Израиль аграрный, гостеприимный, ароматный

14:32
2498
views

Путешествовать – это приятно. Учиться – это полезно. Совмещать путешествие с учебой – двойное удовольствие и польза. Валерия Фурманова, недавно назначенная заместителем директора департамента агропромышленного развития Кировоградской облгосадминистрации, вернулась из Израиля, где в течение трех недель участвовала в программе МАШАВ.

МАШАВ – израильское агентство международного сотрудничества в целях развития при Министерстве иностранных дел Государства Израиль. Когда Валерия узнала о наборе группы, решила подать заявку. Прошла жесткий отбор и оказалась в числе участников программы. Из Украины было два человека, а всего – 22 участника из 19-ти стран.

Курс был посвящен аграрному бизнесу и укреплению роли женщины, работающей на сельской территории. Первая часть курса проходила в Хайфе, в международном тренинговом центре имени Голды Меир. В ходе лекций и рабочих поездок изучали вопросы бизнеса. Вторая часть – в центре МАТС, где уже рассматривались вопросы сельского хозяйства и агротуризма.

Валерия вернулась вдохновленной, полной впечатлений и готовой все услышанное и увиденное воплощать в своей профессиональной деятельности. Мы попросили ее поделиться с читателями «УЦ» воспоминаниями о самых ярких моментах пребывания в Израиле. Получилось замечательно и занимательно.

Агробизнес в пустыне

– Конечно, поразило все увиденное. На первый взгляд кажется, что все просто. Уже к середине курса стало понятно, что за этой простотой стоят технологии и огромный труд. Как сказала одна женщина, «только еврейские мозги». Если спросить фермера, как он достиг определенного результата, он расскажет. Но он и скажет, что все просто: взял кредит, купил, посадил, вырастил.

Например, мы были в питомнике, где выращивают манго. Все – на капельном орошении. Стоит насос, который питается электроэнергией от солнечной батареи. Он подсоединен к компьютеру, который с помощью специальной программы обеспечивает растения водой и удобрениями. Хозяин этого питомника говорил: «Да тут все просто, ничего необычного». Потом мы узнали, что любой фермер может обратиться за советом в Министерство сельского хозяйства и получить бесплатную консультацию. Представители министерства приедут на место, возьмут пробы грунта, исследуют и дадут конкретные рекомендации по поводу выращивания определенных культур. За этим – годы изучений, накопленный опыт.

Мы были в нескольких местах, где выращивают клубнику. Одно из них – теплицы в пустыне. Технология посадки клубники у них называется «ровная спина». Понимаете, почему такое название? К потолку подвешены картонные коробочки с грунтом, в которых высажены кусты ягод. Собирают плоды не наклоняясь, с ровной спиной. Их, свисающие из ящиков, просто обрывают. Потом коробочки меняют, высаживают новую клубнику, и она у них круглый год. Кусты также капельно орошаются и удобряются, если надо.

Возили нас и на животноводческие фермы. С коровами тоже все «просто»: 35 литров молока, трижды в день дойка. В одном из кибуцев нам рассказали, как делают кошерное молоко. Это происходит перед еврейской Пасхой. За неделю до начала празднования коров перестают кормить комбинированными кормами и переводят на пшеницу, выращенную в Израиле. Они теряют в весе, у них снижаются надои, но через неделю получается кошерное молоко, которое пьют на Пасху. Затем коров переводят в обычный режим вскармливания, и они восстанавливаются.

Были мы и на козьей ферме. Но человек держит коз не для того, чтобы на них зарабатывать, хотя это тоже бизнес – козий сыр, который продается в его собственном ресторане. Козочки чистенькие, ласковые, с ними можно поиграть, и они привлекают туристов.

В Израиле выращивают все. Они настолько рационально используют каждый сантиметр территории… Чтоб сэкономить площадь, там развита система вертикального роста растений. Специальная стена, немного под уклоном, на ней рядами растет, например, рис. И эта стена вращается за солнцем столько, сколько солнечного света необходимо этому растению. Это рассчитано научным методом. Таким способом выращивают разные травы, зелень. В теплице, где выращивают помидоры, расположены деревянные стойки, на которых растет сортов десять мяты и чабреца.

