Не приживаются

12:59
5
2735
views
Войцех Бальчун

Чем не национальная идея –
осваивать свою страну, а не чужую?

М. М. Жванецкий.

Яресько, Саакашвили, Абромавичус, Бальцерович, Згуладзе, Деканоидзе, Сакварелидзе, Гайдар, Бальчун, Супрун… То ли «буржуазные специалисты», то ли «комиссары в пыльных шлемах»? И это еще не весь список! Не получилось ни у кого.

Вокруг каждого из иностранных легионеров постепенно разгорался конфликт, связанный, как правило, с отсутствием ожидаемых перемен в отрасли, которую им доверили. Согласитесь, трудно поверить в то, что в каком-то закулисном агентстве по отбору персонала специально для Украины проводили конкурсы среди идиотов и бездарей. Напротив, у всех «засланцев» – блестящие послужные списки и резюме. Может, в консерватории, то бишь в Украине, что-то не так?

Вспоминаю первые интервью легионеров, на момент вступления в должность – сплошь умники и умницы, толковые менеджеры и прирожденные реформаторы. А потом, буквально через пару месяцев, будто свежий огурец в бочку с давно прокисшими коллегами сунули. И все – приехали. Особенно это было заметно на редких пресс-конференциях: ответы путаные и не в тему, в глазах одно желание – скорее бы все закончилось.

Один из самых ярких примеров блеска и пустоты легионеров – деятельность экс-главы «Укрзалізниці» Войцеха Бальчуна. Успешный (в Польше!) топ-менеджер и талантливый рок-музыкант. Казалось бы, что еще Украине надо, чтобы влюбиться в него всей страной?

Начало, как для компании с оборотом в 30 млрд грн, было лихое: вагоны стали нумеровать не с хвоста или головы поезда, а с запада на восток. Но дальше – хуже: совершенным нонсенсом выглядели публичные свары с профильным министром Омеляном, который со свойственным молодежи задором обвинял Бальчуна во всех смертных грехах. Народ из сбивчивых и эмоциональных заявлений Омеляна понял только одно: рок-менеджер – обыкновенный прогульщик. Все остальные обвинения в сохранении коррупционных схем и проблемах с подвижным составом оценили лишь генпрокурор Юрий Луценко, который открыл сотню дел против чиновников из «Укрзалізниці», и вице-премьер по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе – она случайно воспользовалась железнодорожным транспортом и обнаружила (о, ужас!), что кондиционер в вагоне не работает.

В какую сумму обошлись Украине гастроли пана Войцеха, мы с вами вряд ли когда-нибудь узнаем. Ежемесячная зарплата в полмиллиона (!) гривен – это далеко не все. Дорогие командировки, корпоративные кредитные карточки, зарплаты и прочие расходы польской команды менеджеров… Одна надежда, что Бальчун не брал взятки и не «заносил» наверх. Хотя, думаю, в этом вопросе наверняка обошлись без него – использовали запасные пути.

Тех, кого поразила в самое сердце зарплата бывшего руководителя «Укрзалізниці», сразу «успокою»: нынешний глава «Укравтодора», тоже поляк, Славомир Новак получает с ежемесячными надбавками за непосильный труд более 700 тысяч грн. Так хочется попросить госпожу Климпуш-Цинцадзе проехать на «Ланосе» по дороге Кропивницкий-Николаев…

Мне всегда нравилась идея с приглашением классных зарубежных топ-менеджеров. Но, когда я вижу их в очереди на вылет из Борисполя, вспоминаю слова своего одесского друга о Саакашвили: «Вот посмотришь, Одесса его прожует и выплюнет. Не таких пережевывали». Легионеры могут советовать, решать локальные технические или организационные задачи, но Система им не по зубам. И нам она тоже не по силам – за двадцать пять лет не только разрушить, даже поцарапать не смогли. Похоже, так и будут наши власть имущие подворовывать и бороться с коррупцией. Параллельно.