Театральные перспективы Кропивницкого

14:05
3062
views

Буквально через месяц начнется очередной театральный сезон, и о том, что готовит своему зрителю местная труппа, нам рассказал главный режиссер театра им. Кропивницкого Евгений Курман.

– В этом году мы с директором театра Владимиром Владимировичем Ефимовым длительных планов не строили. Почему? Мы громко не разговариваем на эту тему, не кричим на каждом углу, но последовательно проводим театральную реформу, согласно законодательству. Мы действительно хотим реформировать театр, изменить его к лучшему – театр как институцию, а не конкретно наш коллектив. В прошлом году мы перешли на контракты: весь без исключения творческий коллектив, начиная с меня, подписал с директором контракт на один год, - рассказывает Евгений Васильевич. - Переподписание контракта через год будет осуществляться на основе открытого конкурса, как прописано в законодательстве. Об этом будет объявлено и в прессе, и на телевидении заблаговременно. Не будет ни административного «свавілля», ни сведения счетов – исключительно после проведения конкурса будут подписаны дифференцированные контракты: с разными статусами, разными категориями, разными сроками. Возможно, у нас появятся новые люди. Ведь сейчас у нас нет ни одной свободной ставки. Поэтому, пока мы не увидим окончательную, так сказать, конфигурацию нашего театра, строить далекоидущие планы мы не можем и не хотим. Этот процесс закончится в декабре, и мы будем разрабатывать новую тактику.

Стратегия же у нас остается прежней – это качественный демократический репертуар, привлечение публики, которой много никогда не бывает. А еще мы хотим, чтобы наш театр любили – и не просто приходили на спектакли. Ведь, когда любишь, то переживаешь за объект своей любви, помогаешь ему… И такую любовь надо заслужить.

Как бы то ни было, мы продолжаем работу и до Нового года подарим зрителям наши очередные премьеры. Мы параллельно работаем над несколькими спектаклями. Во-первых, восстанавливаем «Хозяина» Карпенко-Карого для участия в «Кропивницкий-фест». Понятно, что, если фестиваль пришел в город, на нашу площадку, участие нашего коллектива само собой разумеется. При выборе материала для фестиваля этот спектакль стал самым актуальным – он совершенно вне времени. Мы на репетициях определили для себя, что страна опять в опасности, и поэтому спектакль возрождается.

Параллельно мы готовим выездную редакцию «Позиченого чоловіка». Не везде есть движущийся круг на сцене, не все площадки приспособлены к такому действу. А другая редакция – это, по сути, другой спектакль.

Продолжаем выпуск «Дуэньи» Шеридана. Мы с Владимиром Ефимовым, и я очень благодарен ему, его инициативе, решили не спешить. Этот спектакль должен выйти обутым, одетым, сыгранным. Это мюзикл, а в нем все должно быть притерто, должно сочетаться, играть, как музыкальная шкатулка. Где-то на конец октября – начало ноября мы назначим премьеру.

На малой сцене идет работа над спектаклем «Четыре жены одного Ивана» по мотивам пьесы уже, к сожалению, умершего драматурга из Бурятии Флорида Булякова. Там занят наш старший состав: Валентина Ивановна Литвиненко, Евгения Ивановна Миронович, Виктория Петровна Майстренко, Елена Владимировна Короленко и Игорь Владимирович Тарнавский. Этот проект имеет несколько метафизические свойства, я буду склонять актеров к более философской игре, чем к реалистической…

Не оставим мы без внимания и наших юных зрителей и порадуем их не только нашей традиционной новогодней программой, но и подарим новую сказку. Мы готовим «Золушку».

– Сезон традиционно начинается с театрального праздника – «Вересневих самоцвітів». Кто приедет к нам в гости?

– В этом году фестиваль начнется 26 сентября. Как известно, 27 октября исполняется 135 лет основания профессионального театра. Для нас с Владимиром Ефимовым это тоже серьезная дата – 5 лет нашей работы в театре им. Кропивницкого. И мы запланировали сделать некий театральный концерт, программу, подводящую некоторые итоги, состоящую из отрывков из спектаклей, монологов, представления актеров – своеобразный портрет театра, представляющий нашу работу, нашу труппу. Основу ее мы покажем на «Самоцветах», она называется «Ми – кропивничани!».

