Не пеней единой: новшества закона о жилищно-коммунальных услугах

14:03
2273
views

Закон под номером 1581-д был принят Верховной Радой 9 ноября. Этот документ может полностью перевернуть нашу жизнь, поскольку он относится к самому наболевшему, наверное, украинскому вопросу – жилищно-коммунальному хозяйству.

Менять эту сферу пытаются уже давно, и эти изменения отражены во множестве вспомогательных законов, таких, как «Закон о коммерческом учете тепла и водоснабжения», «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и других. Наконец принят документ, сводящий все нормы в единое целое. Но насколько это целое жизнеспособно и как оно отразится на нас с вами?

Мнения экспертов относительно принятого законопроекта (чтобы он стал действующим законом, нужна подпись Президента) оказались диаметрально противоположными. Кто-то усматривает в нем основу для реформирования отрасли ЖКХ, которого наша страна ждала более 20 лет, а другие считают, что новый закон защищает исключительно интересы поставщиков коммунальных услуг – за счет потребителей. В общем, нам пришлось разбираться самим.

Практически все составляющие управления ЖКХ – государственное регулирование, ценообразование, отношения поставщиков услуг с потребителями – подверглись изменениям. Где-то эти изменения были кардинальными, где-то незначительными. Предлагаем коротко пройтись по каждому разделу нового закона (всего их шесть).

Раздел 1: «Общие положения». Здесь появились новые термины, с которыми нам теперь придется жить. Например, коллективный потребитель – юридическое лицо, объединяющее потребителей в здании и заключающее от их имени договора на предоставление коммунальных услуг. Если коротко – ОСМД или управитель. Законодательно закрепили и новую услугу – управление многоквартирным домом. В него, согласно закону, входят содержание общей собственности в многоквартирном доме (уборка помещений и придомовой территории, санитарно-технические работы, обслуживание внутридомовых систем, содержание лифтового хозяйства и т.д.), покупка энергоносителей для нормального функционирования здания, текущие ремонты. Заметьте – никаких капитальных работ типа ремонтов крыш или асфальтирования дворов!

Раздел 2: «Субъекты правовых отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, их права и обязанности». Очень важный раздел, который каждый потребитель, как нам кажется, должен распечатать и держать у себя дома (можно в рамочке на видном месте).  Но мы смотрим, что в нем появилось нового. Например, право потребителя в одностороннем порядке разорвать договор и отказаться от услуги. Правда, для этого поставщика услуги нужно предупредить за целых два месяца, а обрезку коммуникаций (при необходимости) должен будет провести только специалист от поставщика. И – да, право отключиться от услуги центрального отопления тоже есть! Но к нему есть приписка «в порядке, установленном законодательством», трактовать которую можно очень по-разному.

Теперь к обязанностям. Самая оскандалившаяся из них – пеня. Эту норму хотели ввести неоднократно, первые попытки делались еще правительством Януковича, но всякий раз против нее поднималась волна народного негодования. В нынешнем законе пеня составляет 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки платежа. То есть, если вы имеете долг в 200 грн, то ежедневно вам будет «капать» пеня в размере целых 2 копеек. Знаете, это скорее обидно, чем накладно. Максимальная сумма пени не может превышать размера задолженности.

Есть в обязанностях потребителя еще одно новшество – и оно весьма неприятно: возникающие аварийные ситуации решаются за счет… потребителя! Более того, если аварию не устранят вовремя, ему еще и выпишут штраф. Правда, речь в данном случае идет о зоне ответственности коллективного потребителя, то есть о внутридомовых сетях.

Раздел 3: «Оплата жилищно-коммунальных услуг». Это, наверное, самая волнующая часть законопроекта. Например, теперь имеется возможность потребителю платить авансом при заключении соответствующего договора. Но больше всего нас с вами интересуют цены. Закон 1581-д отменяет регулирование цен на коммунальные услуги. То есть теперь горсовет Кропивницкого не имеет права устанавливать верхнюю планку по квартплате, обслуживанию лифтов, вывозу мусора и другим нужным для нормальной жизни услугам. Эту сферу отпустили в «свободное плавание», считая, что рынок и кошелек потребителя сами создадут оптимальный тариф. Власти могут регулировать цену на коммунальные услуги только в одном случае – если управитель для дома или группы домов был назначен по результатам тендера, проведенного этими самыми властями. Под государственным регулированием остались лишь тарифы на энергоносители – электричество и газ. Ими, как и ранее, занимается НКРЭ.

Приведет ли это к резкому росту цен на коммунальные услуги? Честно – не знаем.

Есть в этом разделе такая себе статья 11, закрепляющая на законодательном уровне возврат части денег по сэкономленным гражданами субсидиям. Еще не монетизация в чистом виде, но первый шаг сделан.

