Друг, каких мало

13:10
1936
views

«Это – мальтийская болонка по кличке Миша, – рассказывает наш собеседник, показывая фотографию милейшего пушистого белого создания. – Он – звезда нашего клуба, так как на соревнованиях по спортивноприкладной дрессировке служебных собак чуть было не обошел лидера – немецкую овчарку Алмаза из Черкасс. Миша занял второе место, отстав от лидера всего на один балл».

Наш собеседник – Николай Климович Палий, руководитель областной организации служебного собаководства, вошедшей в ГО «Товарищество содействия обороне Украины» (или сокращенно ТСО). Организация родилась на обломках некогда мощной структуры, носившей известную аббревиатуру ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. В его многочисленных подразделениях старшеклассники осваивали азы профессий, в которых нуждалась советская военная машина. Кроме курсов вождения, полевой медицины, ориентирования и так далее, в нее входил клуб кинологов. Эти люди были и остаются неисправимыми оптимистами и энтузиастами, поскольку в кардинально изменившихся реалиях (прежде всего при практически полном прекращении финансирования) умудрились сохранить наработки ДОСААФ в Кропивницком. В большинстве других украинских городов эти организации исчезли совсем.

Николай Климович также является профессиональным кинологом и судьей международного класса по служебным породам собак. Практически все выставки и соревнования собак, проходящие в Кировоградской области, были либо непосредственно организованы им, либо при его участии. В частности, Клуб служебного собаководства стал соорганизатором последнего всеукраинского конкурса собаководов, прошедшего в Киеве. Мало того, кировоградские участники соревнований заняли почти все призовые места, и среди них – стаффордширский терьер Кип, владельцем которого является известный врач-онколог Юрий Скородумов.

О чем мы говорили с главным кинологом области? Животрепещущих тем, касающихся собак, более чем достаточно – начиная от азов дрессировки домашнего питомца и заканчивая политикой государства.

 

Немного истории

– Официально клуб собаководства был создан командой энтузиастов в 1967 году, но само служебное собаководство зародилось намного раньше, – рассказывает Николай Климович. – Во времена Российской империи Общества любителей собак Императорского двора были созданы в крупных украинских городах – Харькове, Одессе, Киеве. В этих обществах тренировали служебных и охотничьих собак для нужд армии, полиции и так далее. При советской власти собаководство также интенсивно развивалось, но происходило это в основном в профессиональных питомниках. Во время Второй мировой войны использовались тысячи собак, причем часто порода не имела значения. Собаки-санитары спасли сотни человеческих жизней, доставляя медикаменты на поле боя и вытаскивая раненых, небольших собак использовали для установления связи между подразделениями. Были и собаки-смертники, которых тренировали с целью взрывать вражеские танки. Но это далеко не единственная война, в которой работали собаки. В Афганистане по завершении военных действий работали сотни миноразыскных собак. Они помогали разминировать поля, усеянные бескорпусными минами, – металлоискателем их найти невозможно. Часто собаки при этом подрывались и погибали, но они таким образом спасали людей. Сейчас роль собаки на войне осталась такой же важной, несмотря на все современные технические новшества. Даже самый точный прибор не работает без человека, а человек непредсказуем, может отвлечься, заснуть. Собака благодаря своему чутью готова работать 24 часа в сутки, и ее, в отличие от человека, обмануть невозможно. На момент развала Союза клуб был очень серьезной организацией, в которой тренировали более 20 пород, воспитанники клуба служили со своими собаками в пограничных, внутренних войсках, уголовном розыске. Организация имела мощную финансовую поддержку от государства. Но после распада СССР эта поддержка исчезла, и клуб все это время, до сегодняшнего дня, существует благодаря энтузиазму своих воспитанников. Да, государство о нас подзабыло, но животные и их хозяева, их любовь остались. И эти вещи при любом строе, при любых обстоятельствах останутся неизменными.

 

Социализация для четвероногих

История болонки Миши знакова сразу в нескольких аспектах. Первый: в нашей стране не принято дрессировать мелких декоративных собак, из-за чего многие из них имеют дурной характер и считаются либо глупыми, либо вовсе необу­чаемыми. Это мнение ошибочно. Второй аспект более интересен: Миша никогда не прошел бы курс дрессуры, если бы ему не предстояло уехать вместе со своей хозяйкой в Канаду. А там к поведению собак выдвигаются очень жесткие требования, и за их невыполнение хозяину светят трехзначные суммы штрафов. Еще более высокие штрафы выписываются за жестокое обращение с животным, коим считается распространенное у нас содержание собак на цепи. И то, и другое – элементы культуры, пока чуждые украинцу. Из-за этого и возникают многие конфликты и проблемы.