Мы видели, как растут нишевые культуры. Один из фермеров выращивает… одуванчики. Он объяснил, что отправляет их на экспорт, во Францию, где растение добавляют в салаты.

Нам показали культуру, которой у нас нет, - саликорнию. Она вбирает в себя из почвы соль и на вкус соленая. Ее кладут в салаты, чтобы не добавлять соль, или подают в виде гарнира. Здесь и ее выращивают. А еще они, оказывается, для того, чтобы картофель дольше хранился и не пускал ростки, обрабатывают клубни мятным маслом.

В министерстве нам рассказали, как создали генетический банк всего, что производится в Израиле. В мире есть аналоги, но здесь создан свой, внутренний. Израильтяне активно исследуют проблему изменения климата, к 2070 году Израиль попадает в разряд стран риска. Если вдруг что-то случится, погибнет все вокруг, а они смогут восстановить растениеводство.

Помидоры, картофель, мандарины, пшеница… Израиль обеспечивает себя продуктами на девяносто пять процентов. Очень развито выращивание авокадо. С этим связан такой интересный нюанс: женские и мужские деревья цветут в разное время, поэтому для опыления очень важны пчелы. Наши пасечники получают прибыль от продажи меда, а израильские – за счет услуг опыления. В нужное время в нужное место по предварительной заявке привозят ульи, и это основной заработок пчеловодов.

А еще там очень мало воды. Мы были в компании, которая является самым крупным в мире провайдером мелиоративных систем. Они разрабатывают, внедряют, предоставляют техническое обслуживание. Эксперт на одной из лекций сказала, что израильтяне кормят свои растения из чайной ложки. Четко рассчитано, сколько должна получать корневая система культуры, к ней подведена трубочка, и нужное количество воды будет туда, под корешок, подано.

Существует два источника воды. Для питья используют воду Средиземного моря, опресняют ее и очищают. Для нужд сельского хозяйства берут канализационную воду, которая подверглась нескольким степеням очистки, одна из которых – триста метров через песок. Она подходит под все стандарты и нормы. А вода из крана – чистая, ее можно пить.

В сельском хозяйстве Израиля очень высоко оплачивается труд. Чтобы снизить затратную часть, они используют различные технологии. Из всех работников Израиля всего два процента заняты в сельском хозяйстве. Вообще в стране минимальная зарплата -1200 долларов. Для нормальной жизни там это ничто.

Израильские фермеры ничем не отличаются от людей, занятых в других профессиях, они не ездят на дорогих автомобилях. Сельскохозяйственный труд – это реально очень тяжело и ответственно. Нужно постоянно следить за технологиями. Они все прекрасно говорят на английском языке. У них нет дотаций от государства, но оно предоставляет услуги, в том числе экспертные. В Министерстве сельского хозяйства нам объяснили, что система сотрудничества с сельхозпроизводителями представляет собой равносторонний треугольник: министерство – исследования – фермер. Это помогает чиновникам не быть оторванными от земли: если фермер о чем-то сообщает, просит помощи, значит, такая проблема существует. Все, что там делается, настолько стабильно, что стоимость некоторых продуктов размещена прямо на упаковке, а не на ценнике.

Что касается сельскохозяйственной техники, то я после посещения нашего «АгроЭкспо» ожидала увидеть там высокотехнологичные, супермощные, почти космические агрегаты. Нет, все, опять же, достаточно просто. John Deere, причем не самые дорогие. Им хватает. Но у них же нет и огромных полей. Мы много перемещались, побывали в центре государства, объехали весь север, и было несколько выездов в пустыню ближе к югу.

Страны для участия в программе были подобраны не случайно. В Украине, например, 53 процента сельского населения составляют женщины, и существует проблема с их занятостью. Так же и в Армении, Казахстане, Азербайджане, Уганде. Шестьдесят процентов нашей группы составляли представители Африки. В африканских странах имеет место еще и дискриминация женщин, много проблем, связанных с их обучением, мотивацией, занятостью. Девочка из Ганы рассказывала, что у них в глубинке женщин и детей используют в качестве рабсилы.

