Баттон с Фаустом, но без загадки

13:32
1335
views
Фото Павла Волошина, «УЦ»

Несмотря на то, что в программе фестиваля было немало по-настоящему интересных вещей, в большинстве своем привезенных сюда впервые, наибольший зрительский ажиотаж вызвал очередной приезд балета популярного хореографа, шевченковского лауреата Раду Поклитару.

Можно навскидку назвать немало возможных причин столь устойчивого рвения местной публики раз за разом наблюдать стабильно качественное танцевание артистов «Киев модерн-балета». Прошлым летом он был здесь со своей версией «Жизели», ранее – с двумя одноактными пьесами. И всегда собирал аншлаги.

Причина первая – это модно. Украино-молдавский хореограф давно стал узнаваемой телевизионной персоной, его постановки обласканы лестными эпитетами, со всевозможных авторитетных площадок людям говорят, что это хорошо. Во-вторых, Поклитару удалось создать труппу действительно профессионального уровня, и в нашем областном центре с его традициями, театром, «Пролиском», «Майдан’Sом» и прочая, прочая, объективно живет много людей, готовых снова и снова наблюдать ее работу взглядом человека вовлеченного – танцовщика, хореографа, режиссера…

Ну и, наконец, это просто – по сравнению со многими другими событиями фестиваля так точно. Здесь не нужно делать поправку на готовность или неготовность к восприятию непростого языка новаторского современного искусства. Люди хорошо танцуют контемп в хороших костюмах под вполне форматную академическую классику.

Ведь танец модерн, который стал «попадать в глаза» широкой украинской аудитории не так давно, в основном как раз благодаря телешоу, на самом деле – давно устоявшаяся парадигма с более чем столетней историей становления. И если сегодня в ней и возможно какое-то принципиальное новаторство, то только на очень зыбкой – опять же, для массового зрителя – почве далеко идущих экспериментов. Тех самых, которые заставляли в раздраженном смятении покидать залы счастливых обладателей пригласительных билетов на другие события «Кропивницкого», не совсем понимавших, что именно им предстоит до того, и что они только что видели и слышали – после.

К нам на фестиваль Поклитару привез уже проверенных «Женщин в ре-миноре», постановку 2014 года на музыку Иоганна Себастьяна Баха, и свежий балет «Вверх по реке» по мотивам не раз ставленной на подмостках и экранизированной «Загадочной истории Бенджамина Баттона» классика американской литературы Френсиса Скотта Фитцджеральда.

Главный герой в ней рождается дряхлым стариком, молодеет с годами и уходит из жизни младенцем. Правда, в продемонстрированной поздно вечером в субботу балетной версии загадочность и символизм истории практически сведены на нет – зачем-то в нее введен Мефистофель, дьявол из «Фауста» Гете. Он, собственно, и производит с возрастом центрального персонажа манипуляции, не оставляя открытых вопросов об их природе и главное – смысле и толкованиях, которые ставит перед читателем первоисточник.

Классные танцовщики классно танцуют модерн в классных костюмах Дмитрия Куряты под музыку современного украинского композитора, лауреата и призера Александра Родина, с классными черно-белыми проекциями Александра Друганова на заднике. Герой из загримированного старика становится молодым человеком в клубах дыма, очевидно адского, в итоге на сцене появляется ребенок лет десяти, а затем и сверток с грудничком. Фирменные «коробочки» и поддержки, уже успевшие примелькаться тем, кто на представлениях «Киев модерн-балета» не впервые, включены. Танцоры, хореографы и прочие поклонники маэстро в восторге. Сам маэстро с букетом и теплыми словами на сцене. Занавес. Долгие несмолкающие аплодисменты.