Бюро расследований – для мебели или всё же?..

15:52
1545
views

Радость-то какая! У нас в стране появился тридцатый по счету правоохранительный орган! Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, с 20 ноября типа начало работать ГБР – Государственное бюро расследований. Теперь к этому ведомству от Генеральной прокуратуры перешло право расследовать преступления бывших президентов, а также действующих министров, народных депутатов, судей, полицейских и прочих непростых граждан.

Не верите, что это тридцатый по счету орган? Да потому что, кроме общеизвестных и пребывающих на слуху полиции, СБУ, прокуратуры, пограничной, фискальной и иных служб, статус правоохранительного органа у нас имеют еще десятки организаций, вплоть до нотариата, рыбоохраны и инспекции ядерного регулирования. Ладно, можно посчитать, что 29 таких органов, только потому, что налоговая милиция у нас вроде как и специализированный, но орган в составе фискальной службы, и его отдельно некоторые не считают. Сути дела это не меняет.

А еще ГБР – девятая по счету контора, которая будет бороться с коррупцией. Вместе с НАБУ, Нац­агентством по противодействию коррупции, Специализированной антикоррупционной прокуратурой, Национальным агентством по возвращению активов, полученных преступным путем, Госслужбой финансового мониторинга, прокуратурой, СБУ и МВД. Всё, можем вздохнуть смело – коррупции каюк! И ведь мы же еще не посчитали, к примеру, Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики при президенте Украины и еще ряд «сочувствующих» теме борьбы с коррупцией «институций».

Можем смело похохатывать и тыкать пальцем в какую-нибудь Великобританию – у них, несчастных островитян, всего один такой орган – Королевская британская служба по борьбе с крупным мошенничеством. Она занимается единичными расследованиями именно в особо крупных масштабах, к примеру, служба долго пила кровь из бывшего премьера Тони Блэра за какие-то сомнительные авиаперелеты за счет короны. А с мелкими и средними коррупционерами никто отдельно… не борется! У них просто есть несколько законов, некоторым (например, о независимом аудите) несколько сотен лет, всего таких законов, кажется, аж четыре. И полиция расследует дела о коррупции наряду с делами об ограблении банков, распространении наркотиков и т.д., а суды просто судят, согласно с этими законами.

Но у нас же своя дорога, свой путь! Хотя всем нам, гражданам Украины, сдается, что чем больше органов по борьбе с этим злом, тем более буйным цветом оно цветет. Последний пример из наших, местных – глава райгосадминистрации получил взятку за разрешение на очистку лесополос. 5 тысяч гривен! Извините, но так можно и до мышей… А где многие громкие дела о коррупции, о которых шумела пресса? Как там с пресловутыми «вышками Бойко»? Почему на свободе так называемые бриллиантовые прокуроры? Как дела у бывшего зама главы Николаевской областной администрации Романчука, пойманного на взятке в 90 тысяч долларов, у которого в подвале нашли несколько килограммов золота и несколько миллионов долларов? А вышел он под залог и живет себе на воле, если хотите знать.

Ну вот наконец-то у нас есть ГБР, ДБР на украинском. Говорят, нарочно название подбирали, чтобы было созвучно с ФБР. Создание Государственного бюро расследований было инициировано всего лишь 21 год назад. И до «запуска» его функциями занималась прокуратура, согласно переходным положениям Конституции Украины. Как видите, не шибко торопились там наверху с этим бюро. Думается, еще бы годков с десять создавали бы это новое ведомство, но тут Верховная Рада и Петр Порошенко процесс ускорили – согласно закону, принятому осенью 2015-го, после 20 ноября 2017-го нам всем без ГБР никак.

Система упорно сопротивлялась: Виктор Ющенко создавал когда-то рабочую группу по созданию НБР (тогда по вкусу больше было название Национальное бюро расследований). Совет по национальной безопасности и обороне недавно, одиннадцать лет назад, принимал постановление о создании бюро. И Виктор Янукович хотел бюро, о чем заявлял в 2013-м в послании к Верховной Раде: «Одним из важных вопросов институционального обеспечения реформирования правоохранительных органов является создание Государственного бюро расследований Украины».

Но как-то все оно не создавалось, что-то мешало.

И вот мы теперь с бюро. Хотя существует оно больше на бумаге. Как сказал действующий генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, «ГБР в полную силу заработает лишь в конце будущего года».

Пока же избрано руководство ГБР во главе с директором, им стал львовский юрист Роман Труба, так же у него есть два зама. Видимо, им уже начали начислять зарплату. Однако знаете, какие мысли возникают при изучении биографий руководства ГБР и его уставных документов? А стоило ли вообще огород городить?

Директор бюро и оба его зама – из прокурорских, точнее, все трое прошли школу Генеральной прокуратуры. То есть все они из организации, которая и до создания ГБР занималась тем же, чем должно заниматься Государственное бюро расследований! Пыталась доказать преступления Януковича и его подельников, искала виновных в расстреле Небесной сотни, посадить отдельных народных депутатов, заместителей министров и т.д. Но Янукович живет себе в Ростове-на-Дону, подозреваемый в грандиозных хищениях газовых денег народный депутат Александр Онищенко элегантно улетел в Лондон накануне вызова в прокуратуру, а некоторые беркутовцы, подозреваемые в преступлениях на Майдане, и сегодня служат в МВД.

Есть большие подозрения, что скорость и качество расследования этих и других дел не улучшатся. А то и… ГБР сначала дадут время на раскачку. Шутка ли – надо сформировать по всей стране штат из 1500 сотрудников! Нет сомнений, что в массе своей они будут выходцами из прокурорской среды. И в итоге Государственное бюро расследований окажется всего лишь филиалом Генпрокуратуры с особым статусом, ну и, похоже, с зарплатами повыше. Созданным больше для мебели (бюро – с французкого и есть мебель, письменный стол с кучей ящичков), чем для результата.

В общем думать, что с созданием ГБР вскоре мы увидим по телевизору качественную картинку, как в американских сериалах, где тренированные агенты в красивых бронежилетах врываются в кабинеты сенаторов и судей и берут их с поличным, не стоит. Пока можно лишь интересоваться – какое из зданий в Кропивницком отдадут под филиал ГБР (вы же знаете, что органы у нас любят особняки – вспомните здания областного управления МВД, или СБУ, или апелляционного суда)? Ну а коррупционерам местным пока бояться нечего. Во-первых, отдельного управления ГБР у нас не будет. По всей стране таких будет всего семь, 100%, что нас, как обычно, подчинят Днепру или Одессе. И в первую очередь они своих местных взяточников будут «щекотать», а не находящихся за сотни километров. А тем, кому повезет, желаем доблестной службы в новом органе с таким симпатичным названием – Государственное бюро расследований!