Что до гостей фестиваля, то их будет много. К нам едет Ровно. Давно они у нас не были, последние пять лет – так точно. Хочу сказать, что таких больших музыкальных спектаклей, как у нас, в нашем театре, в Украине почти нет. Это сложно, это очень затратно, поэтому практически никто этого и не делает. Но вот в ровенском театре тоже появился мюзикл, и они едут к нам большим составом – 77 человек – с «Белой вороной», рок-оперой Юрия Рыбчинского и Геннадия Татарченко. 27 сентября приезжает из Запорожья театр Магара – коллектив, с которым мы хотели бы подружиться и завязать отношения, театр очень известный. Они покажут «Замовляю любов» Татьяны Иващенко.

В третий день фестиваля на малой сцене театра – спектакль «Хочу в Париж!». Киевский театр «Сузір’я» сам «пригласился» на фестиваль. Мы выступали у них, Алексей Кужельный, руководитель этой театральной мастерской, пригласил нас со спектаклем «АРТ». «Хочу в Париж!» – это моноспектакль по книге Михаила Веллера, прекрасно пишущего о городах, то есть это театрализация публицистики, что ли… Я сам очень хочу это посмотреть.

В этот же день вечером наши хорошие друзья – нежинский театр, - к которым мы уже не раз ездили, на большой сцене покажут свою последнюю премьеру. Они сейчас взяли линию остросоциальных спектаклей, актуальных именно сегодня, современных. В прошлом году мы смотрели «Останній гречкосій», заканчивающийся словами «Депутата на вили!», в этот раз будет «Безодня» Ореста Огородника, который сам ее и ставит.

Приезжает к нам киевский театр-кафе «Колесо». На малой сцене они покажут спектакль «У Києві, на Подолі… Або “Где вы сохнете белье?”». Это жанровая комедия уникального в своем роде театра – там очень маленькие сцены, и актеры зачастую играют просто между публикой, такой интерактивный спектакль получается, как общение с хорошими соседями… (Смеется.) Это тоже, так сказать, ответный визит после приглашения нас на их международный фестиваль в Театре на Подоле.

Еще одни наши друзья, с которыми мы теперь обмениваемся гастролями – винницкий театр, - привозит «Лісову пісню» Леси Украинки. Всегда очень интересно, как театр решается на постановку такого сложнейшего произведения, как им это удается. Причем мы с ними решили сделать необычную акцию: они покажут спектакль здесь, на нашей сцене, а на следующий день отрывок из него они сыграют на Хуторе «Надія», на природе, чтобы сам хутор стал естественной декорацией…

В субботу уже традиционно состоится праздник на Хуторе «Надія». Как всегда, будет сопутствующая программа, а затем на Театральном поле мы представим «Лісову пісню», а затем – «Ми – кропивничани!» с завершающим концертом. А в это время те, кто не поедет на хутор, могут встретиться с приглашенным нами автором и переводчиком из Израиля Марьяном Беленьким, который перевел нам нашу «Ктубу». На малой сцене театра он выступит со своим моноспектаклем «Чи є життя в Ізраїлі?», который он позиционировал как еврейский стендап с украинским акцентом. Он сам себя называет жидобандеровцем, очень эксцентричный, яркий, провокативный писатель. Должно быть интересно! Думаем, мы продолжим сотрудничество с ним. Ну а вечером состоится спектакль театра из Коломыи, куда мы очень успешно съездили на гастроли в этом году. «Дівка на видання, або На милування нема силування» Ивана Озаркевича – принципиальная для Западной Украины постановка, можно сказать, их аналог «Наталки Полтавки». Ну а закрывает фестиваль наша премьера – «Позичений чоловік», это будет третий его показ.

– Евгений Васильевич, буквально в двух словах о фестивале «Кропивницкий». Чего ожидать горожанам?

– У этого фестиваля совсем иная концепция. Если «Самоцветы» мы делаем всегда как некий праздник, то «Кропивницкий-фест» – скорее, мощная платформа, которая объединяет тенденции, проблемы, говорит о чем-то сложном, его смысл не в каком-то наслаждении, упоении и смотрении с удовольствием, это такой интеллектуально-психологический процесс, когда зритель приобщается к сложному эстетическому искусству. Кроме театральных спектаклей, будут концерты интересных музыкантов. Да и сами спектакли необычные. Кто в Кропивницком знает, что такое документальная драма? Здесь можно будет узнать. Благодаря этому фестивалю люди имеют возможность услышать такую музыку, что никто и не подозревал, что такое в Украине пишут. Это огромный образовательный проект к тому же.

– А пойдут ли люди? Не будут ли полупустые залы, учитывая полное отсутствие рекламы в городе?

– Должны, обязаны пойти! Если не пойдут – то они, простите, дураки.