Раздел 4: «Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг». Порядок заключения договоров с поставщиками коммунальных услуг претерпел значительные изменения. Были разработаны типовые договора на оказание услуг для индивидуальных потребителей, не пользующихся внутридомовыми сетями, а также для коллективных и индивидуальных потребителей, имеющих внутридомовые сети. При этом поставщик может отвечать за услугу до входа в дом и до входа в квартиру потребителя (в первом случае обслуживание внутридомовых коммуникаций оплачивает коллективный потребитель, во втором – индивидуальный). Потребитель может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант и закрепить его в договоре. Договора на поставку и распределение (это еще один новый термин, он важен, и мы объясним почему, но чуть позже) природного газа и электроэнергии заключаются только с индивидуальными потребителями. Срок действия договора – 1 год, после этого его либо расторгают, либо он автоматически продлевается еще на год. Да, пользование услугами без заключения договора от оплаты не освобождает.

Раздел 5: «Порядок предоставления коммунальных услуг». Эта часть закона является самой длинной, но по важности стоит на одном уровне с правами и обязанностями, так что советуем ее тоже распечатать – и в рамочку. И проследить, насколько поставщики придерживаются этого порядка.

Например, в случае аварии поставщик обязан оповестить потребителей о причинах, локации и сроках устранения поломки, причем так, чтобы гарантированно довести ее до потребителя в течение не более чем трех часов. Плата за время, в течение которого услуга не предоставлялась, насчитываться не должна.

Отдельный немалый пласт положений нового закона касается деятельности управителей. Так, если управитель – физлицо-предприниматель, он обязан либо сам пройти соответствующую аттестацию, либо нанять человека, имеющего такую аттестацию. Управитель-юрлицо обязан иметь в своем штате как минимум одного аттестованного сотрудника по специальности «менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)». Управитель не имеет права использовать средства, внесенные жильцами дома как квартплату, на иные нужды, кроме содержания дома и прилегающих территорий, текущего обслуживания внутридомовых сетей и прочих управительских услуг. Если жильцы решили скопить денег на некие капитальные работы, управитель обязан аккумулировать эти взносы на отдельном банковском счете. Если после года работы жильцы решили разорвать договор с управителем, он обязан вернуть им остаток средств со счетов.

А теперь вернемся к термину «распределение природного газа и электроэнергии». Вы же помните, как в начале нынешнего года НКРЭ пыталась ввести плату за пользование газовыми сетями? Так вот, Закон «О жилищно-коммунальных услугах» прозрачно намекает на то, что эта комиссия от своей идеи отказываться не собирается. Более того, без договора о распределении вы не имеете права заключить договор на поставку газа. Такую же фишку НКРЭ хочет ввести для электроэнергии. И, как видите, почву для этого уже подготовили.

Были внесены интересные изменения в правила прекращения поставки коммунальной услуги должникам. Отключение от коммуникаций в многоквартирном доме должно происходить обязательно в присутствии управителя или его представителя, либо представителя от ОСМД. Но, если поставщик честно предупредил управителя или ОСМД об этой операции ее дате и точном времени, а они не явились, то имеет право провести работы по отключению в гордом одиночестве. Есть и норма, по которой представители поставщика услуги имеют право проникнуть в помещение без согласия собственника. В законе указано, что на такой шаг коммунальные службы могут пойти в случае, когда собственника нет дома, связаться с ним невозможно или он не пускает представителей службы, и при этом есть подозрение, что именно в его помещении произошла авария или иная нештатная ситуация. Служба за собственный счет должна устранить сопутствующий этому проникновению ущерб (поменять взломанные замки и проч.).При  несанкционированном проникновении должны присутствовать представители от органов внутренних дел, организации, осуществляющей ремонтные работы и собственник одной из соседних квартир (если это многоквартирный дом). По факту проникновения составляется акт. Но в случае, если вламываться в чужую квартиру приходится из-за отказа собственника добровольно впускать техников, то все расходы ложатся на него, включая расходы коммунальной службы на осуществление взлома. Ирония – к тебе вломились, а ты за это еще и платишь…

Раздел 6: «Переходные положения». Здесь указано, что все перечисленные выше прелести станут частью нашей жизни через шесть месяцев после вступления закона №1581-д в силу. Исключение составляют нормы о начислении пени, возврате сэкономленных субсидий, деятельности управителей и некоторые другие, которые вступят в силу с 2019 года. Здесь же творцы проекта спрятали несколько преинтереснейших положений. Например, в доме, где более половины квартир отключены от некоей коммунальной услуги (например, центрального отопления), владельцы остальных помещений имеют право по собственному решению отключиться от этой услуги. С другой стороны, вводится абонплата за обслуживание счетчиков на тепло и воду. А вот приборы учета газа и электричества обслуживаются поставщиками, расходы, связанные с этим, отражаются в тарифе (смотрите не перепутайте).

Как видим, в новом законе «О жилищно-коммунальных услугах» есть и положительные, и отрицательные новшества. Но изменит ли он нашу жизнь так уж кардинально? Поживем – увидим.