«Покровская ярмарка»: лучше бывает

13:43
0
1126
views

Признаться, были опасения, что нынешняя ярмарка будет повторением прошлогодней. И еще в прошлом году казалось, что лучше организации и разнообразия не может быть. Но опасения были напрасными: много новых людей и товаров, еще больше музыки, красок, аромата и колорита.

Можно было просто ходить и любоваться многообразием представленного на ярмарке. Можно было дегустировать сыры и колбасы, наливки и ликеры. Можно было примерять платья и шубы. Можно было покупать сувениры и все, к чему лежит душа. Каждый проводил время на свой вкус. Организаторы ярмарки позаботились о том, чтобы уставшие и впечатленные гости могли присесть перед сценой и насладиться концертной программой. И в этом году была внушительная зона с шашлыками, пловом, соленьями и напитками. Без этого никак нельзя, без этого «ярмаркування» будет незавершенным. Гуру шашлыков съезжались отовсюду. Отдельное спасибо за угощения кафе «Зачекай» из Малой Виски.

Абсолютно все участники ярмарки, с которыми удалось пообщаться, отмечали высокую организацию мероприятия. Хозяева, как всегда, были радушными, позаботились о размещении гостей на ночлег, о доставке к месту дислокации ярмарки. А еще представители других областей отмечали приветливость посетителей. Кропивничане произвели благоприятное впечатление.

Итак, пройдемся по ярмарке. Мимо этого мужчины невозможно было пройти, не задержавшись и не поговорив. Он делает купола. Александр Соломский из нашего города. На «Покровской ярмарке» был впервые. В прошлые годы не получалось представлять свои шедевры, так как осенью он, как правило, работает за пределами области.

Александр уже двадцать лет работает жестянщиком. Его предприятие «ПродЖест» известно далеко за пределами Кировоградщины. Многие удивляются, что здесь, в центре Украины, живут и работают такие мастера. Наши жестянщики только вернулись из Николаевской области, где украшали храмы куполами. Но их работу можно оценить, взглянув на храм на Балашовке, на новое здание Преображенской церкви, католическую церковь на Жадова.

Кроме куполов, на предприятии изготовляют колпаки на заборы, водосточные системы – для частных подворий и промышленные, и еще много чего. Что касается куполов, то их делают с нуля, начиная с чертежей и даже со старых фотографий. Пришлось покопаться в истории, чтобы «одеть» церковь в селе Водяное Компанеевского района. Здание использовалось как магазин, но архитектура сохранилась. Эта церковь здесь с девятнадцатого века, и точная ее копия находится на острове Хоккайдо в Японии.

Мастер, увлеченный своим делом, интересно рассказывает о ремесле, ставшем профессией, главным делом жизни. Оказывается, для покрытия церковных куполов сейчас не используют сусальное золото – это вчерашний день, поскольку оно не выдерживает времени, осадков, перепадов температуры, постепенно облетает. Сегодня применяют нержавеющую сталь с покрытием нитрида титана. Этот материал практически вечный.

Александр признался, что не ожидал такой реакции гостей ярмарки на свою продукцию. У него брали номер телефона представители Сумской, Харьковской, Днепропетровской областей. А специально сделанные для выставки купола тут же были куплены.

Мастер научился жестяному делу двадцать лет назад и уже обучил своего сына. Хочет пригласить к себе в мастерскую студентов строительного техникума, чтобы открыть для них возможности своей профессии – красивой и востребованной…

Казалось бы, вышиванками сейчас никого не удивить. Но это удалось менеджеру луцкой фабрики льна Татьяне Яровой. На фабрике, продукцию которой она представляла, применяют новые технологии с сохранением традиций. Ткань берут на ровенском льнокомбинате, и она – залог качественных изделий. Дело в том, что нить выбелена и обработана струей воды при температуре 100 градусов. То есть сама нить усаживается, а изделие потом при стирке не искажается и не линяет.

Фабрика производит более 150 видов платьев, сорочек, теннисок, детскую одежду. Художники и технологи ездят по всей Украине, изучают узоры. Татьяна Ивановна помогала покупателям определиться с вышивкой, которая имеет значение. Например, узор с розами – на замужество девушке, на добро. Калина – на разум. Ромбы и кресты тоже имеют определенное значение.

К разнообразию льняной одежды подходили те, кто еще четыре года назад на «Покровской ярмарке» впервые купил вышитое платье или сорочку, чтобы купить еще. Одежда из натуральной ткани, да еще и искусно вышитая, себя оправдала.