Программа нашего пребывания и обучения была очень сбалансированной. Кроме демонстрации хозяйств, лекций, нас разделили на группы, в которых мы работали. Я была в группе, состоящей из трех человек: кроме меня, – колумбийка и парень из Камеруна. Мы писали проект по производству гранулированной памелы – заменителя сахара. Темы у групп были разные, но проект обязательно должен был заключать бизнес-составляющую, сельскохозяйственную и гендерную – участие женщин. Не могу сказать, что мы писали что-то уникальное, но мы научились видеть проблему и решать ее с помощью определенной модели, которую нам, собственно, демонстрировали в течение трех недель.

Сейчас в департаменте мы работаем над программой развития агропромышленного комплекса Кировоградской области на 2018-2023 годы. Проектный подход к решению проблемы, который я переняла в Израиле, мы уже используем в своей работе. В принципе и на практике мы можем реализовать все, что нам показали. Если это реально в Израиле без земли и без воды, то у нас тем более. Главное – желание и маркетинг.

Аттракция и коты

– Когда у нас в жизни происходит какое-то событие, мы его в течение долгого периода обсуждаем, вспоминаем, перевариваем. Там же у нас был калейдоскоп событий. Ежедневно что-то новое, яркое, впечатляющее. Нас возили на Мертвое море, в Иерусалим. Это общая культурная программа, без которой не может обойтись приезд в Израиль.

Удивило то, что нам в наше свободное время предоставляли свободу перемещения. Сказали, что мы можем делать все, что хотим, но, если нас не затруднит, преду­преждать, если захотим куда-то отъехать. К тому же Шабат – это Шабат, в этот день с нами никто не возился. Я проведала свою одноклассницу, кто-то тоже нашел знакомых.

Можно было самостоятельно сесть в автобус и поехать, куда захочешь. Другое дело, что дорого. Для сравнения: баночка пива в магазине по акции стоит 6,5 шекеля. Чтобы перевести в гривни, нужно умножить на 7,40. Нас с моей землячкой эта случайная цифра очень повеселила.

Для нас там все дорого, хотя не могу сказать, что израильтяне сорят деньгами. Они вынуждены работать, тянуться, потому что, к примеру, детские сады там платные, поскольку частные.

В День независимости мы были в Хайфе на концерте. Там интересно с праздниками: все они религиозные, а государственный – День независимости. Официально его отмечают 1 мая, но праздновать все начинают накануне вечером. Работают до обеда, вечером веселятся, отрываются, завтра, в выходной, набираются сил, чтобы потом пойти на работу. Точно так же и Шабат, который начинается в пятницу вечером.

Кстати, о Шабате. В одном из кибуцев мы видели шабесогоев – неевреев, специально нанятых для работы в субботу. Вообще для нас странно видеть оставленные машины, закрытые магазины, даже поезда не ходят. А выходной у них только один в неделю. В воскресенье все на работе. Даже в субботу вечером, когда садится солнце, можно увидеть, как открываются кафе и магазины.

В День независимости мы пошли в парк на концерт. Сцена внизу, зрители – на холме, видимость прекрасная. И потрясающая акустика, мощная аппаратура, все так профессионально. Это были местные рок-коллективы. Мы все влюбились в певицу, которая исполняла хиты «Нирваны», Бейонсе и другие в израильско-восточной обработке. Известные слова и мелодии плюс местный колорит. Это было настолько круто! В перерывах, когда музыканты менялись, была дискотека, люди танцевали.

В Израиле очень много уличных котов. Они все египетской породы, с вытянутыми мордочками. Их никто не обижает, не прогоняют, кормят и поят. Ветврачи их бесплатно стерилизуют. Дело в том, что в Израиле очень много змей. Если змея кусает собаку, та умирает, не дожив до клиники. А у котов реакция быстрее, чем у змеи, они первыми успевают на нее напасть. А еще израильские коты «говорящие». Если ты к ним обращаешься, они обязательно что-то отвечают. Тем, кто любит котов, непременно нужно ехать в Израиль.

Иногда по утрам я бегала по Хайфе. Там классно для спортсменов: горы, холмы, хорошая кардионагрузка. Бегают очень много людей и утром, и вечером. Я выходила в шесть, а город просыпается рано – в пять. Рабочий день у многих израильтян начинается в семь часов.

