Иван Миклош: «Популисты очень опасны»

15:19
1336
views

Сменить имидж, не прекращать либеральные реформы и опасаться тех, кто хочет выглядеть «красиво», чтобы получить власть, – таковы общие рекомендации сегодняшней Украине от одного из авторов словацкого экономического чуда Ивана Миклоша. Сегодня его страна, которую 20 лет назад называли «черной дырой» Европы, – номер один в мире по производству автомобилей на душу населения, а средняя зарплата там приближается к 1000 евро.

 

На прошлой неделе вице-премьер, министр финансов и министр экономики Словакии в 1998-2012 годах, а теперь – главный экономический советник премьер-министра Украины побывал на Кировоградщине в рамках официального визита делегации представительства ЕС. Здесь он в том числе встретился с предпринимателями, а заодно ответил на наши вопросы. В Украине Миклош уже третий год, ранее был советником экс-министра финансов Натальи Яресько и экс-министра экономики Айвараса Абромавичюса. Пригласили потому, что именно он во многом отвечал за словацкие реформы, на основе которых стране удалось стать успешной и достичь высокого экономического роста. Сегодняшнюю ситуацию у нас он характеризует как сложную, но не безнадежную.

– С революцией обычно бывают связаны нереальные ожидания, что все можно поменять более быстро, – говорит советник Гройсмана. – Я не думаю, что не надо менять быстро. Я всегда говорю, что надо делать глубокие, комплексные реформы так быстро, как возможно. Но надо понять, откуда мы выходим. Ситуация была схожа с ситуацией в Словакии в 1998 году, но еще более сложной. Словакия была изолирована, мы не были приглашены в Евросоюз, а наших соседей пригласили, не было никаких инвестиций, индустрия была очень отсталой, огромная коррупция. Потому мы делали эти реформы. Думаю, что в Украине после Евромайдана впервые в истории ситуация меняется, и за 3,5 года было сделано больше, чем за 20 лет перед Майданом.

Общаясь с представителями бизнеса в областном центре, Миклош прочел целую лекцию о том, почему была необходима дерегуляция энергетической сферы, почему не нужно откладывать в долгий ящик приватизацию государственных предприятий и земельную реформу, что делать, чтобы привлечь иностранные инвестиции, кроме которых нам неоткуда ждать сегодня существенных финансовых вливаний и т.п. Но главный лейтмотив всего, им сказанного – рыночные реформы необходимо продолжать, это жизненно важно.

– В 2000 году курс доллара к словацкой кроне был 45 крон за доллар. Когда мы вступали в 2009 году в еврозону, курс был 25 словацких крон за доллар – мощное укрепление курса. Почему? Потому что реформы. Для каждого украинского гражданина самое важное – будут реформы продолжаться или нет. Боритесь за реформы, объясняйте людям, что популисты очень опасны, популисты, которые борются против реформ, хотят быть «красивыми», хотят иметь власть. Люди часто не понимают этого, не так просто понять, что дерегуляция, которая непопулярна, – она необходимая и хорошая. И те люди, которые это делают, непопулярны, – констатирует экс-вице-премьер Словакии.

Немало времени занял разговор о переориентации украинских производств и в целом бизнеса на европейские рынки. Тем временем многие западные компании не готовы сотрудничать с украинскими по единственной причине – здесь война, высокие риски, долгосрочное сотрудничество невозможно. Об этом говорят сегодня наши промышленники, в том числе – машиностроители, например. Мы не могли не спросить у Ивана Миклоша, что, по его мнению, с этим можно поделать.

– Надо поменять имидж, – отвечает он. – Словакия имела очень, очень плохой имидж в 1990-х. Тогда Мадлен Олбрайт сказала: «Словакия – черная дыра Европы». Все другие страны уже были приглашены в интеграцию (с Евросоюзом. – Авт.), словаки были исключением. Что поменялось? Не то, что пришло новое правительство. Поменялось то, что мы делали существенные реформы, о нас начала писать вся зарубежная пресса, как о «тигре реформ». Мы были отмечены Мировым банком как самая реформируемая страна мира. И это поменяло имидж, инвесторы начали заниматься.

Украине нужно что-то похожее. Война – конфликт здесь заморожен, и они все знают, что заморожен. Но надо делать активную коммуникацию, правительству нужно «продавать» те успехи, которые есть, что было сделано. И еще больше делать, и более эффективно давать знать за рубеж. Приватизация, земельная реформа – когда будут сделаны несколько примеров успешной приватизации, успешного привлечения знакомых всем крупных зарубежных корпораций, это потом будет, как флаг. Но это надо подготовить – один-полтора года надо, чтобы окончить успешно одну такую большую приватизацию. Когда они будут иметь интерес, они узнают, что да, там замороженный конфликт на востоке, но это маленькая часть, большая часть Украины нормально работает, там нет рисков, связанных с этим.

Другой вопрос «УЦ» касался темпов украинских реформ – не «опаздываем» ли мы с ними критически и с чем связано то, что перемены происходят медленней, чем многим хотелось бы. Ответ Ивана Миклоша приводим без купюр и комментариев. Навстречу любым грядущим выборам, так сказать:

– Была возможность идти быстрее. С одной стороны, было сделано много, но, с другой, было можно и необходимо сделать больше. Но это политически сложно, потому что поддержка парламента недостаточная. В первом году (после Майдана. – Авт.), когда правительство имело конституционное большинство в парламенте, только 37% правительственных предложений было принято. Когда мы были самой реформируемой страной в мире, в 2003 году, наше правительство подготовило 209 законопроектов, 208 было принято. Практически 100%, здесь – 37%. В этих условиях не идет так быстро, как бы могло. С другой стороны, идет в первый раз, в первый раз в истории система меняется в позитивном направлении, в направлении работающей рыночной экономики. Очень важно, чтобы это продолжалось до выборов и после них.

Фото Олега Шрамко, «УЦ».