На ярмарке было много меда и продуктов пчеловодства. Ярким представителем этого вида деятельности была маловисковская семья по фамилии Кудря. Семейный бренд «Бджола і Ше» происходит от басни Григория Сковороды «Бджола і Шершень». Название бренда такое, что запомнишь с первого раза и потом не забудешь, если еще и попробуешь предложенные сорта меда, вина, ликеры, наливки. Кстати, медовые напитки семья делает по своим оригинальным рецептам.

Пасека у Кудри кочевая. Они во­зят ульи в разные уголки области и за ее пределы, чтобы собрать разные сорта меда. На Чигиринщине, например, собирают акациевый мед, который ценится тем, что не кристаллизуется. Липовый – в Александровском районе, в Черном лесу. Подсолнечник и разнотравье – у себя, в Маловис­ковском районе.

С применением новых технологий делают крем-мед. Это когда при определенной температуре в помещении (мед при этом не нагревается) разрушается кристалл, мед становится эластичным, но его качество сохраняется. В крем-мед затем добавляют ягоды, травы, фрукты. Семья самостоятельно вялит вишни, сушит тыкву. Все продукты собирают с приусадебного участка.

«Бджола і Ше» – участник многих медовых фестивалей. Бренд знают, продукция пользуется спросом, на ярмарке она была обязательным атрибутом.

Не менее обязательный атрибут любой ярмарки – это сало. Возле домика, стены и крыша которого были выложены ломтиками главного украинского лакомства, фотографировались и делали селфи сотни людей. Автором данного шедевра оказалась Наталья Орбан, заместитель главы Устиновской райгосадминистрации.

Район был презентован в своих лучших традициях: на сцене выступал вокальный коллектив Аннотребиновского сельского дома культуры, а на презентационном столе было представлено все, чем богата аграрная Устиновщина: мясо, колбасы, рыба, овощи и, естественно, сало.

Ни одна ярмарка не может обойтись без керамики. И если вы не покрутили сами гончарный круг (а это можно было сделать на «Покровской ярмарке») или не заказали гончару кувшинчик и горшочек, то выбрать и купить готовое изделие можно было легко. Хотя не так и легко: глаза разбегаются, руки хватают все подряд, мозг подсказывает, что это именно то, за чем ты приехал на ярмарку.

Валерий Таранник керамикой занимается давно. Но раньше он это делал в Славянске, а из-за войны переехал в Миргород, где зарегистрировал и возглавил предприятие «Центр-захід інвестпроект». Предприятие предлагает к реализации более 300 наименований керамических изделий. «Все привезти невозможно, – заметил Валерий – но мы знаем, что людям нравится, что пользуется спросом, ведь не впервые участвуем в ярмарке».

Миргород – город художников, и «Центр-захід інвестпроект» имеет своих, которые делают самую дорогостоящую и сложную работу – эскизы и формы. Глину вместо славянской используют опошнянскую. Живут, работают, ждут и всем желают мира.

Кстати, маленькие керамические вазочки и розеточки брали десятками. Наши местные мастерицы рассказали, что они очень подходят для дополнения изделиями из бисера.

На «Покровской ярмарке» можно… жить. Вот прямо с утра заезжать и покидать ее с последними лучами солнца. Хочешь присесть – присаживайся, прилечь – мебельные салоны предложат испытать диван, поесть – на здоровье и на любой вкус, поговорить – здесь все достаточно общительные. Многие обратили внимание на парня, увешанного вениками для бани. Представлялся Игорем, предлагал обрезать или посадить деревья в садах, выкорчевать старые или напилить дрова. У него брали контакты и обещали позвонить – таким он был открытым и непосредственным.

Поразила география участников: были представлены практически вся Украина и даже зарубежье. Отрадно, что все это шумело, торговало, пело и танцевало именно у нас, в центре страны и Европы. Но есть и замечания: не хватало рыбы и грузин с их неповторимыми пряностями. Хотя, может быть, и это все было – при таких масштабах разве все заметишь?

Начинаем ждать «Покровскую ярмарку» 2019 года. Мы уже знаем, что повторений организаторы не допустят, что будут новые изюминки, сюрпризы и новации. Неизменным останутся только чувства и слова благодарности гостей.

Фото Павла Волошина, «УЦ».

Елена Никитина

Елена Никитина

Заместитель главного редактора «УЦ».