Фермером нынче быть опасно

14:34
1737
views

В селе Высь Маловисковского района было обычное фермерское хозяйство, управлял им молодой фермер Андрей В. Хозяйство ему досталось не самое большое, да и долги по оплате паёв прошлогодних были. Проблемы с деньгами, но у кого их сейчас нет? Вот и возникла у Андрея потребность в дополнительных средствах. А тут как раз вовремя подвернулась знакомая, которая предложила солидную сумму в кредит, да и условия погашения – самые удобные. Дело в том, что она как раз занималась перепродажей сельхозпродукции и сопутствующих материалов. А потому готова была получать возврат денег в виде этой самой продукции. Красиво получается: и кредит погашаешь, и проблем со сбытом не имеешь. По крайней мере, так казалось тогда.

 

Cолидный кредит в более чем три миллиона гривен позволил оплатить топливо и гербициды, выдать зарплаты рабочим, закупить посевной материал и начать гасить долги перед пайщиками. Все земли хозяйства засеяли беспроигрышным подсолнечником. В далеком уже 2014 году погодные условия были достаточно благоприятные, и урожай ожидался очень неплохой. А потому никаких опасений насчет возвращения денег Андрей не испытывал. После сбора урожая грузовики повезли его по указанным кредиторшей адресам. Правда, возникли какие-то проблемы с оформлением документов, но, по ее словам, это временное недоразумение, которое должно было быстро решиться. Но вместо документов получил Андрей… судебных исполнителей. Оказалось, что в нашем славном городе уже состоялся суд, который принял решение о наличии задолженности у фермерского хозяйства Андрея В. По непонятным причинам ответчика «забыли» пригласить на суд, а поставили в известность уже о результате.

Предметом суда оказался хозяйственный спор с кредитором, которая утверждала, что долг ответчика перед нею составляет около шести миллионов гривен. Как оказалось, она принимала семечку по цене две с половиной тысячи гривен при средней рыночной более четырех с половиной тысяч. В результате получаем такой расчет: по факту было вывезено в счет долга 110 тонн семечки. Если его сдавать по 4,5 тысячи гривен, то это будет около пяти миллионов. А если по 2,5 тысячи, то меньше трех. Вот здесь и кроется простая математическая задачка. Откуда появилась сумма в шесть миллионов, если даже при минимальной стоимости семечки, которую поставляли в качестве погашения долга, часть его должна быть погашена? Более того, часть долга фермер погашал деньгами, через банк. Общая сумма таких проплат составляет чуть меньше миллиона гривен. Эти оплаты суд тоже «не заметил».

В 2015 году вдруг появляется еще одно дело. На этот раз уголовное. По статье 190, части 4 Уголовного кодекса Андрей обвиняется в… мошенничестве в особо крупных размерах. И санкция очень серьезная: от пяти до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества! Основанием служат снова-таки обвинения кредитора в полном отсутствии расчетов по кредиту. Только тут уже добавились некоторые интересные обстоятельства: появился протокол собрания основателей фермерского хозяйства, в котором Андрей В. выведен из состава основателей, отменен принятый в прошлом году устав, и сама кредиторша становится одним из основателей хозяйства. Теперь же хозяйством руководит и новый директор. Как такое стало возможным притом, что у самого Андрея В. остается во владении 51% акций хозяйства, – непонятно.

Само дело рассматривается в Ленинском суде областного центра на протяжении уже более чем двух лет. За время рассмотрения произошло много различных событий, например, новый директор… сдал на металлолом всю технику хозяйства. Куда-то делись комбайн, два трактора, автомобиль «Нива». Кроме того, были разобраны два складских помещения более чем 1000 квадратных метров каждое, мастерские. И это все делалось в то время, когда имущество хозяйства находилось под судебным арестом и контролем следователя! Андрей пытался привлечь на свою защиту (а фактически на защиту хозяйства) местных правоохранителей. Обращался и в Маловисковское управление внутренних дел, и в прокуратуру. Однако везде получил отписки и отказы: это хозяйственный спор – решайте сами.

Вдруг появились в суде документы, подтверждающие поступление 236 тысяч гривен на счет фирмы-кредитора в счет погашения долга. Однако еще около 400 тысяч, перечисленных туда же, суд найти не может. Пока шли судебные разборки, разрушилась семья: Андрей развелся с женой, хотя продолжает жить с ней в одной квартире и занимается воспитанием своего ребенка.

Андрей на все заседания суда являлся вовремя, на встречи со следователями приходил. Один раз не смог встретиться из-за поездки в другой город. Но ведь суд никаких ограничений в отношении него не принимал, а значит, и закон он не нарушал. Однако в конце слушания дела у следователя появились подозрения в том, что подсудимый может сбежать. Тем более что это подозрение подтвердила и бывшая жена, которая заявила, что он может уехать, не предупреждая, на несколько дней. Однако напрашивается вопрос: а зачем предупреждать в принципе чужого человека о своих перемещениях? Но суд решил, что это заявление является основанием, достойным того, чтобы задержать подозреваемого, и… отправил его в СИЗО. Сначала на месяц, потом еще на один…

Дело в суде разваливается, на мошенничество со стороны Андрея как-то не похоже: и документы, подтверждающие проплаты, появляются, и факт передачи семечки в счет погашения долга подтверждается. И тут вдруг появляется новое обвинение. Теперь уже по статье 191, часть 5. Растрата чужого имущества в особо крупных размерах. Срок почти такой же – от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества. Теперь Андрея В. подозревают в том, что это он… сдал на металлолом имущество хозяйства и уничтожил все постройки. Как раз те, которые Андрей и пытался сохранить. Более того, по документам, которые ранее представляла сторона истца, Андрей на тот момент был выведен из состава учредителей и реального доступа к имуществу не имел! Но эти факты не заинтересовали наш самый гуманный суд в мире.

Вот такая история происходит в наше время. И в дальнейшем мы планируем рассказать о многих интересных событиях, с нею связанных. И об угрозах в адрес Андрея В., и о предложении отдать квартиру в обмен на иск в шесть миллионов. И о том, как все та же доброжелательная кредиторша четырнадцать лет «воевала» с фермером из Компанеевского района, разорила его и лишила здоровья. Расскажем даже о том, что во всех этих исках следователем оказывался один и тот же человек, который подписывал разрешения на ликвидацию имущества, ей не принадлежащего. И о многом другом… А суды над Андреем продолжаются, и мы будем следить за его судьбой.

 

P.S. Пока статья готовилась к печати, внезапно состоялось судебное заседание, на котором поменялся состав судебной коллегии. А Андрею… продлили срок содержания под стражей. Основанием для этого стало утверждение прокуратуры, что он может как-то повлиять на единственного неопрошенного свидетеля. Два года не влиял, а тут вдруг…

От редакции: Просим прокурора Кировоградской области Анатолия Коваленко рассмотреть данную статью как официальное обращение в соответствии с действующим законодательством. Ответ областного прокурора обязательно опубликуем.