ужин. Я об этом узнал в 22:00, в 23:00 уже сидел в чате (в «Вайбере». – Авт.) Intercontinental Hotel, где есть переписка ребят, которые находились там, прятались в номерах, на балконах, некоторые до 3 часов ночи. И Катя (Катерина Пасенчук. – Авт.) была на связи.

Согласно данным, которые поступали тогда и потом, трое нападавших сидели в ресторане на первом этаже, как клиенты, там ужинали другие люди, была еще какая-то свадьба. Потом в зал через кухню ворвались еще двое с сумками с оружием, раздали его остальным, и они начали расстреливать людей в ресторане. Там погиб один из пилотов из «Крыльев Украины», дальше террористы побежали вверх по этажам.

– На втором этаже двое спецназовцев американских кого-то охраняли. Они легли, начали отстреливаться, террористы не пошли на них. Это крыло не тронули, побежали в другое, где находился наш Валерий Николаевич, там был пожар, его нашли в ванной застреленного, – констатирует руководитель.

Кардаш оказался не единственным погибшим, найденным в ванной, – в номере просто больше негде спрятаться. Те, кто был на балконах, замерзали и заходили внутрь. Тело Александра Дикого нашли за кроватью в его номере.

– Люди, кто смог, со второго, третьего этажа спрыгивали, спускались по деревьям, кого американцы вывели. Они (нападавшие. – Авт.) пошли выше, на пятом практически убили всех. Там, где был шум, они в первую очередь выбивали двери и расстреливали. У них было время. Если бы шел спецназ, форсировал бы их, этого бы не было, – уверен Болотнов.

При этом, по его словам, вся охрана находилась внизу, вверх никто не поднимался, пока уже утром не подъехали американцы. Помимо украинцев, в отеле находились другие пилоты Kam Air – филиппинец и два грека. Один из них выжил, догадался разрезать снизу матрац и залез в него. Террористы его не увидели, и он остался жив – это на пятом этаже, где практически всех убили.

– Хронология вызывает недоумение – почему столько времени, как можно было? – отмечает Болотнов. – Хотя, я же говорю, достаточно было двух человек с автоматами на втором этаже, чтобы удержать крыло. Если бы зашел взвод, он бы сделал свое дело. Но нас там не было, поэтому мы можем только рассуждать, к сожалению. А так – это мужская работа…