– В СССР любой, кто хотел завести породистую собаку, должен был пройти 32-часовой курс лекций и получить удостоверение собаковода-любителя, – рассказывает Николай Палий. – В законопроекте о нормах содержания животных, появившемся в прошлом году, есть очень, на мой взгляд, здравая инициатива: человек, желающий иметь собаку, должен пройти экспертизу у психиатра и получить справку об отсутствии отклонений, какая сейчас нужна тем, кто хочет водить автомобиль. А на определенные породы собак я бы вообще вводил специальное разрешение, как на владение оружием. Потому что, например, питбультерьер – самое настоящее живое оружие. Сегодня же каждый желающий может завести любую собаку, не зная ни особенностей породы, ни азов обращения с ней. Заканчивается это печально прежде всего для собаки. Мне неоднократно доводилось видеть охотничьих собак, целый день привязанных к батарее, потому что у хозяина нет времени ежедневно гулять с ней по три-четыре часа, и переизбыток энергии пес устраняет, портя вещи и мебель. Сейчас модно заводить полярные породы – хаски, аляскинские маламуты, лайки. Все они нуждаются в физических нагрузках и большом жизненном пространстве. Десять лет назад была другая крайность – люди массово заводили бойцовских собак.

В собаках интересно то, что порода во многом определяет характер и наклонности животного, однако не является решающим фактором. При правильной дрессировке собаку любой породы можно обучить новым для нее навыкам – даже чуждым породе. Из бультерьера выходит замечательная и очень терпеливая нянька, спаниель может превратиться в бдительного сторожа, а лабрадор способен задержать преступника не хуже немецкой овчарки.

 

У нас нет войны?

К огромному сожалению, аннексия Крыма Россией и разгоревшиеся с ее «братской» помощью боевые действия на Донбассе никак не повлияли на государственную политику по части внимания к молодежным патриотическим объединениям, продолжающим традиции ДОСААФ.

– Нас приравняли к коммерческим организациям и заставили платить арендную плату за землю, на которой расположены тренировочные площадки ТСО, – отмечает Палий. – От многого пришлось отказаться – например, от автодрома на Новониколаевке. Сейчас мы ведем борьбу за помещение учебного тира на Валах. К счастью, собак пока есть где тренировать.

Подобная политика привела к тому, что в других областных центрах отделения ДОСААФ закрылись совсем. Для этих городов речь идет уже не о поддержании, а о возрождении традиций. И кое-где это стало возможным.

– Разработанный нашим ТСО устав был принят как базовый для всех остальных ТСО по Украине, – говорит Палий. – Сейчас организацию пытаются создать в Полтаве. Энтузиазм у полтавчан есть, а значит, все у них получится. Со своей стороны я готов всячески помогать им и как кинолог и судья, и как организатор соревнований.

На самом деле, как утверждает Николай Климович, расходы на клуб собаководства невелики: необходима прежде всего поддержка в организации соревнований и помощь в перевозке их участников. Нужно сказать, что поездка в другой город с собакой – целый квест, по украинским законам, в поезде владелец собаки должен выкупить все купе, а в рейсовом автобусе перевозить питомца и вовсе нельзя.

 

Бонус: собака Райковича

Часть вины за недостаточное внимание к инициативам кинологов и других энтузиастов из ТСО лежит и на журналистах. Например, в мае в Кропивницком, на стадионе АРЗ, состоялась международная выставка собак служебных пород с участием судей из Германии. На нее были приглашены корреспонденты всех изданий, но никто интереса не проявил.

– Все журналисты в тот день были на соревновании между двумя школами за денежный приз, – улыбаясь, сказал Николай Климович. – Хотя эти два события по уровню несопоставимы. Слушайте, а если бы мы сказали, что в соревнованиях участвует собака Райковича, журналисты пришли бы?

Собака действующего мэра Кропивницкого действительно участвовала в той выставке. Андрей Павлович держит английского мастифа – серьезная и благородная порода. Правда, о том, какое место занял питомец мэра, Николай Климович нам не сказал.