Я привезла оттуда слово «аттракция». Буквальное значение – привлечение, притяжение внимания. Если заходишь в кафе, тебе не просто предложат меню, а хозяин позаботится об аттракции, о привлечении внимания. Должна быть «фишка» – какая-то скульптура, надпись на стене. Это используется и в бизнесе, и в агротуризме. Если фермер хочет, чтобы именно к нему приезжали попить вино его производства, бокалы поставят не просто на столик, это будет какой-то погребок.

На козьей ферме хозяйка выставила в магазине много старых вещей, снятых, наверное, с чердака. Это выглядит так колоритно, люди с большим интересом это все разглядывают и трогают.

Очень здоровая пища. Мало мест, где подают колбасу. В основном натуральное мясо – курятина и баранина. Практически во всех кафе есть столики «экстра». Ты заказываешь салат, тебе подают, и ты можешь подойти к этому столику и добавить себе зелени, сколько захочется. Кофе берешь – на столике сахар, молоко. Порции, кстати, там очень большие. И все очень вкусно. Вся наша группа, все девятнадцать человек поправились. И это мы там пробыли только три недели. За нами заехала франкоязычная группа на 55 дней. Когда мы с ними прощались, наставляли их: крепитесь, ребята, здесь так вкусно кормят.

Надеюсь, до встречи!

– Мы задавали вопрос, зачем Израиль тратит такие колоссальные деньги на образовательные программы. Нам объяснили, что учить, делиться опытом – это принцип их жизни. Основная задача – научить даже самого отстающего ученика. У них общеобразовательная система построена так, что успешный ученик подтягивает отстающего.

И у них нет секретов. Все, о чем мы просили, нам рассказывали и показывали. Думаю, что, если бы мы попросили открыть бухгалтерские документы, они бы это без труда сделали. Они так воспитаны. У нас бизнес – это жесткая конкуренция. Их конкуренция мотивирует к развитию.

Кроме МАШАВ, есть другие программы. Плюс израильтяне много ездят по странам и проводят семинары. И делают это бесплатно, потому что на основном месте работы они получают зарплату. Все, больше им ничего не надо, и никто дополнительно платить не будет.

Интересен опыт интернационального общения. Работая в группе с представителями других стран, проявляешь толерантность, ведь ты не знаешь, как, к примеру, камерунец отреагирует на твои шутки. Объективно оцениваешь то, что ты говоришь и делаешь. И это был хороший языковой опыт, ведь у ребят из африканских стран английский – второй государственный.

Абсолютно все, кто узнавал, что я из Украины, спрашивали, как здесь у нас. Российская пропаганда, конечно, свое дело делает. Там же нет украинских каналов. Парень из Казахстана вполне серьезно спросил, не побьют ли его, если он приедет в Украину. Я сказала, что только обрадуются. И многие, кстати, боятся ехать. Но зато об Украине знают все.

Я в один из дней презентовала группе свою деятельность, связанную с сельским хозяйством. (Желающим предоставляли такую возможность.) Когда я озвучила минимальную зарплату – 118 долларов – меня пытались поправить, говорили, что я ноль не дописала. Я говорила, что так и есть, и потом мне все сочувствовали.

Все, кто нас обучал, дали нам свои контакты. Если я вдруг решу выращивать манго, я свяжусь со специалистом из Израиля, напишу, что являюсь выпускницей МАШАВ, и он меня бесплатно проконсультирует. По окончании курсов нам вручили значки, сертификаты. Теперь, если в Украине будут проводиться семинары, меня могут приглашать. А снова подать заявку на участие в программе я смогу только через десять лет.

В Израиле нельзя не купить религиозную символику, которую хочется и нужно привезти с собой. Свечи можно купить и здесь, но привезенные оттуда – особенные. И обязательно сладости. И сухофрукты. У нас такого свежего и вкусного нет.

Хочется побывать там еще. Весь Израиль пахнет. Это какой-то особенный аромат. Уже дома я открыла чемодан, а мои вещи пахнут по-особенному, по-восточному, по-израильски…