Десна десять лет спустя

14:21
3441
views

Первый сплав по Десне учитель и публицист Сергей Колесник со товарищи совершил десять лет назад. За прошедшее десятилетие были другие реки, но в этом году они решили снова «проведать» Десну. Черниговщина и на сей раз произвела на путешественников яркие впечатления.

Их было четверо: Анатолий Саламаха, учитель школы №38, Сергей Полулях, учитель гимназии №9, уроженец Кировоградщины Федор Рутта, живущий в Мене, и собственно Сергей Колесник. Федор встретил друзей в Мене, оттуда «бусиком» их перевезли в Гремяч Новгород-Северского района, самый северный населенный пункт Украины, за которым – граница с РФ. Сначала шли по реке Судость, вдоль границы. Затем – по Десне.

«Судость – река чистейшей воды. Видимо, на Брянщине, где ее исток, нет заводов, которые загрязняли бы реку. И рыбы здесь много», – рассказал Сергей. Люди, живущие в селах, расположенных вдоль Судости, говорят на смешанном языке – русский с белорусским. Путешественники с ними общались. Отношение – лишь бы ты не был бандитом. Если ты пришел с открытыми руками – так тебя и принимают. Если держишь камень за пазухой – ответят тем же.

Двенадцать дней и ночей, почти триста километров пути. Днем гребли (были на двух лодках), ночью на берегу ставили палатки, разжигали костер, готовили еду. Местные не советовали идти по реке ночью. Десна живет своей, ночной, жизнью: браконьеры, рыбнадзор… Правда, однажды днем пришлось прервать сплав.

«У нас был тяжелый день, выбились из сил, – рассказал Сергей Колесник. – На Десне, как и на других реках, которые разливаются, населенные пункты расположены далеко от берега. По карте видно, что есть, но наличие села можно определить по гусям, плавающим в реке, или по пасущимся коровам. Вдруг мы увидели беседку – добротную, дорогую. Подошли к ней, там отдыхала компания мужчин из числа состоятельных украинцев. Пригласили нас к столу, угостили ухой, шашлыком. Спросили, кто мы, что мы, зачем мы здесь, на Черниговщине.

Я рассказал, что десять лет назад был здесь, познакомился с сотрудниками музея Довженко, все эти годы пересылал им книги, периодику, писал письма о Кировоградщине. Что здесь я познакомился с черниговским народным художником – резчиком по дереву Семенцовым, который показал мне Рыхловский монастырь. Много еще интересного, увиденного здесь, я им поведал. И один из отдыхающих мужчин на все это ответил: “Надо же, я родился в Чернигове, а такого не знаю”… Кстати, они дали нам с собой ящик продуктов».

Десна за десять лет очень изменилась. Причем не в лучшую сторону. В воде – старые сломанные деревья. Уже нет путевых знаков. Песчаные косы уничтожены – на­двигаются джунгли. Заметно уменьшилось количество рыбаков. Нет разлива реки. Когда она наполняется водой вследствие дождей и паводков, выходит из берегов. Поэтому люди ставили хаты далеко от нее. Десна, как известно, течет к Днепру. На месте соединения рек – Киевское водохранилище, на берегах которого толстосумы построили дачи с пирсами, практически из окон рыбу ловят. «Эти люди командуют нашей жизнью, жизнью Днепра, водохранилища и Десны. Когда река начинает нести свои воды, они дают команду открыть шлюзы на дамбе и спустить воду, чтоб спасти свои особняки. А река страдает. Исчезли старицы. Карты минувших лет полностью лживые», – заметил с горечью Сергей.

«Проплывали мы мимо огромного особняка, – рассказал путешественник. – Видели его десять лет назад, и тогда спрашивали у одного из рыбаков, кто его построил. Он сказал, что не знает. В этот раз тоже спросили, ответ такой же. А потом нам рассказали, что хозяин особняка запретил людям рассказывать, кто он. С тех пор молчат. Еще рассказали, что, когда начали строить, у людей выкупали хаты, чтоб освободить землю. Все продали и уехали. А две старушки – глухонемые сестры – не ушли. Им отключили свет, бульдозерами насыпали на хату землю с кореньями. Хата просела, а сестры остались. Вот она, любовь к родной земле. Вот они, корни».

Четверых путешественников объединяла цель пройти по Десне. Но, кроме того, у каждого был свой интерес. Например, Полуляху-географу были интересны срезы скал, растительность берегов. А Колесник в музеях Мезина и Сосницы прочитал лекции о Маланюке. Спонтанно получилось: сотрудники музея позвали кого-то, поговорили, обменялись знаниями, послушали Колесника.

Сплав был «экологически чистым». Друзья всегда спрашивали, можно ли сделать стоянку. После себя даже пробки от баклажки не оставляли. «Главный наш принцип – чтобы потом ты мог честно вернуться на это место. А люди много мусора оставляют. С чего начинать Украину? С нас начинать!» – уверен Сергей.

Конечной точкой путешествия был поселок Макошино Менского района. Там находится менская, «красная», колония – для сотрудников правоохранительных органов. Посмотрели на нее. Из Мены поехали в Чернигов, где встретились с земляком – Дмитрием Ивановым, главным редактором газеты «Гарт». Дмитрий Иосифович был рад встрече и не без гордости сказал: «Кіровоградщина мене не забуває»…

Сергей Колесник заметил, что десять лет назад целью сплава было дойти до Чернигова. В этом году «было идти просто в кайф». Весла еще не высохли, а друзья уже строят планы на следующий год: пройти по Сейму от Конотопа. Ждем впечатлений.

Previous articleЕсли все вместе
Next articleКартинки с линии фронта
Заступниця головного редактора «УЦ». Родом з Донбасу, з шахтарської родини. Кіровоградщина - історична батьківщина. З вчителюванням не склалося, з журналістикою «потоваришували». Люблю і вмію слухати мудрих людей. І писати про них.
SHARE