Обыкновенная история

14:25
1347
views

Конечно, среди чиновников есть порядочные, умные, честные, добрые, но они уже наворовали и эмигрировали.

 

Слухи об этом ходили давно и упорно. По крайней мере, еще сорок лет тому назад взятки за устройство на работу уже не были чем-то уникальным. За круглую сумму в конверте можно было стать директором гастронома, товароведом овощебазы, продавцом комиссионки. Но чтобы медсестрой или врачом – такого в те годы слышать не доводилось…

В двухтысячных годах информация о платном доступе к медицинским профессиям стала все чаще просачиваться в СМИ. Постепенно сформировались тарифы, которые приводили в шок и тех, кому они озвучивались, и обычных граждан. Как такое возможно? За работу медсестрой 200-400 долларов, операционной медсестрой – 500 баксов, врачом – 3-5 тысяч. Даже нянечкам и санитаркам предлагали платить по одной-две тысячи гривен. За что? За тяжелый труд и копеечную зарплату? Где взять такие деньги и как их «отбить»? Ответ мы все уже знаем: нищие больные «дофинансировали» нищих медиков, чтобы те могли платить чиновникам от медицины.

Потом ситуация начала резко меняться. Медики нестройными рядами двинулись на Запад, научились подтверждать дипломы и доказывать свой профессиональный уровень. В Украине их временно подменили пенсионеры. Временно – потому что возраст брал свое, хотя 80-летний доктор теперь никого не удивляет своей профпригодностью. Затем война на востоке и пандемия коронавируса. Тут уж со специалистами стало совсем плохо. Казалось бы, какие взятки, когда такой дефицит кадров? Особенно тех, кто и на войне, и в инфекционных отделениях каждый день рискуют жизнью. Но нет – коррозия совести оказалась неистребимой…

На минувшей неделе в Кропивницком был задержан начальник отдела кадров департамента охраны здоровья Кировоградской облгосадминистрации непосредственно при получении взятки в размере 500 долларов. Все задокументировано полицией. Более того, по нашей информации, речь может идти о многократном получении взяток чиновником под обещание решить вопрос трудоустройства выпускников вузов и специалистов в медицинских учреждениях области. Видимо, и «решал», раз к нему шли.

Мы в редакции «УЦ» знаем фамилии «героев» этой истории. Ничего удивительного – в нашем небольшом городе утаить такое невозможно. И все же не будем спешить, дождемся суда. Оба они уже наказаны – и кадровик с 30-летним стажем работы, и потенциальный медик, резко пожелавший вернуться в профессию эпидемиолога после 10-летнего перерыва. Но есть пару нюансов, отметить которые необходимо.

Расследования такого рода очень редко становятся достоянием общественности. Как правило, чиновники от медицины по-тихому все улаживают с чиновниками от полиции. Одним не хочется пачкать парадный белый халат, другим надо лечиться самим и лечить своих близких. Ситуация некрасивая, но вполне объяснимая. На сей раз все пошло не так.

Позволю себе предположить, что если бы не бурная реакция главы ОГА Андрея Назаренко, опубликовавшего в «Фейсбуке» эмоциональный пост, то все разбирательство спустили бы на тормозах. Кадровика без почета отправили бы на пенсию, а неудачливого медика – от греха куда подальше. Реакция власти в данном случае весьма показательна, особенно на фоне деятельности предыдущего губернатора, который попытался выстроить целую систему мздоимства, обложив данью всех и вся, включая даже театр.

Еще бы 2-3 таких прецедента, и не нужно ждать каких-то новых законов от Верховной Рады – местные любители легких денег сами затаятся. И в медицине, и в образовании, и в коммунальной сфере. Они никуда не исчезнут, пора перестать на это надеяться, коррупция живет и процветает во всем мире. Сдержать ее может только страх переезда из теплого кабинета в холодную камеру.

Эта история действительно обыкновенная, а тема коррупции в Украине заезжена так, что впору делать «рыбу» стандартной статьи с пробелами вместо фамилий, должностей и сумм взяток с указанием «вписать нужное». Но что-то в ней цепляет за душу, и так хочется изменить классическую формулу Жванецкого – вместо того, чтобы в очередной раз подумать: «Что же они, суки, делают?!» хоть раз крикнуть: «Что же вы, суки, делаете?!».